Бюджетный федерализм на примере РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Основная цель исследования состоит в системном анализе общих принципов и закономерностей взаимодействия между федеративным устройством и бюджетным федерализмом, углубление знаний о содержании такой категории как «бюджетный федерализм». Цели исследования состоят также в выявлении и решении теоретических и практических проблем в сфере бюджетного федерализма.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Бюджетный федерализм в Российской Федерации………………………..4
1.1 Форма государственного устройства в России………………………… ..4
1.2 Модели федерализма 1990 годов…………………………………………..5
1.3 Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время…7
2. Основные проблемы бюджетного федерализма в России в
настоящее время………………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...19

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 42.21 Кб (Скачать файл)

ОУП ВПО «АТИСО»

КАФЕДРА ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

 

 

 

 

 

 

Контрольная   работа

на  тему:

 

Бюджетный федерализм

(на примере  РФ)

 

               

 

 

 

                                                    

 

                                                               Выполнила студентка 2 курса

                                                Заочного факультета

                                                          Группы Финансы и кредит

                                                                                                                      

                                                     Проверил: Гужов В.Ю.

                                                                                                                      

 

 

 

Москва 2011

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………...3

1. Бюджетный федерализм в Российской  Федерации………………………..4

1.1 Форма государственного устройства  в России………………………… ..4

1.2 Модели федерализма 1990 годов…………………………………………..5

1.3 Бюджетный федерализм в Российской  Федерации в настоящее время…7

2. Основные проблемы бюджетного  федерализма в России в

 настоящее время………………………………………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из основных характеристик федеративного  государства является соответствие базовых направлений экономической  политики, как в действиях федерального правительства, так и в действиях  правительств субъектов Федерации. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских условиях, - задача более чем непростая. Для обеспечения  этого потребуется создание такой  системы федерализма, которая способна эффективно учитывать интересы политических представителей как федеральных, так  и региональных органов власти.

Поэтому неудивительно, что множество дискуссий, так или иначе, затрагивает сложную  проблему федерализма и разделения политических и финансовых полномочий между Федерацией и ее субъектами. В настоящее время ведутся  различные переговоры на тему развития бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в России.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена  необходимостью теоретических разработок проблем бюджетного  
федерализма в условиях экономических реформ и процесса быстрого развития гражданского общества, включая институты разграничения полномочий между различными уровнями народного представительства.  
         В данной работе предлагается широкий взгляд на проблемы бюджетного федерализма, предпринята попытка рассмотреть теоретические и отчасти прикладные вопросы конституционно-правовой проблематики бюджетного федерализма в России.

        Основная цель исследования состоит в системном анализе общих принципов и закономерностей взаимодействия между федеративным устройством и бюджетным федерализмом, углубление знаний о содержании такой категории как «бюджетный федерализм». Цели исследования состоят также в выявлении и решении теоретических и практических проблем в сфере бюджетного федерализма.

 

 1. Бюджетный федерализм в Российской Федерации

 

1.1. Форма государственного устройства России

 

Форма государственного устройства – элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру  государства, способ его политического  и территориального деления, обуславливающий  определенные взаимоотношения всего  государства с органами его составных  частей. Различают следующие формы  государственного устройства:

- унитарная (простое, единое государство; в нем существует единая система высших органов власти и единая система законодательства, например, Польша, Венгрия, Испания);

- федерация (сложное, союзное государство, части которого обладают в той или иной мере государственным суверенитетом, наряду с высшими органами государственной власти и федеральным законодательством существуют органы и законодательство субъектов федерации, такие как Германия, Индия, Россия, Мексика, США);

- конфедерация (форма объединения государств, сохраняющих свой университет, например, существовавший в 1982-1989гг Сенегамбия).

Российская  Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа.  В ст.5 Конституции указывается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной  целостности, единстве системы государственной  власти, разграничения полномочий между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти ее субъектов.

Российская  административная система состоит  из трех уровней. Федеральное (центральное) правительство является первым уровнем. Второй уровень включает 83 субъекта Федерации, которые характеризуются определенной степенью автономности по отношению к федеральному правительству. Статус субъектов Федерации претерпевал значительные изменения по мере того, как они требовали большей степени независимости. Третий уровень администрации состоит из местных органов власти. Сюда входит более 28 000 местных органов власти, которые включают органы власти крупных городов (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), городских районов, малых городов, поселков городского типа и сельские администрации. Однако, поскольку бюджеты местных органов власти сильно зависят от региональных бюджетов, можно сказать, что российская система федерализма в финансовом отношении представляет собой скорее два, а не три уровня: федеральное правительство, с одной стороны, и региональные и местные органы власти — с другой.

 

 

 

 

 

1.2 Модели федерализма 1990 годов

 

Первые  реформы зарождающейся российской демократии, проведенные при президенте Борисе Ельцине, привели к модели федерализма, характеризующейся быстрой  и упрощенной политической и финансовой децентрализацией (1991-1993 гг.) В рамках этого политического сценария власть быстро перешла в руки региональных органов власти, что значительно  ослабило федеральное правительство. Многие регионы объявили о своей  юридической, экономической и институциональной  независимости от России, и предполагалось, что все 89 региональных правительств будут на равных вести дела с федеральным  правительством. На практике эти отношения  определялись двусторонними договорами между федеральным правительством и субъектами Федерации. Кроме того, региональные правительства все  больше и больше конкурировали с  федеральным правительством в борьбе за реальную власть. Таким образом, в начале 1990-х годов политическая обстановка в России характеризовалась политической борьбой не только между исполнительной и законодательной властью, но и между федеральными и региональными органами власти.

В начале 1990-х годов политические отношения  внутри России характеризовались децентрализацией в области принятия решений, которая  шла слишком быстро и зашла  слишком далеко, в то время как  налогово-бюджетные отношения продолжали оставаться централизованными, что  приводило к путанице. В результате, не было открытости, подотчетности  и эффективного распределения ресурсов, а из более высокой степени  политической автономии на региональном уровне не следовала более высокая  степень политической ответственности. Одним из основных противоречий ранней российской системы бюджетного федерализма  была децентрализация ресурсов (как  доходов, так и расходов) в сочетании  со слабым и неэффективным федеральным  правительством.

Конституция 1993 г. стала важным шагом на пути к легитимности российской модели федерализма. Она обеспечила институциональную и правовую базу, необходимую для новой федеральной системы, а именно равный статус для всех субъектов Федерации. Разделение предметов ведения зафиксировано в ст. 71 и 72 Конституции, которые начали реализовываться в 1994-1995 гг. Впервые в межбюджетные отношения были введены однозначные и стабильные правила распределения доходов и расходов между всеми регионами вместо двусторонних договоров.

После выборов  губернаторов в 1996 г. регионы России стали более независимыми от федерального правительства, как в политическом, так и в экономическом плане. Власть региональных элит росла и процветала. В условиях сильных различий между регионами по уровню дохода на душу населения сравнительно быстро политическое влияние богатых регионов или регионов-«доноров» в отношениях с федеральным правительством стало гораздо сильнее, чем влияние бедных регионов, и политический фаворитизм вновь начал определять отношения между федеральным правительством и региональными органами власти. В конце 1990-х годов реформа федеральной системы в России получила дальнейшее развитие: правительство представило «Концепцию реформирования межбюджетных отношений в 1999-2000 гг.», которая была одобрена Государственной Думой в июле 1998г.

На протяжении 1990-х годов оставались несоответствия между федеральными и региональными  законами, а бюрократическое вмешательство  и коррупция, на региональном или  местном уровне, часто тормозили  институциональное развитие и предпринимательскую  инициативу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время

 

Российская  Федерация в настоящее время  отличается достаточно высоким уровнем  централизации - она может передать полномочия на нижестоящий уровень, а может - забрать их обратно. Последствием муниципальной и административной реформ, проводимых сейчас в России, явилось изменение и резкое возрастание  роли федерального центра. Ярким примером служат Федеральный закон от 6 октября  2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Единственным  способом превратить Россию в подлинную  федерацию является конституционное  урегулирование отношений между  центром и регионами. И, прежде всего, это должно касаться бюджетных полномочий, через объем которых и определяется подлинная самостоятельность и субъектов федерации, и местного самоуправления.

Российская  конституционная модель бюджетного федерализма на сегодняшний день отличается крайне общим характером регулирования и нуждается в  совершенствовании, ибо пробелы  регулирования порождают проблемы в текущем федеральном законодательстве, призванном юридически обеспечивать реализацию конституционных основ. Конституционное  закрепление основ бюджетного федерализма  позволит децентрализовать отношения  между Российской Федерацией и ее субъектами.

Позитивное  влияние бюджетной децентрализации  на экономический рост, в частности, доказывалось Дж. Хафером и А. Шахом, которые основывались на системе специально разработанных ими индексов (показатели политической свободы, политической стабильности, качества управления), которые сравнивались с динамикой ВВП, его распределением, соотношением внутреннего долга с ВВП и т.д. Но такие специалисты как Х. Девуди и Х. Зу констатировали негативное влияние бюджетной децентрализации на экономическое развитие. Но как показывают статистические данные, уровень бюджетной децентрализации в развитых странах значительно выше, чем в развивающихся.

Говоря  же о России, то именно централизованное принятие решений и финансовый контроль остаются основными характеристиками российской финансовой системы. В области  доходов более 90% региональных и  местных доходов непосредственно  контролируется федеральным законодательством. Федеральные налоговые органы собирают почти 100% налогов, уплаченных в региональные и местные бюджеты.

Необходимо  отметить и «Программу развития бюджетного федерализма». Эта программа на сегодняшний день завершена.

Результатом ее стало четкое разграничение расходных  полномочий, закрепление за бюджетами  всех уровней доходных источников. Самое главное – принята основополагающая часть закона о разграничении  полномочий. Принято решение по самостоятельности  каждого из уровней бюджетной  системы, закреплению соответствующих  доходных источников, расходных обязательств. Приняты необходимые поправки в  бюджетное законодательство, которые  позволяют выстроить систему  межбюджетных отношений, необходимую  для четкого функционирования каждого  из уровней бюджетной системы. Определена четко система межбюджетных трансфертов, выстроена устойчивая система фондов межбюджетного выравнивания. Это  и фонд финансовой поддержки территорий, это и фонд софинансирования социальных расходов, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации, это и фонд реформирования региональных финансов.

Одна  из основных задач, которая была поставлена, это сглаживание объективных  различий в уровне социально-экономического развития регионов. Но намеченной цели так и не было достигнуто. Что касается закрепления доходных источников, то и здесь не достигнуто намеченной цели, потому что мы видим сейчас высокий уровень централизации доходов на уровне федерального бюджета, мы видим, что собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов составляют всего лишь 15 процентов от общего объема доходов, и это не способствует развитию самостоятельности бюджетов всех уровней.

Изменения, внесенные в бюджетное и налоговое  законодательство России в 2001-2004 гг., еще  больше усилили эту тенденцию. И  без того высокая степень концентрации средств в федеральном бюджете на стадии первичного распределения налогов по вертикали бюджетной системы заметно возросла. Регионы же, сохранив за собой основную массу расходных обязательств, потеряли значительную часть налоговых источников. В результате повысилась их зависимость от поступлений из федерального бюджета. Тем самым была существенно подорвана финансовая база региональных и местных бюджетов, и резко увеличился объем встречных финансовых потоков.

Информация о работе Бюджетный федерализм на примере РФ