Государственный бюджет, как инструмент государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является бюджетная политика России, предметом исследования - государственный бюджет. Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета как инструмента государственного регулирования.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
• рассмотреть структуру государственного бюджета;
• определить основные макроэкономические функции государственного бюджета;
• изучить профицит и дефицит бюджета;
• изучить мультипликатор сбалансированного бюджета;
• проанализировать балансирование бюджета и его особенности в России.

Содержание работы

Введение
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета
3. Балансирование бюджета. Основные направления бюджетной политики в России.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

 

1. Государственный бюджет, его структура  и основные макроэкономические  функции

 

Государственный бюджет – это основной финансовый план доходов и расходов государства  на текущий год. Общие принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 17 июля 1998 г. и утвержденный Федеральным Законом № 145 ФЗ 31 июля 1998 г.

Государственный бюджет Российской Федерации – форма  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения.

Государственный бюджет – это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства. Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

В определении отражены три существенных признака бюджета:

- бюджет служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он – смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования,

- бюджет представляет собой финансовый план государства,

- этот признак заключается в том, что он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.

Государственный бюджет – это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

Структура бюджетной  системы той или иной страны зависит  прежде всего от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное  устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень — федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

- второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень — местные бюджеты.

Федеральный бюджет и  бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Федеральный бюджет решает такие задачи как национальная оборона, обустройство и охрана государственных  границ, фундаментальные научные исследования. Задачи, решаемые на уровне субъекта Федерации: финансирование приоритетных для данного региона экономических программ, жилищно-коммунальное хозяйство. На местном уровне решают следующие задачи: содержание органов местного самоуправления, спорт, культура. При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик  в составе РФ, 56 краевых и областных  бюджетов, включая одну автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляется аккумулированные государством средства.

Доходы госбюджета это:

- налоги на доходы юридических и физических лиц;

- поступления от реального сектора (налог на прибыль);

- поступление косвенных налогов и акцизов;

- пошлины и неналоговые сборы;

- региональные и местные налоги.

Увеличение доходов  госбюджета возможно как за счет повышения налогов и их собираемости, так и за счет гибкого налогообложения, т.к. снижение налогового бремени приводит к расширению производства. Доходная часть государственного бюджета образуется за счет поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.), а так же за счет налогов. Налоги образуют основную часть (75-85%) доходной части бюджета. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических  лиц в государственный и местные  бюджеты, необходимые для осуществления  государством своих функций. Эти  сборы производятся на основе законодательства.

В современных условиях налоги выполняют три основные функции: фискальную, регулирующую и экономическую.

Фискальная функция  – заключается в сборе денежных средств для создания государственных  денежных фондов и материальных условий  для функционирования государства.

Регулирующая функция  – заключается в том, что снижение или повышение налогов стимулирует  или сдерживает развитие определенных сфер экономики. Например, использование  налоговых скидок, льгот позволяет  государству стимулировать инвестиции, экономический рост, развитие в стране нужных отраслей, отстающих районов, влиять на распределение доходов с целью смягчения неравенства в обществе.

Перераспределительная функция – заключается в том, что собранные в бюджете налоги идут на финансирование нужных обществу программ (на развитие социальной сферы, защиту окружающей среды).

По объектам налогооблажения  различают три вида сборов в бюджет:

- налог на доходы ( зарплату, прибыль, девиденды, гонорары и др.);

- налог на имущество (земля, леса, предприятия, дома и др.);

- налог на расходы покупателей (при покупке вина, сигарет).

По способам взимания налоги делятся на:

- прямые – налоги, взимаемые непосредственно с получателей доходов (НДФЛ), либо с владельцев имущества (налог на собственность);

- косвенные – налоги включаемые в цены определенных товаров и взимаемые с покупателей этих товаров при их продаже (акцизы, таможенные пошлины).

По способу определения  размера налога различают три  основные системы:

- пропорциональные – это налоги с неизменной процентной ставкой, независящей от суммы дохода, расхода или стоимости имущества;

- прогрессивные – это налоги, ставка которых по мере роста доходов также растет;

- регрессивные – это налоги, ставки которых с ростом облагаемых сумм снижаются.

По уровню бюджета  налоги подразделяются на:

- федеральные, поступающие в государственный или федеральный бюджет (налог на добавленную стоимость (НДС), таможенная пошлина, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и др.);

- региональные, поступающие в бюджеты республик, краев и областей (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду и др.);

- местные, поступающие в бюджеты районного или городского уровней (земельный налог, курортный сбор, налог на рекламу, налог на содержание жилого фонда и др.).

Расходы бюджета - это  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы госбюджета на:

- промышленность, сельское хозяйство;

- социальную политику, науку, здравоохранение;

- государственное управление;

- международную деятельность;

- оборону, правоохранительную деятельность.

Посредством расходов государственного бюджета государство реализует  свои функции воздействия на экономическое  и социальное развитие и состояние  общества. Так, увеличивая расходы, государство  может расширять совокупный спрос (через повышение пенсий, пособий, зарплат); стимулировать производство (через заказы, дотации, субсидии предприятиям); ускорять развитие нужных сфер экономики: прогрессивных отраслей хозяйства, науки, образования, охраны окружающей среды (через инвестиции, гранты, кредиты).

Доля основных статей в структуре расходов и доходов в государственном бюджете стран с развитой рыночной экономикой приблизительно следующая :

Рисунок 1 – Структура  расходов в государственном бюджете

Сущность бюджета реализуется  через его основные функции: мобилизационную; контрольную; распределительную; стимулирующую; социальную.

Мобилизационная функция  связана с тем, что госбюджет  обеспечивает поступление денежных средств для государственных нужд. В результате в руках государства сосредотачиваются огромные ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

Контрольная функция  проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее Центральный банк, государственные казначейства, налоговые инспекции и другие органы.

Распределительная функция  связана с перераспределением доходов  от производителей в иные сферы хозяйства. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.

При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования  на макроуровне и в масштабах  всей экономики. Экономическое значение бюджета заключается в том, что он формирует большую часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей, таких как: объем производства и инвестиции; уровень безработицы и величина денежной массы в стране; государственный долг и инфляция.

Стимулирующая функция  связана с тем, что с помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производства, изменять структуру спроса и потребления.

Социальная функция  проявляется в аккумуляции средств  в бюджете и использовании  их на осуществление социальных программ, направленных на развитие науки, здравоохранения, культуры, образования.

 

2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета

 

 

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства  должен быть сбалансирован. Однако в  силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) зачастую доходы бюджета не покрывают расходы. Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета.

Информация о работе Государственный бюджет, как инструмент государственного регулирования