Бюджетное право понятие, источники, система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:04, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях развитие России как федеративного государства с рыночной формой экономики органически связано с бюджетной деятельностью и ее правовым механизмом.
Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.

Содержание работы

Введение
1. Бюджетное право РФ, понятие и источники.
2. Бюджетная система РФ, ее структура.
3 Бюджетное регулирование.
4. Внебюджетные фонды.
5. Бюджетный процесс, понятия и стадии.
Заключение
Используемые источники

Файлы: 1 файл

Бюджетное право понятие источники система.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа  года, предшествующего очередному финансовому  году, Правительство РФ рассматривает  проект бюджета и иные сопутствующие  ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Вторая стадия бюджетного процесса - это рассмотрение и утверждение бюджета.

Одновременно  с проектом федерального закона о  федеральном бюджете Правительство  РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов: о  внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах  и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год -до 1 августа.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной  Думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

В первом чтении проект рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную  Думу. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума может: передать указанный проект в согласительную комиссию, включающую представителей Думы, Совета Федерации и Правительства; вернуть указанный проект в Правительство РФ на доработку на срок до 20 дней; поставить вопрос о доверии Правительству РФ (ст. 196, 198-204 БК РФ).

Во втором чтении Государственная Дума рассматривает  законопроект в течение 15 дней со дня  его принятия в первом чтении (ст. 205 БК РФ).

При рассмотрении Государственной Думой проекта  федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главными распорядителями средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам. В третьем чтении законопроект рассматривается в течение 25 дней со дня его принятия во втором чтении (ст. 206 БК РФ).

Государственная Дума рассматривает законопроект в  четвертом чтении в течение 15 дней со дня его принятия в третьем чтении. При рассмотрении в четвертом чтении законопроект голосуется в целом.   Внесение   в   него   поправок   не   допускается.   Федеральный   закон   должен   быть   принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года (ст. 207 БК РФ).

Принятый федеральный  закон о федеральном бюджете  в течение пяти дней со дня принятия передается на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, которое длится 14 дней. В течение пяти дней со дня  одобрения Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (ст. 208-210 БК РФ).

Третьей стадией  бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается  казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (гл. 24, 25 БК РФ).

Исполнение  федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

Четвертой, завершающей, стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение  отчета об исполнении бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что  ежегодно, не позднее 1 июня текущего года, Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную Думу. Государственная Дума рассматривает представленный Правительством РФ отчет в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета Дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает  одно из следующих решений: об утверждении  отчета об исполнении федерального бюджета  или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ).

 

 

 

 

 

Заключение

Нормы права, регулирующие отношения, связанные с бюджетом и внебюджетными фондами, занимают центральное место в системе  финансового права. Как подотрасль финансового права, бюджетное право есть совокупность правовых норм, регулирующих финансовые отношения по поводу формирования, распределения и использования федерального, региональных и местных бюджетов. В свое время на этом ставили точку. Бюджетный кодекс расширил прежнее понимание предмета бюджетного права и совершенно справедливо включил в него комплекс отношений по поводу формирования и расходования средств из государственных и муниципальных внебюджетных фондов.

Конкретно нормы бюджетного права устанавливают:

• основы бюджетного устройства;

• структуру бюджетной системы Российской Федерации;

• роль и компетенцию каждого структурного звена этой системы;

• объемы бюджетов и внебюджетных фондов на всех уровнях;

• перечень, порядок и принципы формирования доходов и осуществления расходов, порядок их распределения между звеньями бюджетной системы;

• правовое положение субъектов бюджетного права.

Кроме того, данные нормы определяют бюджетный процесс, а именно - порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составления и утверждения отчетов об их исполнении. Таким образом, бюджетное право имеет сложное строение и выступает как система, состоящая из множества институтов - групп правовых норм.

Таким образом, Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемые источники

1. Конституция РФ принята  всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. 30.12.2008)

2. Бюджетный кодекс РФ  от 31 июля 1998г.//РГ. - 12 августа 1998г. (ред. 28.04.2009)

3. Александров И.М., Субботина О.В. Бюджетная  система РФ: учебник – 3е изд. –М.,2009

4. Вострикова Л.Г. Финансовое  право: учебник для вузов. –  3е изд. М :ЗАО «Юстицинформ», 2007

5. Горбунова О.Н. Финансовое  право: Учебник., М.: Юристь, 2005.

6. Павлов П.В. Финансовое  право: пособие для студентов – М: Омега –Л ,2008.

7. Тедеев А. А., Парыгина  В. А. Финансовое право: Учеб. - М., 2006.

8. Химичева Н. И. Финансовое  право: Учеб. - М.: Изд-во БЕК, 2008.

 

 

 

 

 


Информация о работе Бюджетное право понятие, источники, система