Бюджетно-налоговая политика государства: механизм, последствия и эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучение бюджетно-налоговой политики.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты бюджетно-налоговой политики;
проанализировать бюджетно-налоговую политику РФ 90-х-2000-х годов;
показать возможные пути совершенствования фискальной политики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Понятие фискальной политики………………………………………………4
Цели и инструменты фискальной политики …………………………4
Бюджетно-налоговая политика в ходе экономического цикла…….5
Дискреционная и автоматическая фискальная политика……............6
Бюджетно-налоговая политика в 1990-2011 гг……………………………12
История формирования фискальной политики в стране…………...12
Итоги Бюджетно-налоговой политики Российской Федерации
за 2011 г. и ее основные направления за 2012-2014 гг………………..17
Пути совершенствования фискальной политики…………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...….32

Файлы: 1 файл

фискальная политика.docx

— 144.13 Кб (Скачать файл)

 В связи с использованием  большей части накопленных в  Резервном фонде ресурсов на  обеспечение сбалансированности  федерального бюджета в 2009 году (более 70 %) и нефтегазовых доходов  федерального бюджета в 2010–2012 годах в полном объеме на  покрытие расходов поступления  средств в Резервный фонд и  Фонд национального благосостояния  не планируются, так как средства  Резервного фонда исчерпаны в  2010 году (за исключением средств,  размещенных в финансовых активах). Объем средств Фонда снизится с 2,6 трлн руб. на начало 2009 года до 1,1 трлн руб. на конец 2012 года.

Усложняющаяся экономическая  и политическая обстановка на планете  ведет к повышению значения и объема государственных финансов. Мировой кризис уже вынудил правительства других стран существенно увеличить социально-экономические функции государства. Это привело к тому, что доля государства в ВВП стала расти. В настоящее время через бюджетную систему в Германии, Франции уже перераспределяется 45–50 % ВВП.15

В России на рост бюджетных  расходов будут влиять многие внутренние и внешние факторы: растущая продовольственная  зависимость страны, низкая конкурентоспособность  отечественной продукции, огромный корпоративный внешний долг, низкие темпы роста экономики, удлинение сроков решения социальных проблем.  В этих условиях необходим рост бюджетных расходов на национальную экономику, науку, образование, модернизацию оборонно-промышленного комплекса, развитие инфраструктуры и т. д.

Проблемы социально ориентированной  национальной экономики невозможно решить без долгосрочной бюджетной  политики, крепкой финансовой базы государства.

Бюджетный процесс планируется  направить через так называемые программы развития. На сегодня определено 40 программ. Из них 12 предполагается посвятить  «новому качеству жизни» и направить  на это 46 % расходов федерального бюджета. Насколько эффективно будут расходоваться  бюджетные средства, в том числе  и на «новое качество жизни»,  зависит  от того, что  будет определено в  качестве конечного результата бюджетирования в каждом конкретном случае, для  каждого конкретного объекта.            Предвыборная раздача обещаний грозит рекордным увеличением бюджетного дефицита до 7–8% ВВП.  Эксперты обвиняют власти в откладывании необходимых  решений и в стимулировании «экономики обещаний».Однако нынешние проблемы  одними обещаниями решить невозможно.

 Главный аналитик компании «МК-Аналитика» Олег Буклемишев отмечает, что внешние условия для российской экономики кажутся благоприятными. «Нефтяные цены закрепились за отметкой в 100 долларов за баррель, госдолг России не превышает 10% ВВП, что очень здорово по сравнению с другими странами. Но эта внешняя благость не дает возможность нам заглянуть глубже». При этом за нынешним внешним благополучием кроются серьезные риски.  Главный из них – это цена на нефть. Минфин говорит о том, что сбалансировать бюджет получится при цене в 120 долларов за баррель. Нет оснований считать, что цена продержится на таком уровне в течение длительного периода. Еще один фактор – это состояние банковского сектора. В портфелях банков доля «плохих кредитов» составляет 11–12%, и она будет расти. Третий фактор риска – состояние пенсионной системы.

Источники покрытия выпадающих доходов известны: рост акцизов на алкоголь и табак, повышение ставки НДПИ на газ для «Газпрома», перераспределение  социальной нагрузки. Но эти меры не решают главной проблемы российского бюджета: слишком сильной зависимости от внешней конъюнктуры. России нужна несырьевая модель развития и соответствующая этой модели налоговая и социальная политика.

    1. Пути совершенствования фискальной политики

Решение задач социально-экономического развития невозможно без повышения  эффективности бюджетной политики, обеспечивающей высокий уровень  конкурентоспособности национальной экономики и направленной на развитие рыночной инфраструктуры, рост инновационной  активности, снижение избыточных административных барьеров для предпринимательской  деятельности, повышение «прозрачности» и укрепление финансовой дисциплины на всех уровнях бюджетной системы.16

Можно предложить следующие  шаги по улучшению бюджетно-налоговой  политики:

    • дальнейшее снижение налогового бремени для обеспечения экономического роста;
    • упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов;
    • ориентация на налоги, стимулирующие рост прибыли, личных доходов, занятости и отказ от теневой экономической деятельности;
    • усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в том числе путем отказа от неэффективных налоговых льгот;
    • улучшение налогового администрирования.

К настоящему времени, видно, что снижение налоговых ставок не

привело к уменьшению бюджетных  доходов.

В то же время из последних  налоговых новаций вызывает опасение

перераспределение налоговых  доходов от регионов к центру. Правительство  сокращает либо упраздняет  налоги, формирующие доходную часть региональных бюджетов. Тем самым создается  система, при которой средства регионов-доноров  поступают «в общий котел», а затем  распределяются центром по его усмотрению. Это подрывает стимулы на местах и,  чревато фактическим превращением федерального государства в унитарное.

 Одно из основных  требований к российской бюджетной  политике — создание благоприятных  условий для экономического роста,  повышения уровня качества жизни  населения. Активизация инвестиционно-инновационной  составляющей экономического роста  при проведении бюджетной политики  является одним из условий  выхода российской экономики  на траекторию устойчивого экономического  развития.

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, можно  сделать выводы, что воздействие  на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной  стороны, государственные расходы  создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют  стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для  этой цели налогообложение населения  может сокращать  потребительский  спрос.

Изменение государственных  расходов и налогов оказывает  влияние на величину дохода. Это  повышает возможности использования  фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска  следует снижать налоги или увеличивать  государственные расходы. А когда  экономика на подъёме, следовало  бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к  состоянию полной занятости.

В действительности,  фискальная политика активно осуществляется  для  стабилизации экономики. Увеличение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов  применяют, когда экономика на подъёме.

Также хочу отметить, что  через налоговую политику и бюджетное  финансирование можно влиять на различные  стороны хозяйствования, способствуя  ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в  производство научно-технического прогресса.

Также замечу, что рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения.

Конечно,  необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять  его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового  положения. Это позволит обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что проблема госбюджета, всегда будет оставаться актуальной. Но четко продуманная  и последовательно  проводимая бюджетно-налоговая политика позволяет  достигнуть  макроэкономической стабильности, сбалансированность государственных финансов и ведет к стабильному  образу жизни государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Агапова Т.А. Макроэкономика : учеб. пособие для вузов / Т.А. Агапова, Серегина С.Ф. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2004. – 448 с.
  2. Ахполов А. А., Данчиков Е. А., Бюджетная политика./ А. А. Ахполов// Журнал «Бюджет».-2012.-№1.-с.50.
  3. Ахполов А. А., Данчиков Е. А., Бюджетная политика./ А. А. Ахполов// Журнал «Бюджет».-2011.-№9.-с.43.  
  4. Ахполов А. А., Данчиков Е. А., Бюджетная политика./ А. А. Ахполов// Журнал «Бюджет».-2011.-№8.-с.52.
  5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. С.80
  6. Бардовский В. П., Рудаковой О. В., Самородовой Е. М.. Современная экономическая теория. [Электронный ресурс]/ В. П. Бардовский  – Режим доступа: http://modern-econ.ru 2010-2011 гг.- Загл. с экрана.
  7. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учеб.пособие. – СПб./ В.М. Гальперин: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. -654с.
  8. Гарант: Информационно-правовой портал. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12089282/. – загл. с экрана.
  9. Закон РСФСР от 10.10.1991 N 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»
  10. Закон РФ от 27.12.91 n 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
  11. Калугин М.В. Бюджетная политика./ М.В. Калугин// Независимая  газета. -2011.-№110.-с.4
  12. Короткевич В. И. Экономические реформы в России в 2000-х годах. [Электронный ресурс]/ В. И. Короткевич. – Режим доступа: http://newsruss.ru/doc/index.php - Загл. с экрана.
  13. Марыганова Е.А. Макроэкономика Экспресс-курс.: учеб. Пособ./ Е.А. Марыганова: Из-во: КноРус. 2010 г. -296с.
  14. Постановление Министерства финансов РФ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»
  15. Сидорович А.В. Курс экономической теории: уч.пособ./А.В. Сидорович: Из-во «Дело и Сервис», 2001 г. -832 с.
  16. Тугмитова Е., Экономика России XXI века. Федерация и ее бюджет. [Электронный ресурс]/ Е. Тугмитова – Режим доступа: http://www.ruseconomy.ru/nomer1_200101/ec20.html. Загл. с экрана.
  17. Экономика и жизнь. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://www.eg-online.ru/information/101600/. – Загл. с экрана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации  в  2005 – 2010 гг. (% ВВП)

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Доходы всего

39,7%

39,5%

39,9%

38,8%

35,1%

35,3%

Налоговые доходы и платежи

36,5%

36,1%

36,2%

36,2%

31,0%

31,7%

 в том числе

           

Налог на прибыль организаций

6,2%

6,2%

6,5%

6,1%

3,3%

4,0%

Налог на доходы физических лиц

3,3%

3,5%

3,8%

4,0%

4,3%

4,0%

Налог на добавленную стоимость

6,8%

5,6%

6,8%

5,2%

5,3%

5,6%

Акцизы

1,2%

1,0%

0,9%

0,8%

0,9%

1,1%

Таможенные пошлины

7,5%

8,3%

7,0%

8,4%

6,5%

6,4%

Налог на добычу полезных ископаемых

4,2%

4,3%

3,6%

4,1%

2,7%

3,2%

Единый социальный налог  и страховые взносы

5,5%

5,4%

5,6%

5,5%

5,9%

5,2%

Прочие налоги и сборы*

1,9%

1,9%

2,0%

1,9%

2,2%

2,2%

 * налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами (за исключением НДПИ), государственная пошлина, таможенные сборы


Приложение Б

Диаграмма: сравнение доходов  в целом и налоговых доходов  и платежей 2005 и 2010 гг.

 

Приложение В

Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения  добычи нефти и экспорта нефти  и нефтепродуктов в 2005 – 2010 гг. (% ВВП)

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Налоговые доходы и платежи

36,5%

36,1%

36,2%

36,2%

31,0%

31,7%

Доходы от налогов и  пошлин, связанных с обложением нефти  и нефтепродуктов

9,2%

10,0%

8,1%

9,7%

6,0%

8,3%

  из них:

           

НДПИ на нефть

3,7%

3,9%

3,2%

3,8%

2,1%

2,8%

Акцизы на нефтепродукты

0,6%

0,5%

0,4%

0,3%

0,3%

0,4%

Вывозные таможенные пошлины  на нефть

4,0%

4,5%

3,5%

4,3%

2,7%

3,8%

Вывозные таможенные пошлины  на нефтепродукты

0,9%

1,2%

1,0%

1,3%

0,9%

1,4%

Доходы от налогов и  прочих платежей, не связанных с  обложением нефти и нефтепродуктов

27,2%

26,2%

28,1%

26,5%

25,0%

23,4%


 

Приложение Г

Диаграмма: сравнение налоговых  доходов и пошли , связанных с  обложением нефти и нефтепродуктов 2005 и 2010 гг.

 

 

Приложение Д

Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (млрд руб.)

Показатель

2009 г.

(отчет)

2010 г.

(отчет)

2011 г.*

Проект

 
       

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Доходы, всего

7337,8

8305,4

11068,6

11779,9

12705,9

14091,8

% к ВВП

18,9

18,5

20,7

20,1

19,6

19,4

в том числе:

           

нефтегазовые доходы

2984

3830,7

5462

5574,9

5645,8

6127,2

% к ВВП

7,7

8,5

10,2

9,5

8,7

8,4

ненефтегазовые  доходы

4353,8

4474,7

5606,6

6205

7060,1

7964,6

% к ВВП

11,2

10,0

10,5

10,6

10,9

11,0

Расходы, всего

9660,1

10117,5

11098,5

12656,4

13730,6

14582,9

% к ВВП

24,9

22,5

20,8

21,6

21,2

20,1

в том числе условно утверждаемые

343,3

833,6

% к общему

объему расходов

2,5

5,7

Дефицит/профицит

—2322,3

—1812,0

—29,9

—876,6

—1024,7

—491,1

% к ВВП

—6,0

—4,0

—0,1

—1,5

—1,6

—0,7

Ненефтегазовый 

дефицит

—5306,3

—5642,7

—5491,9

—6451,4

—6670,6

—6618,3

% к ВВП

—13,7

—12,6

—10,3

—11,0

—10,3

—9,1

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства: механизм, последствия и эффективность