Доходы бюджета субъекта РФ и пути их укрепленя (на примере бюджета Республики Татарстан)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение доходной части бюджета субъекта РФ и пути ее повышения на примере бюджета Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
провести анализ доходов бюджета Республики Татарстан;
определить пути повышения доходной части региональных бюджетов в условиях финансового кризиса.

Файлы: 1 файл

Доходы регионального бюджета на примере Республики Татарстан.doc

— 863.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Дипломная работа

На тему

Доходы бюджета субъекта РФ и  пути их укрепленя (на примере бюджета Республики Татарстан)

 

 

 

Казань 2009

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

В условиях становления  рыночных отношений финансовой политике принадлежит особая роль: она должна не только выполнять социальные функции, но и активно стимулировать подъем экономики, способствовать расширению сферы рыночных отношений, участвовать в формировании конкурентной среды и создании полноценного рынка, как на федеральном так и на региональном уровнях.

Финансы субъектов Российской Федерации  представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования  региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.

Бюджетные отношения региона представляют собой часть финансовых отношений государственных органов власти с государственными, акционерными и частными предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. Бюджет региона является формой образования и расходования денежных средств в целях обеспечения в регионе функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государственных органов.

Ориентация на децентрализацию, лежащая  в основе реформы всей системы  управления, предполагает усиление экономической  и финансовой самостоятельности  регионов. Это, однако, не исключает  необходимости перераспределения части федерального бюджета между субъектами Федерации. Более того, механизм объективного перераспределения части общих средств в форме непосредственной передачи их в бюджеты субъектов Федерации (трансфертов) является важным условием укрепления Федерации.

Содержание региональной бюджетной  системы образуют следующие элементы: региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, дотации, расходные обязанности, региональные финансовые и налоговые отношения с госбюджетом и с местными бюджетами.

Доходы и расходы  регионального бюджета характеризуют  финансовые потоки (суммы денежных средств), поступающие в бюджет субъекта РФ и выходящие из него; преобразование доходов в расходы — это  и есть главная деятельность бюджетной системы. Хотя конечной целью составления бюджета являются расходы, но основой его, конечно, служат доходы.

Исторический опыт формирования доходов  региональных бюджетов в странах  с развитой рыночной экономикой свидетельствует  о разнообразии моделей формирования, обусловленном поиском оптимального взаимодействия между бюджетами разных уровней, обеспечения финансовой самостоятельности каждого субъекта власти в едином государстве.

В последние годы субъекты Федерации  получили определенные права в области  налогообложения и распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость доходной базы регионального бюджета от эффективности управления процессом формирования собственной финансовой базы. Существующие доходные источники нельзя признать исчерпывающими, и это является причиной несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Отсюда упорядочение финансового обеспечения полномочий субъектов РФ является важнейшим условием укрепления российской государственности на основе принципов финансовой самостоятельности и федерализации.

Актуальность выбранной  темы состоит в том, что в настоящее время отсутствуют эффективные стимулы роста доходов региональных бюджетов, что ведет к появлению большого числа дотационных территорий. Плавное выравнивание бюджетов за счет дотаций и субвенций создает у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы. По сути, игнорируется принцип функционирования финансовых кругооборотов в рамках бюджета - их объективная связь со сферой производства товаров и услуг. Поэтому существует необходимость совершенствования механизма формирования доходной части региональных бюджетов, повышения уровня собственных доходов регионов.

Целью дипломной работы является изучение доходной части бюджета субъекта РФ и пути ее повышения на примере бюджета Республики Татарстан.

Для достижения поставленной цели в  работе поставлены следующие задачи:

    • рассмотреть теоретические основы формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
    • провести анализ доходов  бюджета Республики Татарстан;
    • определить пути  повышения доходной части региональных бюджетов в условиях финансового кризиса.

Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит  из введения, трех глав, выводов и  предложений, списка использованных источников.

Во введении обоснованы актуальность темы, поставлены цель и  задачи дипломной работы.

В первой главе «Теоретические основы формирования доходов бюджета  субъектов Российской Федерации» сущность  и роль региональных бюджетов в социально – экономическом развитии регионов, а также классификация и нормативно-правовое регулирование  формирования доходной части бюджета субъекта Российской Федерации.

Во второй главе «Анализ  доходов  бюджета Республики Татарстан» делается анализ налоговых и неналоговых доходов бюджета  РТ и  оценивается роль межбюджетных трансфертов в формировании доходной части регионального бюджета.

Третья глава «Пути  повышения доходной части региональных бюджетов в условиях финансового  кризиса» определяет направления повышения налоговых  доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и пути укрепления доходной части региональных бюджетов за счет неналоговых поступлений, используя при этом зарубежный опыт в формировании доходов субфедеральных бюджетов.

Информационной базой исследования стали нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан, учебная и специальная литература, материалы периодической печати, а также официальные сайты глобальной сети интернет, относящиеся к Министерству финансов Российской Федерации и Республики Татарстан.

 

1. Теоретические основы  формирования доходов бюджета субъектов Российской Федерации

1.1. Экономическое содержание и значение доходов бюджетов субъектов Российской Федерации

Бюджетные отношения  региона представляют собой часть финансовых отношений государственных органов власти с государственными, акционерными и частными предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет региона является формой образования и расходования денежных средств в целях обеспечения в регионе функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государственных органов.

Основные функции, которые призвана выполнять бюджетная система региона, можно сформулировать следующим образом: (29, C. 296)

• создание условий повышения  уровня и качества жизни населения  региона;

• содействие справедливому  распределению доходов между  отдельными группами населения, проживающего на территории региона;

• развитие деловой активности в регионе путем направления  региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в точки роста регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;

• выравнивание условий  предпринимательства в территориальных  образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур.

Эти функции носят  общий характер и действенны в  любых странах и условиях. На определенном этапе эти функции могут претерпевать видоизменения, могут появиться новые задачи, вызванные особенностями переходной экономики.

Концепция формирования финансовой политики основана на признании  необходимости формирования таких  финансовой базы региона и системы налогообложения, которые способствовали бы развитию рыночной экономики и социальной инфраструктуры и одновременно обеспечивали бездефицитность бюджетов и достижение финансовой стабилизации и предпосылки последующего экономического роста.

Бюджетная система региона включает в себя консолидированный бюджет и внебюджетные фонды.

Консолидированный бюджет региона включает в себя непосредственно сам бюджет региона, бюджеты городов регионального подчинения, а также консолидированные районные бюджеты, каждый из которых объединяет административно входящие в состав района бюджеты местных органов власти.

Региональный бюджет является инструментом прямого активного вмешательства государственных органов региона в процесс социально-экономического развития региона: его производственной и социальной сфер.

На всех уровнях территориальной  системы главным источником финансирования социальных и природоохранных мероприятий, создания социально справедливых условий  для проживания на данной территории является региональный бюджет, основным источником пополнения которого служат налоги.(35, C. 135)

Реализация на практике принципа экономической самостоятельности  региона существенно меняет роль регионального бюджета в финансовом обеспечении региональных программ социально-экономического развития. Во-первых, этот бюджет становится основным источником финансирования развития социальной сферы и инфраструктурного обустройства территории.

Во-вторых, доходная часть  регионального бюджета реально  ставится в зависимость от эффективности хозяйственной деятельности на территории. Причем у региональных органов власти появляются рычаги воздействия на общеэкономическую обстановку в регионе и возможности активизации предпринимательской деятельности.

К таким рычагам прежде всего относятся арендные платежи за используемую территорию и помещения, налоги на доходы кооперативов и малых предприятий, местные налоги. Доходная часть формируется за счет распределения и перераспределения созданного ВРП. Она включает платежи из прибыли предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, налоги с населения, средства, выделяемые региону при перераспределении ресурсов, остающихся у предприятий и организаций, а также при перераспределении средств вышестоящих бюджетов.

На выбор рациональной экономической политики региона существенное влияние оказывают объективно складывающиеся отношения между уровнем ставок налогообложения и фактическим поступлением налогов в бюджетную систему региона. Эта связь исследована американским экономистом Артуром Лаффером.

Кривая Лаффера — зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, а также выявляющая налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимальных значений. А.Лаффер построил количественную зависимость между изменением налоговых ставок и доходами бюджета в виде параболической кривой: по мере роста ставки налога от нуля до 100% налоговые поступления также увеличиваются до некоторого максимального уровня, затем их рост несколько замедляется, и далее следует либо плавное снижение налоговых поступлений, либо их резкое падение. Снижение налоговых поступлений объясняется, по мнению А.Лаффера, тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность, в результате чего сокращается налоговая база. Так, например, налоговая ставка в 100% останавливает производство, налоговая база становится равной нулю и приносит нулевую фискальную прибыль. По оценкам А.Лаффера, допустимой предельной ставкой налоговых изъятий можно считать 30% от суммы дохода; 40—50%-ное изъятие доходов сокращает сбережения населения, снижает заинтересованность в инвестировании. Высокие налоговые ставки, кроме того, побуждают налогоплательщиков использовать различные легальные (налоговое планирование) и нелегальные (теневые) способы уклонения от уплаты налогов. Более низкие ставки налогов, напротив, создают дополнительные стимулы к работе, инвестициям и инновациям и, как следствие, к подъему национального производства. Расширение налоговой базы в этих условиях позволяет поддерживать фискальные доходы на прежнем уровне даже при снижении налоговых ставок.(38, C. 362)

Важнейшей частью бюджета  региона является региональный бюджет развития, который отражает возможности государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионе.

Целями разработки бюджета развития региона являются:

• поддержка важных (приоритетных) для экономики региона инвестиционных проектов;

• финансирование неэффективных, но насущно необходимых мероприятий  по развитию экономики региона;

• предоставление возможности  получения гарантий под кредиты на реализацию эффективных инвестиционных проектов.

Бюджет развития региона  является составной частью регионального  бюджета, средства которого используются для кредитования, инвестирования и  гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Денежные средства, направленные в бюджет развития региона за счет внутренних средств, не подлежат секвестру в течение финансового года.

Средства бюджета развития формируются за счет следующих источников:

Информация о работе Доходы бюджета субъекта РФ и пути их укрепленя (на примере бюджета Республики Татарстан)