Доход как основной оценочный показатель деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества между странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….
ГЛАВА1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
1.1.Роль инвестиций в экономике…………………………………………………………….
1.2.Преимущества и недостатки импорта инвестиций……………………………………..
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Прямые иностранные инвестиции в экономику Казахстана………………………….
2.2. Иностранные инвестиции по отраслям промышленности……………………………
2.3. Распределение иностранных инвестиции по областям республики и формам собственности…………………………………………………………………………………
2.4. Иностранные инвестиции на предприятиях Казахстана……………………………..
2.5. Анализ инвестиционного климата Казахстана

ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
3.1. Проблемы и задачи ……………………………………………………………………….
3.2. Механизм государственного регулирования …………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая 6 Word.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

В Казахстане к отраслям приоритетного привлече­ния иностранных инвестиций можно отнести нефтяную и нефтеперерабатывающую, химическую и нефтехими­ческую отрасли, черную и цветную металлургию, строи­тельство, коммуникации.

Более приемлемой формой участия иностранного капитала в рыночных преобразованиях экономики Казахстана является привлечение прямых иностран­ных инвестиций для создания совместных и зарубеж­ных предприятий, в виде портфельных инвестиций или на условиях концессии. Прямые иностран­ные инвестиции, как правило, дают большой эффект, так как зарубежный партнер совместного проекта за­интересован в максимально высокой отдаче инвестиро­ванных средств, стремится расширить производство, повысить его эффективность, обновить производствен­ный аппарат для повышения конкурентоспособности продукции. В то же время иностранный инвестор раз­деляет всю полноту риска с национальным инвестором.

Сегодня и в перспективе предпочтение отдается прямым инвестициям, которые имеют ряд существенных преимуществ перед другими  формами  экономического воздействия:

• являются прямым источником капитало­вложений в производство товаров и услуг, обеспечивая привлечение новейших мировых технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;

• не ложатся бременем на внешний долг  страны;

• способствуют интеграции национальной экономики в мировую благодаря разно­образному производственному и научно-техническому сотрудничеству, поднимая деловую и хозяйственную активность.

Объем иностранных инвестиций в республику на 1999 год возрос по сравнению с 1994  более чем в два раза и составил 3,24 млрд. долларов. Причем в структуре инвестиций 49,2% приходится на прямые иностранные инвестиции, 1% - на портфельные, 28% - кредитные средства, 22 % - займы международных финансовых организаций.

Прямое инвестирование иностранного предприни­мательского капитала в экономику Казахстана имеет и ряд других преимуществ, причем весьма существен­ных по сравнению с иностранными кредитами. При­влечение иностранного предпринимательского капита­ла также является активным средством борьбы с монополизмом на внутреннем рынке и развития кон­куренции. Оно служит тому, что страна не только получает недостающие инвестиционные ресурсы, но при их помощи может оживить, поднять эффектив­ность использования национальных производитель­ных сил. Прямые иностранные инвестиции при разум­ном их использовании способствуют диверсификации экспорта, созданию дополнительных рабочих мест, по сравнению с иностранными кредитами не увеличива­ют задолженности страны, тем самым уменьшают отток валюты за рубеж.

Основной формой привлечения прямых иностран­ных инвестиций остается создание совместных пред­приятий (СП) и предприятий, находящихся в полной собственности иностранного инвестора (МП). Отличи­тельными особенностями совместного предприятия являются: общий капитал, совместное управление, раздел прибылей.

Процесс создания СП проходит достаточно интен­сивно - к концу 1 полугодия 1995г. их число достигло 2025, в том числе предприятий. Однако, число действующих СП составило всего лишь 491, остальные 1534 зарегистрированных предприятия никакого вклада ни в производство, ни в оказание услуг не вне­сли. Наибольшее количество действующих СП образо­вано с фирмами европейских стран (166), азиатских (183)и американских (51).

Анализ основных показателей деятельности СП в Казахстане показал, что они ориентированы в основ­ном на краткосрочную перспективу и осуществляют различного рода услуги: консультирование, марке­тинг, создание программного продукта, коммерцию, посредническую и другую деятельность, не требую­щую значительных капиталовложений, но дающих быструю отдачу. Их создание реально не повлияло на рост промышленного производства.

Наибольший интерес у иностранных инвесторов вызывают сырьевые отрасли и, в первую очередь, горнопромышленный и топливно-энергетический ком­плексы. Здесь более выгодными по сравнению с СП являются контракты на раздел продукции, особенно в сфере разведки и добычи углеводородов. Преимуще­ством этого вида контракта является простой и эф­фективный механизм изъятия собственной доли дохо­дов, автономность налогового и правового режима контрактов. В настоящее время заключено три таких контракта - в Актюбинской, Атырауской и Мангистауской областях с Эльф Нефтегаз (Франция), Оман Ойл Компани (Оман) и Орикс (США).

При осуществлении крупных проектов, где инве­стиционные возможности территории достаточны, но необходима модернизация производства (например, в нефтехимии), целесообразна организация контракт­ных (договорных) СП. При этом возможна полная собственность отечественного партнера на уставной фонд с самого начала деятельности контрактного предприятия и уступка его части иностранному парт­неру, осуществляющему организацию производства, на определенный срок, то есть временное их превра­щение в СП.

Основными критериями при выборе форм привле­чения иностранного капитала являются:

• сфера деятельности и вид продукции (техно­логически сложный, наукоемкий и т.п.);

• масштабы проекта (мелкий, средний, круп­ный);

• стратегическая цель привлечения иностран­ного капитала (от импорта оборудования до использования производственно-управлен­ческого опыта).

Одним из наиболее эффективных методов увели­чения экспортного потенциала республики являются концессии, т.е. предоставление права зарубежным предпринимателям на эксплуатацию возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, а также осуществление иных видов хозяйственной деятельно­сти на условиях долгосрочной аренды.

В Казахстане в последнее время практикуется такая форма привлечения иностранного капитала и иностранного управленческого опыта, как передача предприятий под управление. Новая форма привлече­ния капитала позволяет вывести крупные предприя­тия из тяжелейшего финансового кризиса. Однако, практика заключения контрактов на управление с фирмами, в том числе и с иностранными, уже показа­ла свои негативные стороны. Прежде всего передача крупных предприятий одной отрасли в управление иностранным компаниям, как это случилось с хромо­вой промышленностью, означает, что иностранный инвестор по существу монополизировал отрасль. Кро­ме того, при данной форме привлечения иностранно­го капитала выполняются задачи только текущего характера, а стратегические проблемы - реконструк­ция и модернизация предприятий - не решаются. У управляющих фирм отсутствуют права на вложение средств в капитальное строительство и приобретение оборудования, так как тем самым может измениться форма собственности на предприятие. Такой подход к заключению контрактов на практике приводит к уси­лению выкачивания сырья и продукции управляю­щей фирмой при ускоренном износе основных фондов предприятия и истощении природных ресурсов.

         Более выгодным для государства является осуще­ствление инвестиций на основе досрочной приватиза­ции, то есть привлечение портфельных инвестиций. Обязательным условием при этом является переоцен­ка и пересчет основных фондов и на этой основе уста­новление цены акции приватизируемого предприятия по западным аналогам.

Привлечение портфельных инвестиций, то есть иностранного капитала для досрочной послеконтрактной приватизации и приватизации по индивидуаль­ным проектам, требует установления количественного ограничения на долю иностранного инвестора в устав­ном фонде приватизируемого предприятия (до 49%) или закрепление за государством "золотой акции", в которой содержатся его права.[       ]

Для более рационального использования возмож­ностей страхования иностранных инвестиций целесо­образно создание международной страховой компании или совместного фонда по страхованию коммерческих рисков по типу зарубежных "частных инвестиций ОПИК" при участии корпорации AIG (American International Group) - крупнейшей международной диверсификационной страховой группы и крупнейше­го в США страховщика торговых и промышленных рисков. Это государственная компания, которая включала бы страхование от конфискации, отчужде­ния и национализации собственности, неконвертиру­емости валюты и т.д. и имела бы для этого достаточ­но большой страховой фонд. Например, подобная международная компания создана в Узбекистане и имеет страховой фонд в $100 млн., тогда как страхо­вой фонд Казахинстраха составляет только $ 1 млн., что обусловливает необходимость перестрахования риском за рубежом и, как следствие, возможность утечки страховых взносов из страны.

Для стимулирования привлечения иностранного капитала в приоритетные сферы экономики целесооб­разно использование как финансово-кредитных, нало­говых стимулов, так и нефинансовых методов. К пос­ледним можно отнести создание общей благоприятной обстановки функционирования иностранного капитала, обеспечение необходимыми факторами производ­ства, информацией, службами управления, развитием транспорта, различного рода коммуникаций, банков­ского обслуживания, создание других элементов ры­ночной инфраструктуры.

Для того, чтобы избежать организации фиктив­ных совместных предприятий, создаваемых только на период "налоговых каникул" с целью получения нео­благаемого налогом дохода, следует предусмотреть специальную поправку к Налоговому кодексу, соглас­но которой в случае ликвидации такого предприятия в период освобождения от уплаты налога, оно должно выплатить налоги с полученного дохода за весь период своей деятельности.

Разумеется, предоставление налоговых и финан­сово-кредитных льгот должно осуществляться не ав­томатически, а дифференцирование, в зависимости от государственной значимости осуществляемого проек­та, от доли участия в уставном фонде предприятия, от сферы приложения капитала, скорости его оборота.

Необходимо упростить формальности, разрешаю­щие иностранным компаниям заниматься производ­ственной деятельностью и реинвестировать свои дохо­ды. Одновременно следовало бы усилить стимулы по вывозу доходов иностранных компаний не в иностран­ной валюте, а в виде продукции, производимой ими на экспорт.

В числе организационных мер по привлечению иностранного капитала представляется также необхо­димым предусмотреть:

> подготовку подзаконного акта (постановле­ния, положения) по пункту 1 статьи Закона РК "Об иностранных инвестициях" о неухуд­шении условий функционирования пред­приятий с участием иностранных инвести­ций;

> пересмотр порядка учета курсовой разницы при реализации соглашений о создании предприятий с иностранным капиталом (положительная и отрицательная курсовая разница по текущим валютным счетам предприятий подлежит включению в состав доходов и расходов от внереализационных операций только в случае продажи инвалю­ты за тенге;

> принятие законопроектов "О залоге", "Об ипотеке недвижимого имущества", разра­ботку механизма использования залоговых форм в целях привлечения иностранного капитала;

> формирование системы мониторинга инве­стиционного климата РК и его регионах.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Национальная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику республики - это звено в цепи законодательных, нормативных и программных документов, направленных на обеспечение повышения инвестиционной активности в стране. Важность же иностранного капитала и инвестиций требует того, чтобы такая программа работала бы в унисон с Программой мер Правительства по углублению реформы.

Программа должна исходить из главной предпосылки: для противодействия сползанию экономики в длительную депрессию необходимо срочно повысить инвестиционную активность, а для этого должна быть создана политика привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций. При этом акцент должен быть сделан на разработку конкретных механизмов и процедур, регламентирующих инвестиционный процесс на основе внешней помощи.

Общая направленность Программы должна сводиться к следующему:

1. Улучшение инвестиционного климата в Казахстане. Необходимым условием для этого, выступает дальнейшее снижение инфляции, а вслед за ней и ставки рефинансирования Национального Банка РК. Важнейшими вопросами являются искоренение коррупции в государственном аппарате, создание устойчивого законодательного и организационного механизма работы с иностранными инвесторами.

2. Выработка и реализация мер, направленных на резкое увеличение объема инвестиций, в том числе: предпочетание и активное привлечение прямых иностранных инвестиций; создание предпосылок для включения в инвестиционный процесс сбережений населения и др.

3. Создание принципиально нового механизма капитальных вложений в социальную сферу, в том числе механизма подъема индивидуального строительства. Как неоднократно отмечал Президент республики, малое строительство должно стать тем локомотивом, который вытянет экономику республики.

4. Повышение эффективности отечественных и иностранных вложений капитала. Главными предпосылками для этого могут быть, соблюдение принципов конкурсности, открытости в использовании привлеченнных на кредитной основе средств.

Очевидно, что на сегодня в условиях практически полной приватизации экономики исключительная роль в проведении инвестиционной политики принадлежит регионам и местным органам власти. Сегодня инвестиционная активность в разных регионах страны различна. Эти различия зависят от наличия или отсутствия запасов природных ископаемых, географического положения регионов, степени развитости инфраструктуры, самих органов власти и т.д.

С другой стороны, регионы не должны идти по модному сегодня пути создания всевозможных местных фондов, как грибы растущих под самыми различными наименованиями ("поддержки предпринимательства", "поддержки инвестиций" и т.д.). Как показывают наблюдения и анализ, чаще всего они решают узкогрупповые задачи, сами фонды невелики и, следовательно, их распределение сопровождается коррупцией и, таким образом, они превращаются в элементарную кормушку для чиновников. Кроме того, власть никогда не должна выполнять распределительной финансовой функции, ибо это противоречит ее назначению, ведет к срастанию власти и бизнеса.

Информация о работе Доход как основной оценочный показатель деятельности предприятия