Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета.
Поставленная цель требует решения ряда задач. Необходимо:
раскрыть сущность и понятие государственного бюджета;
рассмотреть источники формирования государственного бюджета. Налоги как основной источник формирования доходов бюджета;
определить расходы государственного бюджета, их классификацию и роль в удовлетворении общественных нужд;
рассмотреть бюджетный дефицит и источники его финансирования, пути его сокращения.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и сущность государственного бюджета 4
Источники формирования государственного бюджета. Налоги как основной источник формирования доходов бюджета 7
Расходы государственного бюджета, их классификация и роль в удовлетворении общественных нужд 15
Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения 20
Заключения 29
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

гб.docx

— 69.17 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение                                                                                                             3

  1. Понятие и сущность государственного бюджета                                       4
  2. Источники формирования государственного бюджета. Налоги как основной источник формирования доходов бюджета                                             7
  3. Расходы государственного бюджета, их классификация и роль в удовлетворении общественных нужд                                                                      15
  4. Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения                                                                                                                 20

Заключения                                                                                                      29

Список использованных источников                                                             30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственный бюджет составляет основу финансовой деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и провалы государственной  политики. Сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, актуальны многие вопросы: как выстроить  эффективную бюджетную политику без существенных потрясений для  экономики, какая бюджетная политика принесет больше плюсов, чем минусов, что для этого должно сделать  государство.

Бюджет — это счетный  план государства, позволяющий контролировать поступление доходов в форме  налоговых и неналоговых платежей и займов с одной стороны, и  процесс использования бюджетных  ресурсов согласно бюджетной росписи  расходов,

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью  перераспределения национального  дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на экономику. С его помощью государство  может изменять структуру общественного  производства, влиять на результаты хозяйственной  деятельности, осуществлять социально  ориентированную политику. Манипулируя  доходной и расходной частью бюджета, государство осуществляет перераспределение  доходов между субъектами экономики.

Целью данной работы является изучение экономической сути таких  понятий как государственный  бюджет, доходы и расходы государственного бюджета.

Поставленная цель требует  решения ряда задач. Необходимо:

  • раскрыть сущность и понятие государственного бюджета;
  • рассмотреть источники формирования государственного бюджета. Налоги как основной источник формирования доходов бюджета;
  • определить расходы государственного бюджета, их классификацию и роль в удовлетворении общественных нужд;
  • рассмотреть бюджетный дефицит и  источники его финансирования, пути его сокращения.

При выполнении работы использованы исторический, диалектический, логический, синергетический, системный, комплексный, а также другие специальные методы исследования, взаимодополняющие друг друга и пронизывающие материалы  настоящей курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность государственного бюджета

Бюджет не являлся институтом, присущем государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Бюджет появился не тогда, когда государство начало производить расходы и добывать для этого необходимые средства, а когда было введено плановое начало – составление сметы доходов и расходов на определенный период.

В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местных органов самоуправления.

Различают вышестоящий и  нижестоящий бюджет. Вышестоящий  бюджет – это республиканский  бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной  единицы по отношению к бюджету  нижестоящей административно-территориальной  единицы. Нижестоящий бюджет – это  бюджет нижестоящей административно-территориальной  единицы по отношению к бюджету  вышестоящей административно-территориальной  единицы или республиканскому бюджету. [2, с.88]

Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы  страны. Он рассматривается, во-первых, как финансовый план формирования и  использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Во-вторых, как совокупность денежных отношений, имеющих объективный характер, которые складываются у органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и граждан. Указанные выше денежные отношения называются бюджетными. Они являются частью финансовых отношений.

Бюджет выполняет две  главные функции:

1) распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества, уровнями государственного управления и т.д.);

2) контрольную (сигнализация обо всех отклонениях движения бюджетных средств).

Проявление присущих бюджету  функций, его использование в  качестве инструмента распределения  и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит  свое отражение в создаваемом  государством бюджетном механизме. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов  бюджета, порядок их исчисления и  взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного  распределения и перераспределения  доходов. Использование бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством  маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства.

С юридической точки зрения бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения  и использования централизованного  денежного фонда государства, утверждаемый соответствующими представительными  органами власти. Этот финансовый план закрепляет юридические права и  обязанности участников бюджетных  отношений. Государственный бюджет характеризуется теми же чертами, что  и другие финансовые планы. Однако он отличается огромными масштабами и  исключительной мобильностью в процессе его формирования и использования.

Величина бюджета зависит  от ряда факторов, и прежде всего  от уровня развития экономики и величины валового внутреннего продукта и  национального дохода и методов  руководства народным хозяйством.

Роль бюджета заключается  в том, что он является важнейшим  инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью на основе бюджетного механизма государство  изменяет структуру общественного  производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет  различные формы воздействия  на экономику – субсидирование организаций  и предприятий, государственные  инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно технический  прогресс, что позволяет добиваться роста валового внутреннего продукта и национального дохода.

Совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны, называется бюджетной системой. Бюджетная  система выполняет три функции:

1)фискальная функция означает  создание финансовой базы функционирования  государства в условиях фактического  отсутствия у него собственных  доходов (исключая доход от  государственной собственности);

функция экономического регулирования  — это использование государством налогов (основного источника доходов  бюджета) для проведения своей экономической  политики;

социальная функция предполагает использование государственного бюджета  для перераспределения национального  дохода.

Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять  рыночных стимулов предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства  должна строиться на синтезе рыночного  и государственного механизмов регулирования.

В унитарных единых государствах бюджетная система включает два  уровня: республиканский бюджет и  местные бюджеты, находящиеся в  ведении органов местного самоуправления. В федеративных государствах бюджетная  система состоит из трех уровней: государственного (федерального) бюджета, бюджетов членов федерации, местных  бюджетов. В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, не включаются бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят федеральный бюджет.

Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами  права деятельность исполнительных и законодательных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов. Бюджетный  процесс включает в себя четыре стадии бюджетной деятельности:

1) составление проектов  бюджетов;

2) рассмотрение и утверждение  бюджетов;

3) исполнение бюджетов;

4)составление отчета об  исполнении бюджетов и их утверждение.

Указанные стадии осуществляются в строгой последовательности в  течение бюджетного периода и  тесно взаимосвязаны между собой. Бюджетный период представляет собой  срок, в течение которого действует  утвержденный бюджет.

Вывод: Бюджет не являлся институтом, присущем государству на всех стадиях его развития. Бюджет выполняет две главные функции: распределительную и контрольную. С юридической точки зрения бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующими представительными органами власти. В унитарных единых государствах бюджетная система включает два уровня: республиканский бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Источники формирования государственного бюджета. Налоги как основной источник формирования доходов бюджета

Экономическое содержание налогов  выражается взаимоотношениями хозяйствующих  субъектов и граждан, с одной  стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных  финансов. Налог - одно из основных понятий  финансовой науки. Поэтому важно  уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.

Налог - это обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и  на условиях определяемых законодательством.

Налог как юридическая  категория - это установленный правовыми  нормами и обеспечиваемый принудительной силой государства многоступенчатый, имеющий сложную структуру процесс  отчуждения во внесудебном порядке  части собственности юридических  или физических лиц, выраженной в  виде дохода, полученного от осуществления  предпринимательской или трудовой деятельности под покровительством государственной власти, или в  виде стоимости иного имущества  и направляемой на выполнение возложенных  на государство функций. Данное комплексное определение наиболее глубоко отражает сущность налога, характеризует его как процесс, имеющий сложную структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов, раскрывает налог с позиции права

Согласно Налоговому Кодексу Республики Беларусь под налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. (Ст.6.1 НК).

Современное определение  понятию "налог": Налог - это индивидуально  безэквивалентное движение денежных средств от индивида к государству, осуществляемое на основе принуждения со стороны власти, нацеленное на формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций.

В наиболее обобщенной форме  налоги определяются как императивные денежные отношения без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента, в процессе которых образуется бюджетный фонд [16, c. 19-20].

Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто  их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны  и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью налогов государство  воздействует на многие, в том числе экономические процессы.

Информация о работе Бюджетный дефицит. Источники его финансирования и пути его сокращения