Госбюджет, как инструмент экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. При раскрытии такой экономической категории как государственный бюджет целесообразно отразить три его характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность.
По экономической сущности госбюджет – это денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан.

Файлы: 1 файл

госбюджет .doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем  объеме расходов, является образование, в 2009 году составит 4,04%. В динамике этот показатель падает, к 2011 году он снизится на 0,67%. В денежном выражении это  показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта "Образование", также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

Здравоохранение и спорт  – это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела  способность населения страны участвовать  во всех сферах производства. Т.е. с  помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

Прогнозируется, что в 2009 году объем расходов по данному  разделу составит 349,87 млрд. руб., в 2010 году произойдет увеличение на 4,55%, а  в 2011 году на 5,05%.

Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Этот показатель сначала увеличивается, а потом уменьшается. Спрогнозировано, что в 2009 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 310,26 млрд. руб., к 2011 году эта сумма уменьшится на 2,38 млрд. руб.

Менее финансируемые  разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,12% в общем  объеме расходов занимают:

    1. культура, кинематография и СМИ;
    2. жилищно-коммунальное хозяйство;
    3. охрана окружающей среды.

Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в  структуре расходов в 2010 и 2011 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства.

В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета  на первый год планового периода  и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода.

Таким образом, федеральный бюджет за период 2009-2010 годы как и планировалось исполнен с дефицитом. В 2009 году дефицит федерального бюджета составил -6%  в ВВП, а 2010 году -4% к ВВП.

В 2011 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом в 0,8% к ВВП.

 

 

 

2.3 Анализ экономической политики и исполнения бюджета в 2012 году

 

 

Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых  государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей. Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. Основой механизма реализации экономической политики, является государственное регулирование.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью  приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

Основной инструмент экономической политики, который  дает государственным органам в  полной мере осуществлять свои полномочия, а следовательно способствует  государственному регулированию, является государственный бюджет.

В числе важных факторов, определившихся тренды развития российской экономики в 2012 году – сохраняющийся  в течение года перегрев на потребительском  рынке. Он был связан как с ростом потребительского кредитования, так  и с ускоренным ростом  заработной платы, причем и в бюджетном, и в коммерческом секторах экономики.

Значительный чистый отток капитала из российской экономики, в целом за год – 85 млрд долл. –  дань, уплаченная российской экономикой за нестабильность мировых рынков (инвесторы выводили ресурсы с развивающихся рынков; подвела и кризисная недооценка европейских активов), с одной стороны, и неопределенность в экономической стратегии в связи со сменой правительства и его будущей стратегий.

Важная особенность  уходящего года – выход российской экономики на уровень полной занятости.  Теперь не безработица, а дефицит трудовых ресурсов – особенно качественных трудовых ресурсов – одна из важнейших и долгосрочных проблем российской экономики.

Среди других важных характеристик уходящего года – постепенное ужесточение бюджетной политики, позволяющее приступить к восстановлению Резервного фонда федерального бюджета. А также начало снижения таможенной защиты российских рынков после вступления страны в ВТО (23 августа 2012 г.) и усиление инфляции, связанное, в основном, с удорожанием сельскохозяйственного сырья.

Таким образом, основной тенденцией российской экономики в 2012 г. стал  дефицит факторов роста – в первую очередь, это касалось экспорта и потребления государственных учреждений. После около стагнационной динамики инвестиций в основной капитал в третьем квартале в дальнейшем темпы роста капвложений восстанавливались. Но устойчивости этому росту явно не хватает.

По данным Федерального казначейства, в прошедшем году консолидированный бюджет РФ был исполнен с профицитом в 269,2 млрд. руб. (см. Приложение 3), а федеральный бюджет исполнен с дефицитом в 37,1 млрд. руб. (см. Приложение 4).   Достижение почти бездефицитного бюджета в 2012 году было достигнуто в основном благодаря снижению расходов - они составили 99,3% от запланированных.

Объем доходов федерального бюджета в 2012г. составил 99,5% от прогнозируемого  на 2012г. .Доходы федерального бюджета на 50,2% формировались доходами от экспорта нефтегазоносного сырья, на 49,8% - из собранных налогов. 

Таким образом, экономическая ситуация в России по итогам 2012 года может  характеризоваться как стабильная, однако относительным залогом этой  бюджетной стабильности выступают  нефтегазовые доходы.

 

Таблица 5

 

Расходы федерального бюджета на 2012г

 

Статьи расходов

Утвержденные  бюджетные 
назначения на 2012г. 
млрд. рублей

Фактическое исполнение бюджета на 2012г

млрд. 
Рублей

в % к утвержденным бюджетным назначениям  
на 2012г.

Расходы

13035,4

12890,7

98,9

из них  на:

816,4

806

98,7

общегосударственные вопросы

обслуживание  государственного и муниципального долга

332

320

96,4

национальную  оборону

1832,2

1812,3

98,9

национальную  безопасность и правоохранительную деятельность

1821

1843

101,2

национальную  экономику

2051,9

1968,5

95,9

из нее  на:

108,1

107,8

99,7

топливно-энергетический комплекс

сельское  хозяйство и рыболовство

149,6

148,8

99,5

транспорт

372

339,7

91,3

дорожное  хозяйство (дорожные фонды)

483,7

442,4

91,5

связь и информатику

42,2

41,3

98

прикладные научные исследования в области национальной экономики

230,7

229,1

99,3

другие вопросы  в области национальной экономики

531,6

526,6

99

Продолжение таблицы 5

1)

Статьи расходов

2) Утвержденные  бюджетные 
назначения на 2012г. 
млрд. рублей

3)

млрд. 
Рублей

4)

в % к утвержденным бюджетным назначениям  
на 2012г.

жилищно-коммунальное хозяйство

239,8

228,5

95,3

социально-культурные мероприятия

5319

5290,6

99,5

межбюджетные  трансферты общего характера бюджетам  
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

600,3

599,4

99,9


 

 

На основании данных таблицы 5, можно  сделать вывод о том, что основными  статьями расходов федерального бюджета  за 2012 год, стали расходы на социально-культурные мероприятия, на национальную экономику, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, национальную оборону.

Процентные платежи, а точнее обслуживание государственного и муниципального долга  в 2012г. составили 320,0 млрд.рублей, их удельный вес в общем объеме произведенных расходов федерального бюджета составил 2,5%. Дефицит федерального бюджета в 2012г. сложился в сумме 37,1 млрд.рублей.

Таким образом, бюджетная политика в 2012 году была смягчена по сравнению с 2011 годом. Однако рост расходов оказался ниже запланированного и федеральный бюджет был сбалансирован.

 

 

 

 

 


Информация о работе Госбюджет, как инструмент экономической политики