Бюджетное право понятие, источники, система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:04, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях развитие России как федеративного государства с рыночной формой экономики органически связано с бюджетной деятельностью и ее правовым механизмом.
Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.

Содержание работы

Введение
1. Бюджетное право РФ, понятие и источники.
2. Бюджетная система РФ, ее структура.
3 Бюджетное регулирование.
4. Внебюджетные фонды.
5. Бюджетный процесс, понятия и стадии.
Заключение
Используемые источники

Файлы: 1 файл

Бюджетное право понятие источники система.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - это форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения субъектов  РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципального образования, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъектов РФ (ст. 15 БК РФ).

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

 

3. Бюджетное  регулирование. 

Под бюджетным  регулированием понимается распределение  доходов федерального бюджета между  различными уровнями в целях их сбалансированности (ст. 18 Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР"). Различают четыре группы методов бюджетного регулирования:

1) установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;

2) перераспределение самих бюджетных источников;

3) безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;

4) ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Основной метод бюджетного регулирования - установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.

Закрепленные доходы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет)  поступают в соответствующий бюджет.  Перечень  налогов и приравненных к ним  платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен в гл. 7-9 БК РФ.

Регулирующие доходы бюджетов - это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов и  других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год (ст. 48, 63 БК РФ).

Если названные методы оказались недостаточными для достижения сбалансированности конкретного бюджета, применяются методы оказания прямой финансовой поддержки (ст. 44 БК РФ) из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотации, субвенции или субсидии.

Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной  и безвозвратной основах для  покрытия текущих расходов (ст. 6 БК РФ).

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы РФ или  юридическому лицу на безвозмездной  и безвозвратной основах на осуществление  определенных целевых расходов (ст. 6 БК РФ).

В отличие от дотации, субвенция предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и в случае неиспользования ее в срок или использования не по назначению подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы РФ, физическому  или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 6 БК РФ).

Трансферт - перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих в вышестоящий бюджет доходов.

В условиях бюджетного дефицита предусмотрено применение следующих мер:

1) при утверждении бюджета  устанавливается предельный уровень  (размер) дефицита;

2) привлечение средств  путем выпуска займов (государственных  или местных) и использование  кредитов;

3) при превышении уровня  бюджетного дефицита вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр - специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся  в пропорциональном снижении государственных  расходов (на 5, 10, 15 и т.д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета  в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Решение о секвестре принимается  представительным органом по предложению  исполнительного органа власти. Механизм секвестра может вводится и в  случае, если в ходе исполнения бюджета  дефицит не уменьшается, результатом чего является невозможность финансирования бюджетом мероприятий.

Секвестру не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется Государственной Думой, высшими  представительными органами власти субъектов РФ и местными органами.

В бюджете текущих расходов выделяются защищенные статьи, по которым гарантируется производство расходов в полном объеме в условиях применения механизма секвестра. Перечень защищенных статей устанавливается ежегодно при утверждении соответствующего бюджета. К ним относятся статьи, предусматривающие выплату заработной платы, пенсий, стипендий, расходы на аренду помещений, отопление, освещение и др.

 

4. Внебюджетные  фонды.

 

Согласно ст. 13 БК РФ государственный внебюджетный фонд- фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном в БК РФ.

Общие принципы и правовой статус государственных  внебюджетных фондов, а также их состав закреплены в ст. 143 и 144 БК РФ.

Один из институтов финансовой системы РФ - государственные  внебюджетные фонды денежных средств, создание которых позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и  направлять их на решение определенных социально-экономических целей и  задач. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством РФ, которое определяет также и порядок их расходования.

В зависимости  от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические  и социальные, в соответствии с  уровнем управления - на федеральные, региональные и местные. Наиболее значимые и крупные - такие федеральные внебюджетные фонды, как Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

Правовой  режим  Пенсионного  фонда РФ определен  Положением  о  Пенсионном  фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (с изм. и доп.). Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства фонда - государственная собственность. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах РФ, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам независимо от места их прежней работы и места жительства.

К источникам образования  Пенсионного фонда относятся: страховые  взносы работодателей; страховые взносы граждан РФ; ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий; средства, возмещаемые Пенсионному фонду Фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, добровольные взносы и др.

К основным задачам  Пенсионного фонда можно отнести  следующие:

1) целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособия для детей, а также организация их финансирования;

2) участие на долговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения;

3) расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.

Фонд социального  страхования РФ создан для финансирования расходов по социальному страхованию. Его источниками служат страховые  взносы работодателей; страховые взносы граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью; страховые взносы ряда категорий граждан и иные доходы. Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и иные цели социального страхования.

 В соответствии  с Законом РФ "О медицинском  страховании граждан в Российской  Федерации" созданы федеральный  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования, правовой  базой функционирования которых  являются соответствующие положения утвержденные постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.

Деятельность  названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области  обязательного медицинского страхования  граждан как составной части  государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды образуются соответственно представительными исполнительными органами власти республик в составе РФ и иными субъектами Федерации. Основные источники образования федерального и территориальных фондов - страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование; бюджетные ассигнования и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматривается Государственной Думой.

5. Бюджетный  процесс, понятия и стадии.

 

Бюджетное законодательство РФ закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его. В статье 6 Бюджетного кодекса РФ раскрывается понятие бюджетного процесса. Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Составная часть  бюджетного процесса - бюджетное регулирование, представляющее собой частичное  перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс  длится около трех с половиной  лет, и это время называется бюджетным периодом - т.е. время, в течение которого длится бюджетный процесс.

Бюджетный процесс  состоит из четырех стадий.

Первая стадия - составление проекта бюджета, чему предшествует разработка планов и прогнозов  развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Бюджетная политика государства на очередной финансовый год содержится в Бюджетном послании Президента РФ, которое должно быть представлено Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива  Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно    составление    проектов    бюджетов    осуществляют    Министерство    финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 184 БК РФ).

Составление проекта  федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

Правительство РФ одновременно с организацией работы по составлению федерального бюджета  организует работу по доведению в определенные сроки до представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах (минимальных) или их изменениях. Исполнительные органы власти субъектов РФ в установленные представительными органами власти сроки, исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года, доводят до представительных органов власти нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов, в том числе социальные и финансовые нормы и нормативы их изменения, включая нормы и нормативы, утвержденные вышестоящим органом представительной власти. В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов местных бюджетов или бюджетов субъектов Федерации соответствующий исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган (исполнительные органы власти субъектов Федерации - в Правительство РФ) необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

Информация о работе Бюджетное право понятие, источники, система