Доходы бюджета субъекта РФ и пути их укрепленя (на примере бюджета Республики Татарстан)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение доходной части бюджета субъекта РФ и пути ее повышения на примере бюджета Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
провести анализ доходов бюджета Республики Татарстан;
определить пути повышения доходной части региональных бюджетов в условиях финансового кризиса.

Файлы: 1 файл

Доходы регионального бюджета на примере Республики Татарстан.doc

— 863.50 Кб (Скачать файл)

По данным Счетной палаты РФ за последние три года в субъектах  Российской Федерации наблюдается  положительная тенденция по увеличению неналоговых доходов, прежде всего, доходов от использования государственного и муниципального имущества. (7, C. 19). За указанный период процент неналоговых доходов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации составил около 8,5 % от общей суммы доходов бюджетов.

Основными платежами, формирующими неналоговые  доходы за период 2006-2008 годов, являлись: (40)

  • доходы от использования (продажа, сдача в аренду) имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • штрафные санкции;
  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду;
  • платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню;
  • платежи за пользование природными ресурсами.

Плановые назначения по неналоговым доходам за указанный период практически во всех регионах перевыполнены в среднем на 15-20 процентов.

Основным фактором, повлиявшим на перевыполнение плана по неналоговым  доходам, является усиление контроля со стороны администрирующих органов  по данным платежам.

Но также следует отметить и  тот факт, что исполнительными  органами власти субъектов Российской Федерации недостаточно эффективно используются резервы дивидендных выплат по акционерным обществам с долей участия государства в размере 50 %. На сегодняшний день, по данным ряда субъектов Российской Федерации (Иркутская, Самарская, Рязанская области), дивиденды на государственный пакет акций акционерными обществами указанных регионов по итогам работы за 2005-2007 годы не начислялись и не выплачивались.

Кроме того, в некоторых субъектах  Российской Федерации имеют место  нарушения, связанные со сдачей в аренду имущества, находящегося в ведении полностью или частично исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Нарушения связаны с тем, что перед сдачей в аренду имущество не проходит обязательную процедуру оценки, как это предусмотрено статьей 8 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Также одной из наиболее значимых осталась проблема, связанная с ведением базы данных «Реестра регионального имущества». Учет имущества в указанной базе данных ведется по остаточной стоимости.

Таким образом, отсутствие рыночной оценки объектов недвижимости, достоверной  базы данных по реестру имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности, а также несвоевременное начисление и невыплата дивидендов на государственный пакет акций акционерными обществами, где доля государства составляет 50 %, оказывают отрицательное влияние на доходный потенциал консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В рейтинге инвестиционной привлекательности  регионов России Республика Татарстан  на протяжении последних 10 лет не покидает первую десятку регионов с наименьшим инвестиционным риском и одного из высших инвестиционных потенциалов. Сочетание данных показателей ставит РТ в число наиболее благоприятных для инвестиций регионов России, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом и Московской областью. По объемам инвестиций в основной капитал республика по-прежнему лидирует среди регионов Приволжского федерального округа.

И последний крупный источник –  неналоговые доходы с учетом Государственного жилищного фонда при Президенте РТ. Их собрано более 9 млрд. рублей, уточненный план перевыполнен на один процент.

Неналоговые доходы бюджета Республики Татарстан включают, что видно из рисунка 2.5:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • прочие неналоговые доходы.










 


Рис. 2.5 Структура неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан

Здесь следует заметить, что доходы, полученные в 2008 году от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти Республики Татарстан и созданных ими учреждений и в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий Республики Татарстан, меньше по сравнению с 2007 годом на 8,5 %.

Определяющими факторами снижения доходов от аренды государственного имущества являются завершение реформирования государственных унитарных предприятий и передача части учреждений в федеральную собственность.

Резервы пополнения неналоговых доходов  связаны в основном с повышением эффективности использования собственности через эффективное регулирование ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов. Прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетов. (21, C. 26)

Дополнительно резервом увеличения доходов  от перечисления части чистой прибыли  государственных унитарных предприятий Республики Татарстан являются повышение эффективности работы по взысканию задолженности и увеличение объемов части чистой прибыли государственных унитарных предприятий.

Успешным был 2008 год в части  выполнения плана доходов бюджета  республики и программ целевых бюджетных фондов, входящих в состав республиканского бюджета. (41)

В Госжилфонд РТ поступило 4,8 млрд. рублей, включая 440 млн. рублей федеральных  средств. Эти доходы были направлены на реализацию Программы социальной ипотеки, в реализации которой приняли участие полторы тысячи организаций.

Основную сумму платежей в фонд обеспечили 117 крупных предприятий  республики – 3 млрд. 990 млн. рублей или 92 процента от общего объема. Наибольший вклад в формирование доходной части  бюджета Госжилфонда внесло акционерное общество «Татнефть», сумма поступлений по которому составила 1 млрд. 704 млн. рублей или 40 процентов от всей суммы платежей по республике.

В остальные фонды  – Дорожный, Экологический и Безопасности дорожного движения поступило 6,1 млрд. рублей доходов (101 процент к уточненному плану).

Трехлетнее бюджетное  планирование определяет неналоговые  доходы на 2009 год в объеме 6 783 618 тыс.рублей, что составит 95,5% к ожидаемому уровню исполнения в 2008 году. Доля  неналоговых доходов в структуре доходов бюджета – 7%. Динамика поступления неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан представлена рис. 2.6

 

Рис. 2.6 Динамика поступления неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан в 2008-2011гг.

 

Как видно из рис. 2.6 основной объем поступлений данных доходов в 2009 году составят прочие неналоговые доходы – 5 410 000 тыс.рублей или 79,8% от общего объема неналоговых доходов (в 2010 году – 80,7%, в 2011 году – 81,5%).

Поступление неналоговых  доходов в 2010 и 2011 годах прогнозируется на уровне 7 128 162 тыс.рублей и 7 448 178 тыс.рублей, удельный вес в доходах бюджета – 7%, рост к предыдущему году – 105,1 % и 104,5% соответственно.

Управление неналоговыми доходами является составной частью управления совокупными доходами государства, имеющего по аналогии с корпоративными финансами такие функциональные элементы, как организация, планирование, регулирование, контроль. По сравнению с организацией управления налогами хуже обстоят дела с управлением неналоговыми доходами. Они либо планируются методом «от достигнутого», либо не планируются вообще. В то же время в мировой практике данный вид доходов четко планируется и жестко контролируется. Например, доходы от сдачи имущества в аренду планируются либо автоматическим методом (в плановый год заносятся данные из отчета прошлого периода), либо осуществляется пообъектное планирование. Автоматический метод используется, если договора аренды заключены более чем на 3 года и не предполагается их пересмотр. Пообъектное планирование - более сложная процедура. Комитет по имуществу каждого муниципалитета составляет карту недвижимости, в которой районы раскрашены разным цветом в зависимости от категории стоимости аренды (как правило, стоимость аренды помещения зависит от расположения). Затем вводятся поправочные коэффициенты (качество помещения, ремонт, подъезд автотранспорта и т.д.), которые увеличивают или уменьшают стоимость аренды. При планировании доходов от сдачи имущества в аренду чиновник и контролирующие органы ориентируются на данные карты. Сначала определяют потенциально свободные помещения, которые могут быть сданы в аренду, и на основе карты рассчитывают минимальную стоимость арендной платы 1 м2 площади и всего помещения. Затем определяют, сколько времени помещение будет находиться в аренде. На основании всех этих данных рассчитывают плановые поступления от аренды. При заключении договора на аренду помещения чиновники также проводят тендер, как и при покупке товаров, работ, услуг, т.е. поручают поиск клиентов нескольким риэлтерским фирмам, тем более, что платить за услуги придется арендатору.

Результаты функционирования государственных предприятий показали их экономическую неэффективность. Поданным Счетной платы РФ, ежегодно в результате неэффективного использования  государственной собственности государство недополучает от унитарных предприятий до 100 млрд. руб.

Таким образом, неналоговые  доходы занимают в доходной части  бюджета Республики Татарстан довольно значительное место и имеют имущественный  характер.

2.3. Оценка роли межбюджетных  трансфертов в формировании доходной  части регионального бюджета

 

Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним  бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной  системы Российской Федерации, т.е финансовая помощь. Система финансовой помощи бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам призвана способствовать: (13, C. 59)

– выравниванию бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов);

–  доступу граждан  вне зависимости от места их проживания к основным бюджетным услугам  и социальным гарантиям;

– созданию стимулов для  проведения на региональном уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной  политики;

– повышению эффективности  бюджетных расходов.

В настоящее время  определены структура и объем  межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета. Для этих целей  в составе федерального бюджета  действуют пять фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных финансов. Формирование и распределение этих фондов формализовано и строго регламентировано нормативно-правовыми актами Правительства РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов» количественная структура межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований представлена в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Структура межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов  
Российской Федерации и муниципальных образований в 2008-2010 гг.

Наименование 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

млрд. руб.

доля в общем объеме, %

млрд. руб.

доля в общем объеме, %

млрд. руб.

доля в общем объеме, %

Всего

926,5

100,0

907,2

100,0

880,2

100,0

Дотации

375,5

40,5

392,7

43,3

411,1

46,7

В том числе: на выравнивание бюджетной  обеспеченности

329,0

35,6

350,9

38,8

373,8

42,7

Субсидии 

317,2

34,2

300,7

33,1

234,2

26,6

Субвенции

<p class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439" style=" margin-t

Информация о работе Доходы бюджета субъекта РФ и пути их укрепленя (на примере бюджета Республики Татарстан)