Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета.
Поставленная цель требует решения ряда задач. Необходимо:
раскрыть сущность и понятие государственного бюджета;
рассмотреть источники формирования государственного бюджета. Налоги как основной источник формирования доходов бюджета;
определить расходы государственного бюджета, их классификацию и роль в удовлетворении общественных нужд;
рассмотреть бюджетный дефицит и источники его финансирования, пути его сокращения.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и сущность государственного бюджета 4
Источники формирования государственного бюджета. Налоги как основной источник формирования доходов бюджета 7
Расходы государственного бюджета, их классификация и роль в удовлетворении общественных нужд 15
Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения 20
Заключения 29
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

гб.docx

— 69.17 Кб (Скачать файл)

В экономической (предметной) классификации расходов приняты  четыре уровня классификационной структуры:

1. Категория расходов (текущие  расходы, капитальные расходы  и кредитование минус погашение).

2. Предметная статья (например, закупки товаров и оплата услуг,  капитальные вложения в основные  фонды, предоставление бюджетных  ссуд, займов).

3. Подстатья (например, заработная  плата рабочих и служащих, приобретение  оборудования и предметов длительного  пользования, предоставление бюджетных  ссуд, займов внутри страны).

4. Элемент расходов (например, основной оклад гражданских служащих, приобретение непроизводственного  оборудования и предметов длительного  пользования для государственных  учреждений, бюджетные ссуды, займы  бюджетам других уровней).

Расходы определяются как  государственные платежи, не подлежащие возврату, т.е. которые не вызывают и  не погашают финансовых требований. Расходы  могут направляться на текущие цели и на осуществление капитальных  затрат, могут быть возмездными, т.е. заплаченными в обмен на что-либо, например, при покупке товаров  и услуг, и безвозмездными (т.е. односторонними).

Экономическая классификация  расходов бюджетов показывает те виды финансовых операций, с помощью которых  государство выполняет свои функции  как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

Текущие расходы бюджетов отражают расходы бюджетов, обеспечивающие текущее функционирование органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и отдельным  отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций, а также  другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы бюджета  в соответствии с экономической (предметной) классификацией расходов бюджетов.

Капитальные расходы бюджетов характеризуют расходы бюджетов, обеспечивающие инновационную и  инвестиционную деятельность, включающие статьи расходов, предназначенные для  инвестиций в действующие или  вновь создаваемые юридические  лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, расходы  на проведение капитального ремонта, создание государственных запасов и резервов и другие расходы, связанные с  расширенным воспроизводством, при  осуществлении которых создается  или увеличивается имущество, находящееся  в республиканской и коммунальной собственности, а также другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической (предметной) классификацией расходов бюджетов.

Расходы по предоставлению кредитов, ссуд, займов (за вычетом погашения) включают бюджетные платежи, увеличивающие  финансовые требования государственных  органов к другим лицам или  увеличивающие участие государственных  органов в собственности предприятий  путем покупки акций, участия  в формировании уставных фондов, взноса паев и т.д. Сумма таких платежей уменьшается на сумму поступлений  в бюджет, которые уменьшают или  погашают финансовые требования государственных  органов к другим лицам или уменьшают долевое участие государства в капитале предприятий (продажа акций, долей в уставном капитале и т.д.).

Ведомственная классификация  расходов республиканского бюджета  и местных бюджетов является группировкой расходов бюджета, отражающей распределение  бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета  и средств местных бюджетов соответственно.

Вывод: расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы. Существуют различные классификации бюджетных расходов: функциональная, программная, экономическая, ведомственная, однако общее их назначение - обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда, стал характерен сегодня для большинства развитых стран.

Наиболее точное обозначение  термина бюджетного дефицита дано Ив Бернаром и Жан-Клод Колли, а именно: ”бюджетный дефицит-это недостаток реально имеющихся средств по сравнению с общими расходами, предусмотренными законом о государственном бюджете  года в рамках общего бюджета и  специальных счетов казначейства”.

В настоящее время можно  выделить три основные точки зрения на то, является ли дефицит государственного бюджета отрицательным или положительным  явлением.

Первая из них - монетаристская - является в данном случае продолжением классической буржуазной политической экономии. Ее придерживался и американский экономист Милтон Фридмен. Данная теория полагает, что бюджетный дефицит - негативное явление, так как он усиливает инфляционные процессы, вытесняет частные инвестиции и сдерживает развитие производства и народного хозяйства в целом. Дефицит государственного бюджета - это своего рода бомба замедленного действия, взрыв которой разрушает экономическую систему необоснованной эмиссией денег и, как следствие, гиперинфляцией. Кроме того, он ложится тяжким бременем на будущие поколения, если займы на покрытие берутся за границей.

Вторая точка зрения - кейнсианская - появилась во времена мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда рост государственных займов рассматривался как средство подъема покупательной способности нации, предотвращение кризиса и устранение безработицы. Такие займы становятся важным источником инвестиций, когда другие их источники (например, иностранные инвестиции, доходы от приватизации) отсутствуют или незначительные. Основоположником этой теории был английский экономист Дж. М. Кейнс и его американские последователи А. Хансен, Г. Маултон и другие. В 1940 г. Кейнс, ссылаясь на опыт Германии и Великобритании, заявил, будто с помощью финансирования за счет государственных займов можно добиться полной занятости в условиях современной индустриальной экономики.

Глубокие изменения, произошедшие в конце 60-х гг. в мировой экономике  и выразившиеся в целой серии  разного рода кризисов - сырьевом, валютно-финансовом, циклическом кризисе, в бурном развитии инфляционных процессов, заметно пошатнули  стандартные кейнсианские схемы антициклической политики, когда инфляцию, обычно совпадавшую с фазой подъема, пытались сдерживать, ограничивая спрос, а кризис наоборот стремились преодолевать путем расширения спроса. Стало очевидно, что кейнсианская доктрина государственно-монополистического регулирования экономики путем стимулирования ее с помощью бюджетных дефицитов требует обновления и дальнейшего развития. Вероятно поэтому в настоящее время экономисты разных школ очень осторожно подходят к вопросам дефицита бюджета и государственного долга, не делая категоричных утверждений о роли и масштабах государственного вмешательства в экономику. Вместе с тем заслуга Кейнса велика, т.к. он первым рассмотрел дефицит бюджета и государственный долг с позиции макроэкономики.

Третья точка зрения - эклектическая, основана на объединении  разнородных принципов и взглядов. Одни сторонники эклектизма утверждают, что рост дефицита бюджета поддерживает высокий уровень процентных ставок даже при уменьшении темпов инфляции, а также завышает обменный курс национальной денежной единицы на внешних рынках. Другие, как Роберт Барро, считает, что рост бюджетного дефицита не обязательно ведет повышению процентных ставок. Роберт Барро полагает, что государственный долг подразумевает под собой его покрытие через будущие налоги. А ожидания налогоплательщиков относительно того, что грядущее увеличение налогов уменьшит их располагаемый доход приведет к сегодняшнему росту сбережений как защитной меры, направленной на сохранение определенного уровня жизни.

Итак, бюджетный дефицит  представляет собой систему экономических  отношений по поводу привлечения  дополнительных доходов, сверх имеющихся  у государства, и их использования  на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Такие дополнительные доходы образуются, главным образом, в результате эмиссии денег, выпуска государственных  ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует  от правительства разработки мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников его покрытия.

Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики  и отражать намерение правительства  осуществлять крупные государственные  вложения в развитие отраслей хозяйства  с целью достижения прогрессивных  сдвигов в структуре общественного  производства.

Однако чаще всего дефицит  отражает кризисные явления в  экономике, ухудшение показателей  финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение  экономических связей, неэффективность  налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных  мер со стороны правительства  по стабилизации экономики, реформирования финансово-кредитной системы, корректировке  бюджетной политики.

В исключительных случаях  превышение расходов над доходами становится результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и др.), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходится изыскивать дополнительные источники  финансирования чрезвычайных расходов.

Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием:

1) чрезмерных государственных  расходов;

2) ограниченности финансовых  возможностей государства мобилизовать  необходимые доходы (сознательное  сокращение налогов в целях  стимулирования деятельности субъектов  хозяйствования или из-за низкой  собираемости доходов);

3) циклических спадов  в экономике.

Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в  разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействуют одновременно. Безусловно одно: всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие. Создает отрицательное бюджетное сальдо.

С другой стороны, причинной  бюджетного дефицита могут явиться  недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным доходным источником бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета  определяется состоянием субъектов  хозяйствования в частности и  экономики в целом.

В ситуации спада производства, других негативных явлений бюджетные  поступления уменьшаются. Если при  этом не обеспечено адекватное сокращение расходов, возникает (увеличивается) отрицательное  бюджетное сальдо.

Безусловно, важнейшим фактором, влияющим на бюджетный дефицит и  определяющим его размер, является колебание объема ВВП в течение  бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда  ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как  в период подъема наблюдается  положительное сальдо бюджета. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета.

Имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются  поступления прямых налогов (подоходного  налога, налога на прибыль и др.) в  связи с уменьшением базы налогообложения. В тоже время возрастают отдельные  виды государственных расходов. Как  правило, правительства в периоды  спада принимают меры по увеличению расходов на социальную защиту населения, что вызывает рост выплат трансфертов  отраслям, производящим товары и оказывающим  услуги населению, а также пособий  по безработице и других социальных расходов.

С начала XX в. общие государственные  расходы по отношению к ВВП  во всем мире значительно увеличились. Правительства государств в этих условиях принимают различные бюджетные  решения, направленные на сокращение отрицательного сальдо бюджета. Это может выразится в ужесточении налоговых режимов, замораживании финансирования, сокращении трансфертных платежей и т.д.

Уже давно возникло мнение, новую жизнь которому дал Д. Кейнс, снабдив научной базой, что бюджетный дефицит- это совершенно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует ее росту, снижению безработицы и т.п.

Часто дефицит оправдывается  тем, что заимствованные для его  финансирования средства вкладываются в производство, доходы от которого позволят через некоторой промежуток времени расплатиться по долгам. Теоретически это логично, однако практика не подтверждает правильности такой концепции, особенно в условиях стран с переходной экономикой, включая и Беларусь.

Различным стратегиям бюджетно-налоговой  политики соответствуют различные  типы бюджетных дефицитов. Изменение  величины сальдо государственного бюджета  может происходить как на основе действия так называемых “встроенных  стабилизаторов” экономики (циклический  дефицит), так и при проведении дискреционной бюджетно-налоговой  политики (структурный дефицит).

При дискреционной политике правительство целенаправленно  изменяет соотношение между доходной и расходной частями бюджета. В частности, в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности правительство принимает специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости и выпуска - увеличивает свои расходы (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижает налоги. Таким образом правительство фактически целенаправленно создает дефицит госбюджета.

Информация о работе Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения