Госбюджет, как инструмент экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. При раскрытии такой экономической категории как государственный бюджет целесообразно отразить три его характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность.
По экономической сущности госбюджет – это денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан.

Файлы: 1 файл

госбюджет .doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Особое место в бюджетных  отношениях занимают нормативные акты, издаваемые Правительством РФ, правительствами  республик в составе Российской Федерации, главами администраций других субъектов Федерации и местного самоуправления.

Посредством бюджетных прав Российской Федерации  проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны. Содержание бюджетных прав Российской Федерации обусловлено ее суверенитетом, который в соответствии со ст. 4 Конституции РФ распространяется на всю территорию России.

Статья 74 Конституции  РФ конкретизирует условия обеспечения  единства экономического пространства. Поскольку согласно Конституции РФ федеральные законы принимаются только Федеральным Собранием России, то этой статьей ограничена компетенция федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Таким образом, из вышесказанного можно выделить то, что к источникам бюджетного права относятся Конституция  РФ, БК РФ и другие нормативные правовые акты, издаваемые Президентом РФ, органами исполнительной власти РФ, местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах их компетенции.

Бюджетные права Российской Федерации реализуются органами государственной власти: Государственной  Думой, Советом Федерации Федерального Собрания, Президентом РФ, Правительством РФ. Эти права Российской Федерации выражаются в праве формировать бюджетные доходы, распределять бюджетные средства, самостоятельно исполнять утвержденный бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА ІІ  АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ

 

 

    •  Оценка структуры бюджета Российской Федерации

 

 

Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает в себя бюджеты различных уровней, фонды страхования, валютные резервы государства, денежные фонд предприятий и фирм, и прочие денежные фонды.

Как уже отмечалось ранее, центральное  место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год, т.е. всесторонняя смета государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам расходования. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

    • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    • второй уровень - бюджеты субъектов РФ;
    • третий уровень - местные бюджеты.

При этом бюджеты нижестоящих  органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. В государственном бюджете страны (с любым государственным устройством) находит свое отражение структура доходов и расходов государства.

Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Доходы бюджета –  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня. Особое значение на сегодняшний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75 % всех доходов.

Источники доходов бюджета  можно разделить на внутренние и  внешние.

К внешним источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями. Необходимо отметить, что данные средства чаще всего предоставляются на возвратной основе, т. е. по своей сути являются процентными ссудами. Финансирование нижестоящего бюджета вышестоящим происходит в форме дотаций, субвенций и ссуд.

Под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету  другого уровня на безвозмездной  и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления. В бюджет развития включаются ассигнования на такие затраты, как капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических программ, капитальное строительство и т. п. В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы.

Осуществление расходов бюджета достигается  при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств  предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.

Такой подход, сохраняя базовые  принципы среднесрочного федерального бюджета, создает необходимые ориентиры  для субъектов бюджетного планирования по бюджетным проектировкам и стимулы для реструктуризации и повышения эффективности расходных обязательств (Таблица 1).

 

Таблица 1

 

Статьи расходов государственного бюджета на 2011 год

 

Статья расходов

Сумма (млн. руб)

% от всего

1

Межбюджетные трансферты

1844346,5

33,76

2

Национальная  оборона

822035,9

15,05

3

Общегосударственные расходы

808196,5

14,79

4

Национальная  безопасность

662867,2

12,13

5

Национальная  экономика

497229,5

9,1

6

Образование

277939,3

5,09

7

Социальная  политика

215565,8

3,95

8

Здравоохранение и спорт

206373,5

3,78

9

Культура

67804,7

1,24

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

10

ЖКХ

53024,5

0,97

11

Охрана окружающей среды

8096,5

0,15

Итого

5463479,9

100


 

На основании данных таблицы можно сделать вывод  о том, что основными статьями расходов государственного бюджета России на 2011 год является расходы на межбюджетные трансферты, национальную оборону и общегосударственные расходы. При этом, минимум расходов государственного бюджета является ЖКХ и охрана окружающей среды.

 

 

    • Анализ государственного бюджета Российской Федерации за 2009 и 2011 года

 

 

В связи с изменениями  в бюджетном законодательстве в  основу бюджетного планирования положен  метод "скользящей трехлетки", при  котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.

Федеральный бюджет на 2009-2011 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения  всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год составил 10,9 трлн. рублей, на 2010 и 2011 год в сумме 11,7 и 12,8 трлн. рублей.  Расходы федерального бюджета на 2009 год прогнозируются в размере 9 трлн. руб., на 2010 год 10,3 трлн. руб., а в 2011 году 11,3 трлн. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 1,9 трлн. рублей в 2009 году, 1,4 трлн. рублей в 2010 году и 1,5 трлн. рублей в 2011 году. Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2009 год и на плановый период  2010  и  2011  годов. (см.Таблица 2)

 

Таблица 2

 

Расходы федерального бюджета  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

 

Расходы федерального бюджета

2009г

2010г

2011г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Общегосударственные вопросы

1143,28

11,24

1172,35

9,26

1135,45

8,21

Национальная оборона

712,57

7,01

734,95

5,81

806,93

5,84

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

756,84

7,44

833,60

6,59

888,74

6,43

Национальная экономика

1063,31

10,46

1165,78

9,21

1371,49

9,92

Жилищно – коммунальное хозяйство

81,02

0,80

82,25

0,65

79,38

0,57

Охрана окружающей среды

13,80

0,14

14,67

0,12

15,05

0,11

Образование

410,44

4,04

448,50

3,54

465,42

3,37

Культура, кинематография и средства массовой информации

114,06

1,12

114,13

0,90

114,32

0,83

Здравоохранение и спорт

349,87

3,44

365,85

2,89

367,54

2,66

Социальная политика

310,26

3,05

338,62

2,68

307,88

2,23

Межбюджетные трансферты

2987,11

29,38

3617,57

28,58

3 994,42

28,89

Условно утвержденные расходы

-

0,00

258,00

2,04

565,90

4,09

Секретные статьи

2 225,37

21,89

3 512,17

27,75

3 712,10

26,85

ВСЕГО

9 024,65

100,00

10 320,31

100,00

11 317,68

100,00


 

Максимальный удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2009 году на долю расходов этих средств  приходится 29,38%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем 2010 году он снижается на 0,8%. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 630,46 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2011 году до 3 994,42 млрд. рублей, что составляет на 1 007,31 млрд. руб. больше по отношению к 2009 году. В Приложении 1 и 2, можно наглядно увидеть, как происходит изменение этого показателя.

Это свидетельствует  о финансировании бюджетов субъектов  РФ. Вторым разделом, доля которого составляет 11,24% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В  динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Ориентировочно в 2011 году сумма расходов составит 1 135,45 млрд. руб., что уменьшится по отношению к запланированному в 2009 году на 7,83 млрд. руб. . К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.

Национальная экономика  занимает третье место в распределении бюджетных средств. Прогнозируется, что в 2009 году сумма составит 1 063,31 млрд. руб., в 2011 он увеличится до 1 371,49 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 28,98%.

Основное место в  их структуре занимают бюджетные  ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

На 4 месте в списке расходов бюджета стоит национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 5 месте национальная оборона.

Оба эти раздела наращивают финансирование. Мы видим, что такой  показатель, как национальная оборона  имеет динамику роста, с 2009 года по 2011 год прогнозируется увеличение в  сумме 94,36 млрд. руб. . А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 131,19 млрд. руб. В процентном соотношении данный показатель падает. Показатель "национальная оборона" сначала значительно падает (на 1,2%), а затем незначительно возрастает (на 0,3%).

Информация о работе Госбюджет, как инструмент экономической политики