Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета.
Поставленная цель требует решения ряда задач. Необходимо:
раскрыть сущность и понятие государственного бюджета;
рассмотреть источники формирования государственного бюджета. Налоги как основной источник формирования доходов бюджета;
определить расходы государственного бюджета, их классификацию и роль в удовлетворении общественных нужд;
рассмотреть бюджетный дефицит и источники его финансирования, пути его сокращения.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и сущность государственного бюджета 4
Источники формирования государственного бюджета. Налоги как основной источник формирования доходов бюджета 7
Расходы государственного бюджета, их классификация и роль в удовлетворении общественных нужд 15
Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения 20
Заключения 29
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

гб.docx

— 69.17 Кб (Скачать файл)

Согласно Конституции республики Беларусь граждане РБ обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей [ст.56 Конституции РБ].

Отдельный налог характеризуется  набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчета и сбора налога. Всю совокупность типовых признаков налога можно разделить на три группы:

  • целевые признаки;
  • организационные;

системные.

Целевыми признаками являются:

  • поддерживаемые органы управления;
  • целевое назначение налога (состав расходов, покрываемых налоговым сбором);
  • целевое назначение представленных льгот (область вложения средств, оставленных у налогоплательщика).

Организационными признаками налога являются:

  • объект налога - это то, что облагается налогом (доход, имущество и т.п.);
  • источник выплаты налога - фонд или средства, из которых уплачивается налог (текущий доход, кредит и т.п.);
  • база налога - сумма, с которой взимается налог;
  • ставка (шкала ставок) налога - размер налога на единицу обложения;
  • субъект налогообложения - лицо, обязанное по закону платить налог.

Системные признаки налога позволяют дать характеристику его места в общем процессе финансовых потоков:

  • доля налога в бюджетных поступлениях;
  • доля налога в общем налоговом давлении на налогоплательщика;
  • степень удовлетворения налогом финансовых потребностей сферы своего назначения;
  • степень собираемости налога;
  • экономические последствия предоставленных льгот по налогу (убытки, будущие доходы);
  • расходы на сбор налога.

Основные признаки понятия "налог":

  • императивность, которая предполагает отношения власти и подчинения;
  • смена формы собственности. Посредством налогов часть собственности субъекта в денежной форме переходит в государственную, при этом образуется бюджетный фонд. Этот признак позволяет отличить налоги от сборов (целевые сборы);
  • безвозвратность и безвозмездность, т.е. оклад налога никогда не возвращается субъекту налога и последний при этом не получает ничего взамен. По этому признаку пошлины отличаются от налогов.

Налог считается установленным  в случае, когда определены плательщики  и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка (ставки);
  • порядок исчисления;
  • порядок и сроки уплаты (ст.6 НК).

Каждый налог содержит следующие элементы:

  • субъект налога (налогоплательщик) - это юридическое или физическое, которое по закону государства обязано платить налог;
  • носитель налога - это юридическое или физическое лицо, которое, в конечном счете, несет издержки и ущерб по уплате налога;
  • субъект налога или плательщик не всегда являются действительным его носителем, поскольку иногда налог перекладывается на других лиц, например, облагая таможенной пошлиной какой-либо товар, понятно, что он будет переложен на потребителей путем надбавки к цене. Если субъект налога может переложить свой налог на другого, то он уже не носитель налога;
  • сфера действия налога - совокупность носителей налога, на которых, в конечном счете, ложится его бремя.

Объект налога - это предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество  и др.). Часто название налога вытекает из объекта (подоходный, поземельный  налог и др.).

Источник налога - доход  субъекта (заработная плата, прибыль, проценты), из которого уплачивается налог. По некоторым  налогам (налог на прибыль) объект и  источник налога совпадают.

Масштаб налогообложения - это  единица, которая кладется в основу измерения налога; в промысловом  налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и  т.д.

Единица обложения - единица  измерения объекта (по подоходному  налогу - денежная единица страны, по земельному - гектар, акр и т.д.).

Разница между масштабом  и единицей обложения заключается  в том, что в масштабе единица  обложения берется как принцип, единица обложения берется как  мера.

Налоговая ставка - величина налога на единицу обложения, выраженная в процентах она носит название квоты. Различают:

  • твердые ставки устанавливаются в сумме на единицу объекта.
  • пропорциональные ставки устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества.
  • прогрессивные ставки - это ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения облагаемого дохода по действующей шкале. Прогрессия бывает: простой (ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемого налога); сложной (объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышенные ставки применяются не по всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень).
  • регрессивные ставки понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах.

Способы взимания налогов. В налогообложении действуют три способа взимания налогов.

Первый способ - кадастровый - предлагает использование кадастра. Кадастр - это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся: при поземельном налоге - размер участка, количество скота; при домовом - количество окон, дверей, труб, характер постройки; при промысловом - численность рабочих, количество станков и т.д.

Средняя доходность объекта, базирующаяся на этих признаках, значительно  отклоняется от действительной. Существуют поземельный, подомовой, промысловый кадастры. Данный способ имеет в значительной мере исторический характер. Он применяется при слабом развитии налогового аппарата.

Второй способ - административный - предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др.

Третий способ - декларационный - предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Первой и наиболее последовательно  реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов  как экономической категории  состоит в том, что появляется возможность количественного отражения  налоговых поступлений и их сопоставления  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. (В действительности более половина налогоплательщиков допускают те или иные нарушения налогового законодательства). Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции, которая выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Проявления этой функции многогранно. Она отражает использование налогов как средства государственного регулирования экономики, т.е. имеет регулирующее свойство, которое заключается в установлении и изменении системы налогооблажения, в определении налоговых ставок, их дифференциации, в предоставлении налоговых льгот в соответствии с задачами государственной экономической политики - поощрение деловой активности, межотраслевое переливание капитала и пр., т.е. в виде целого комплекса экономических стимулов.

В распределительной функции  выделяются стимулирующая подфункция и подфункция воспроизводственного назначения. Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и в другом в целях поощрения процессов, которые необходимы и выгодны обществу, и в "удушении налогами" деятельности в нежелательных сферах.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи  за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог. Эти налоги имеют  четкую отраслевую принадлежность.

Социальная функция налогов проявляется в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Эта функция получает наибольшее развитие в последнее время.

Классификация налогов - это  группировка налогов по различным  признакам. Она важна для организации  рационального управления налогообложением. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия - на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие, не менее важные, классификационные признаки. Они универсальны, а их применение зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

Состав налоговой системы  Республики Беларусь можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих  налоговых сумм и др. Классификация  налогов по определенным признакам  позволяет систематизировать учет налогов и налоговых групп, в  свою очередь это содействует  вводу налогов и сборов классификационных  кодов для плательщиков.

Применение классификационных  кодов ведет к возможности  получения оперативной информации о состоянии налоговых процессов, выявлении негативных сторон налоговой  техники и их исправлении.

Как было указано выше, основным классификационным признаком деления  налогов является способ их изъятия. В соответствии с ним различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Они делятся на реальные и личные.

Реальные налоги построены  без учета личности плательщика  и уровня доходности объекта налогообложения. Сам факт наличия имущества является основанием для налогообложения. Например, налог на ценные бумаги, промысловый  налог.

Личные налоги - это налоги, взимаемые с доходов или имущества  плательщиков. В мировой практике они представлены следующими видами: подоходный налог с физических лиц, поимущественный налог, налог с  наследства и дарений, налог на прибыль  с корпораций и другими.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Они подразделяются на акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.

В свою очередь акцизы делятся  на индивидуальные (налогообложение  по сырью, по полуфабрикатам, по готовой  продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный  косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства по производству и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

Самую сложную структуру  имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация по следующим четырем признакам:

  • по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);
  • по целям взимания: фискальные, протекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические, сверхпротекционные;
  • по характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешенные) таможенные пошлины;
  • по характеру отношений: конвенционные и автономные.

Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.

Автономная пошлина - вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа.

Информация о работе Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения