Защита экологических прав граждан в судебном и административном порядке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов защиты экологических прав граждан в судебном и административном порядке, а также экологических прав и обязанностей граждан и общественных объединений.
Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.
Предметом экологического права являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
анализ понятия экологического права;
рассмотрение правового регулирования экологических прав граждан;
рассмотрение порядка и оснований защиты экологических прав граждан в судебном порядке;
рассмотрение порядка и оснований защиты экологических прав граждан в административном порядке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Экологические права человека…………………………… 5
1.1. Понятие и виды экологических прав граждан……………….. 7
1.2. Роль общественных объединений в защите экологических прав граждан…………………………………………………………………………. 9
Глава 2. Защита экологических прав граждан в судебном и административном порядке ……………………………………………….. 12
2.1. Защита экологических прав в сфере деятельности
органов исполнительной власти…………………………………………. 16
2.2. Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде РФ……………………………………………………………………………… 17
2.3. Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека………………………………………………………………………… 20
Заключение……………………………………………………………. 23
Список использованных источников……….……………………….. 25

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 56.45 Кб (Скачать файл)
  1. разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
  2. за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
  3. оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;
  4. организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об осуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
  5. обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
  6. участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
  7. обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;
  8. организовывать и проводить слушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде;
  9. организовывать и проводить экологическую экспертизу;
  10. рекомендовать своих представителей для участия в проведении экологической экспертизе;
  11. подавать в органы государственной власти, в суд обращения об отмене решений, способных оказать негативное воздействие на окружающую среду;
  12. предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
  13. осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

 

     В России создано более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих многообразную полезную деятельность.      

Одним из примеров реализации прав общественных объединений в  области охраны окружающей среды  может служить опротестование Российским социально-экологическим союзом в  Вологодском областном арбитражном  суде решения вологодских властей  о строительстве на территории Национального  природно-исторического парка “Русский Север”, образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд  удовлетворил иск общественной организации.      

По иску партии “зеленых”[5, с.3] к Правительству Ленинградской области суд признал незаконным выделение участка под садоводческие хозяйства на территории, прилегающей к заказнику “Линдуловская роща”. Эти земли, полученные ПО “Союз” с благословения областных правителей, оказались по соседству со знаменитой корабельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохранились сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738г. Партия “зеленых”, на чьей стороне было общество охраны природы, указывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом “сантехнических вырубок”.     

Успешно для российского отделения Гринпис и населения Красноярского края завершилось рассмотрение иска его представителей к Президенту России о признании незаконным пункта Указа “О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края” от 25 января 1995 г. противоречащего российскому природоохранительному законодательству.

Итак, мы рассмотрели историю, понятие и виды экологических  прав граждан, теперь перейдем к подробному изучению характеристик защиты экологических  прав граждан в судебном и административном порядке.

Глава 2. Защита экологических прав граждан  в судебном и административном порядке

Защиту прав в области  охраны окружающей среды можно осуществлять как в административном, так и  в судебном порядке.

Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в редакции Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 4-ФЗ)[6, с. 1].

В соответствии со ст. 12 Закона « Об охране окружающей природной  среды» граждане вправе требовать в  административном или судебном порядке  отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих  отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека.

Ответственность государственного служащего наступает в связи  с его обязанностью признавать, соблюдать  и защищать права и свободы  человека и гражданина в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»[7, с. 3]. Действие данного Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих, если федеральное законодательство приравнивает их к государственным служащим. 

Граждане вправе обжаловать также бездействие органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных  служащих, которое повлекло за собой  перечисленные выше последствия. Для  сферы охраны окружающей среды возможность  обжалования бездействия государственных  органов и иных субъектов, деятельность которых связана с охраной  окружающей среды, потенциально является мощным правовым средством повышения эффективности природоохранительной деятельности государства.

Обжалование допускается, если нарушены, лишь права, свободы и интересы истца. При этом гражданин не имеет права обжаловать в суд действия или бездействие, имеющие неблагоприятные экологические последствия для общества в целом. Между тем порой трудно доказать, что явно незаконное решение или действие (бездействие) нарушает экологические права истца. Но в случае признания решения не законным обеспечивается защита права на благоприятную среду не только гражданина, который обжаловал этот акт, но и более широкого круга лиц, подпадающих под его действие.

Для обращения с жалобой  в суд по поводу неправомерных  экологически значимых действий или  решений государственного органа необходимо обладать некоторым минимумом правовых и экологических знаний. Подавляющее  же большинство российских граждан  такими знаниями не обладают. Согласно Конституции РФ, каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). Ее оказывают в основном юридические консультации, адвокатские конторы.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды  устанавливается: имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Уголовная ответственность применяется только к физическим лицам за совершение экологического преступления, т.е. посягательство на экологический правопорядок и его составную часть - экологическую безопасность населения. В гл. 26 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил: охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247), безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами (ст. 248) и др.[8, с. 166, 167,168].

Административная  ответственность применяется к физическим и юридическим лицам за совершение экологического проступка при отсутствии состава преступления. Наиболее распространенная мера административного взыскания - штраф. Размеры штрафа кратны размеру минимального размера оплаты труда на момент совершения правонарушения. Так, в гл. 8 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение общих требований охраны окружающей среды за совершение земельных, горных, водных правонарушений, лесонарушений, проступков, посягающих на животный мир и среду его обитания и др.

Имущественная ответственность предусматривает возмещение нанесенного экологического ущерба, включая реальный вред и упущенную выгоду.

 Дисциплинарная ответственность применяется только к физическим лицам и предусмотрена за совершение экологического проступка в связи с невыполнением служебных обязанностей, в результате чего причиняется экологический вред.

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что  каждый вправе защищать свои права  и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45)[9, с. 1]. При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 26).

Право граждан на предъявление исковых требований в суд предусмотрено  также в ст. 91 этого Закона и  касается прекращения экологически вредной деятельности, причиняющей  вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной среде. В Законе имеется общая норма, согласно которой споры об охране окружающей природной среды с участием граждан подлежат рассмотрению в судебном порядке (ст. 78)[10, с. 6].

Порядок судебного обжалования  регулируется Законом «Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[10,с.1-5]. Закон определяет также круг действий (решений), которые могут быть обжалованы в суд. В качестве таковых он называет коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

а) нарушены права и свободы  гражданина;

б) созданы препятствия  осуществлению гражданином его  прав и свобод;

в) на гражданина незаконно  возложена какая-либо обязанность  или он незаконно привлечен к  какой-либо ответственности.

Если гражданину отказано в удовлетворении жалобы в административном порядке или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться в суд по месту  жительства или по месту нахождения нарушителя (органа, объединения, должностного лица).

Гражданам предоставляется  право выбора суда, в который они  могут обратиться для защиты своих  прав. По усмотрению гражданина жалоба может быть подана в суд либо по месту его жительства, либо по месту  нахождения органа, объединения, должностного лица, нарушившего его экологические  права.

Закон определяет также сроки  обращения с жалобой в суд. Если же гражданином не был получен письменный ответ на жалобу, то срок обращения в суд наступает по истечении месячного срока после подачи жалобы. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Закон наделяет суд правом восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы.

Рассмотрев жалобу, суд  выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое действие или  решение, приведшее к нарушению  прав гражданина, незаконным, обязывает  удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем  восстанавливает его нарушенные права и свободы. Более того, на стадии принятия жалобы к рассмотрению по просьбе гражданина либо по своей  инициативе суд вправе приостановить  исполнение обжалуемого действия или  решения.

2.1 Защита экологических прав в сфере деятельности  органов исполнительной  власти

Вопрос о конкретных способах и средствах защиты прав и законных интересов граждан государственными органами исполнительной власти приобретает  особую значимость и остроту в  условиях, когда реализация гражданином  экологических прав зачастую зависит  от усмотрения администрации, а отдельные  должностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за это ответственности.

К таким средствам и  способам защиты относятся:

  1. судебный контроль за деятельностью администрации (имеются в виду полномочия общих судов по рассмотрению административных споров, а также возможная организация административной юстиции);
  2. административный (внутриведомственный и над ведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой исполнительной власти. Сюда следует отнести и президентский контроль за деятельностью подчиненной ему системы государственных органов;
  3. организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органы исполнительной власти;
  4. прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за законностью деятельности отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за органами местного самоуправления;
  5. контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с учетом принципа разделения властей.

Информация о работе Защита экологических прав граждан в судебном и административном порядке