Бюджетно-налоговая политика государства: механизм, последствия и эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучение бюджетно-налоговой политики.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты бюджетно-налоговой политики;
проанализировать бюджетно-налоговую политику РФ 90-х-2000-х годов;
показать возможные пути совершенствования фискальной политики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Понятие фискальной политики………………………………………………4
Цели и инструменты фискальной политики …………………………4
Бюджетно-налоговая политика в ходе экономического цикла…….5
Дискреционная и автоматическая фискальная политика……............6
Бюджетно-налоговая политика в 1990-2011 гг……………………………12
История формирования фискальной политики в стране…………...12
Итоги Бюджетно-налоговой политики Российской Федерации
за 2011 г. и ее основные направления за 2012-2014 гг………………..17
Пути совершенствования фискальной политики…………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...….32

Файлы: 1 файл

фискальная политика.docx

— 144.13 Кб (Скачать файл)

 Обеспечено широкое  использование электронных документов  при взаимодействии налоговых  органов с налогоплательщиками, налоговых органов с банками, регистрирующими органами, а также налогоплательщиков между собой при выставлении счетов-фактур по НДС.

Упрощены процедуры учета в налоговых органах организаций и физических лиц, совершенствуется порядок проведения и оформления результатов налоговых проверок.

1.5.Освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции

1.6. Передача полномочий  по принятию решения о предоставлении  инвестиционного налогового кредита  по налогу на прибыль организаций  и налогу на имущество организаций  субъектам Российской Федерации

 Отсрочка (рассрочка)  может быть предоставлена   лицу, финансовое положение которого  не позволяет уплатить налог  в установленный срок, однако имеются основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка).                                                                                         

Увеличена сумма инвестиционного  налогового кредита с 30 до 100 процентов  стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого для проведения научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ.

1.7. Совершенствование налогообложения  организаций, осуществляющих деятельность  в социально значимых областях

 Для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, удовлетворяющих предусмотренным критериям, ставка налога на прибыль установлена в размере 0 процентов.

  Предусмотрено освобождение  от налогообложения налогом на  добавленную стоимость услуг  по социальному обслуживанию  детей; услуг по поддержке и  социальному обслуживанию граждан  пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных  детей и иных лиц, находящихся  в трудной жизненной ситуации; физкультурно-оздоровительных услуг,  оказываемых населению.

1.8. Прочие направления  поддержки инновационной активности

В связи с созданием  технопарка "Сколково" приняты  специальные меры, связанные с  налогообложением прибыли инновационных  компаний, получивших статус участника  проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов  в соответствии с   Федеральным  законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".

 Участники проекта получили возможность использования освобождения от уплаты налога на прибыль  в течение 10 лет   при условии, что размер выручки такого участника не превышает 1 млрд. руб. в год.

2. Налог на прибыль  организаций

С 2011 года организация может  перейти на уплату квартальных авансовых  платежей, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превышали  в среднем 10 млн. руб. за каждый квартал (ранее - 3 млн. рублей).

С 1 января 2011 года убытки от использования объектов обслуживающих  производств и хозяйств признаются в размере фактических затрат при аналогичности условий деятельности налогоплательщика и специализированных организаций, для которых такая  деятельность является основной (статья 275.1 Кодекса).

3. Налог на добавленную  стоимость

Принят  Закон от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений  в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах  и сборах", который направлен на предотвращение потерь федерального бюджета в связи с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам при модернизации, реконструкции, капитальном ремонте объектов недвижимости, частично используемых для осуществления операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, а также по товарам (работам, услугам), по которым уменьшение цен осуществляется после их реализации.

4. Акцизное налогообложение

 В соответствии с  Планом реализации комплекса  мер по повышению эффективности  регулирования рынка алкогольной  и спиртосодержащей продукции  и производства этилового спирта  в 2010 году было произведено  увеличение ставок акцизов на период 2011 - 2013 годов.  Наиболее существенно возросли ставки на нефтепродукты и на табачную продукцию.

Кроме того, с 1 января 2011 года с целью стимулирования повышения  качества нефтепродуктов введена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива  по принципу снижения ставок по мере повышения  класса указанных нефтепродуктов.

5. Введение налога на  недвижимость 

 В рамках выполнения  Плана реализации мероприятий,  обеспечивающих введение на территории  Российской Федерации местного  налога на недвижимость, формируется  нормативная правовая база, необходимая  для проведения кадастровой оценки  объектов недвижимости.

6. Налогообложение имущества  (в том числе земельных участков)

 В целях урегулирования  вопросов, связанных с налогообложением  имущества (в том числе земельных  участков), переданного в паевой  инвестиционный фонд, и повышения  эффективности администрирования  налога на имущество организаций  и земельного налога обязанности по уплате этих налогов в отношении имущества (в том числе земельных участков) паевого инвестиционного фонда возложены на управляющие компании.

7. Налог на добычу полезных  ископаемых

7.1. НДПИ, взимаемый при  добыче углеводородного сырья  (нефти и природного газа)

Принят Федеральный закон  от 27 ноября 2010 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части  второй Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий индексацию ставок НДПИ при добыче нефти и  горючего природного газа темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию. Также принят закон, устанавливающий  понижающий коэффициент при добыче нефти на участках недр, с начальными извлекаемыми запасами нефти до 5 млн. тонн; ставку НДПИ в размере 0 рублей в отношении нефти, добытой на участках недр, расположенных севернее 65 градуса северной широты в границах Ямало-Ненецкого АО и некоторые другие.

7.2. НДПИ, взимаемый при  добыче твердых полезных ископаемых.   

 В рамках реализации  Основных направлений налоговой политики внесены следующие изменения в законодательство о налогах и сборах. Установлена возможность применения налогового вычета путем уменьшения суммы исчисленного налога на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий труда при добыче угля.   Принят Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", устанавливающий ставку НДПИ в размере 0 процентов при добыче кондиционных руд олова на территории Дальневосточного федерального округа, сроком на 5 лет.

8.  Налогообложение в  рамках специальных налоговых  режимов

 Происходит постепенный отказ от налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и развитие патентной системы налогообложения.

 9. Налоговое администрирование

Так, с 2 сентября 2010 года отменена обязанность организаций сообщать в налоговые органы о создании филиалов и представительств. Постановка на учет организации по месту их нахождения производится на основании  сведений, содержащихся в Едином государственном  реестре юридических лиц. 

Исключена процедура подачи заявления о постановке на учет (снятии с учета). Введен запрет повторного истребования документов  у налогоплательщика о деятельности его контрагентов.

10. Упрощение администрирования  налогообложения физических лиц

 Закреплены условия для установления единого срока уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц - 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.  Так, срок уплаты данных налогов за 2011 год может быть определен как 1 ноября 2012 года.

Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов  подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой  политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в  процессе бюджетного проектирования как  при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.13

В трехлетней перспективе 2012 - 2014 годов приоритеты  в области  налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной  и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость .   Основными целями являются  поддержка инновационной деятельности, путем предоставления новых льгот, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.

Важным фактором проводимой налоговой политики является необходимость  поддержания сбалансированности бюджетной  системы. Налоговая политика ближайших  лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Достижение в среднесрочной перспективе  сбалансированности федерального бюджета  при разумных прогнозных оценках  стоимости нефти, возможно лишь при  постепенном увеличении доходов  бюджетной системы, не обусловленных  напрямую мировыми ценами на нефть. В  то же время необходимо сохранить  неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут  ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной  системы.

Основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

В качестве временной меры на период 2012 - 2013 годов будет снижен максимальный тариф страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов.

В целях реализации демографической  и социальной политики подготовлен  проект Федерального закона , предусматривающий  увеличение размера предоставляемого налогоплательщикам стандартного налогового вычета на детей. В частности, вычет  в размере 3000 рублей будет предоставляться  на каждого третьего и последующего ребенка .Но, предусматривается отмена стандартного налогового вычета в размере 400 рублей, предоставляемого для всех налогоплательщиков, что позволит частично компенсировать сокращение налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с увеличением налогового вычета для семей с детьми.

В  целях расширения налоговой  автономии региональных и местных  властей в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов будет продолжена работа по оптимизации установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам.

  Будет продолжаться реформирование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения на основе патента.

С 2012 года  введена в  действие новая глава 26.5 "Патентная  система налогообложения" части  второй Кодекса. Указанный режим  налогообложения будет предназначен для применения индивидуальными  предпринимателями.

С 1 января 2014 года система  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности отменяется.

Из таблицы (см. приложение Д) видно, что в 2012–2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета в процентах к ВВП (с 20,7 % в 2011 г. до 20,1 % в 2012 г. с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4 % к ВВП). Такая динамика обусловлена снижением объема нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,2 % к ВВП в 2011 году до 8,4 % к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,5 % к ВВП и в 2014 году достигают 11,0 % к ВВП.14

 В этой связи отметим,  что нефтегазовые доходы федерального  бюджета являются в настоящее  время основными элементами, образующими  Резервный фонд и Фонд национального  благосостояния. Однако до 1 января 2015 года в части, касающейся  целей использования средств  указанных фондов, деятельность  их приостановлена. Вместе с тем  до 1 февраля 2014 года доходы от  управления средствами Резервного  фонда и Фонда национального  благосостояния направляются на  финансовое обеспечение расходов  федерального бюджета. Таким образом,  в доходах федерального бюджета  на 2012 год учтены доходы от  управления средствами Резервного  фонда и Фонда национального  благосостояния.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства: механизм, последствия и эффективность