Защита экологических прав граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 08:21, контрольная работа

Описание работы

Экологическое право — одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей.
Вопрос об экологических правах индивида является центральным в современном праве окружающей среды России. Любые права должны быть закреплены и защищены законом, также человек должен соблюдать определенные экологические обязанности.

Содержание работы

Введение 2
1 Понятие и общая характеристика экологических прав граждан 3
2 Экологические обязанности граждан 11
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Экологическое право

по теме: Защита экологических прав граждан

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка

Направление: юриспруденция

Профиль

Группа: ЮРп-2011Р

Ф.И.О: Рожкова Л. Н.

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение            2 

1 Понятие и  общая характеристика экологических  прав граждан            3

2 Экологические обязанности граждан                                                   11                              

Заключение                                                                                                    14

Список литературы                                                            15

                                                                                             

                                         

                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Экологическое право — одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей.

Вопрос об экологических правах индивида является центральным в современном праве окружающей среды России. Любые права должны быть закреплены и защищены законом, также человек должен соблюдать определенные экологические обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН

По мнению большинства специалистов в данной области, вопрос об экологических правах гражданина является одним из ключевых в современном экологическом праве, поскольку согласно ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Впервые в российском законодательстве экологические права человека были закреплены в Законе РСФСР от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной среды», затем - в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г. и Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

М.М. Бринчук под экологическими правами человека понимает признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

По мнению О.Л. Дубовик, экологические права граждан - это совокупность закрепленных в международных актах, Конституции РФ, специальном экологическом и смежном с ним законодательстве прав индивида, т.е. человека и гражданина, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере.

Экологические права человека относятся к группе фундаментальных естественных (неотчуждаемых) прав человека, возникающих с рождением и прекращающихся со смертью индивида, наряду с такими основополагающими правами, как право на жизнь, свободу слова и вероисповедания, личную неприкосновенность, свободу передвижения, выбор места жительства и др.

Необходимо отметить, что проблему экологических прав человека в мире стали активно обсуждать с середины 60-х годов нашего столетия, когда многие индустриально развитые страны Запада стали ощущать последствия экологического кризиса, вызванной чрезмерным воздействием на окружающую среду и потреблением природных ресурсов.

Политическая сторона экологических прав человека отражена в нормах международного права, которые нашли выражение в различных декларациях прав человека.

Первые документы ООН, в частности Всеобщая декларация прав человека и гражданина  1948 г., Устав ООН, Международный пакт об экономических, социальных культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. не выделяли права человека на благоприятную окружающую среду непосредственно. В то же время оно выражено опосредованно в ст. 3 Всеобщей декларация прав человека и гражданина 1948 г., закрепившей право человека на жизнь. Кроме того, в ст. Декларации указывается нам такой «жизненный уровень», который необходим человеку для поддержания его здоровья и благосостояния.

Важнейшей вехой в становлении и развитии экологических прав гражданина стала Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде в 1972 году, где впервые была обсуждена как самостоятельная проблема права человека на благоприятную окружающую среду. В частности, принцип 1 Стокгольмской декларации провозгласил, что человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Высказывается мнение, что после Стокгольмской конференции 1972 г. начался неизвестный ранее в международном праве процесс его постепенной экологизации. Это проявилось в упоминании о необходимости защиты окружающей среды в узкоспециализированных документах в области прав человека (например, во Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания 1974 г.), которые напрямую природоохранные действия не предполагают.

На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенной в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 года, было заявлено, что единственный путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса - это его увязка с охраной окружающей среды. Принцип 1 Декларации Рио провозгласил: «Люди имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».

В связи с вступлением России в Совет Европы необходимо учитывать международные документы о правах человека этой организации. В частности, в рамках Совета Европы действует ряд документов, регулирующих в той или иной степени отношения в данной сфере. Основными из них являются Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.) и Европейская социальная хартия (вступила в силу 26 февраля 1965 г.). В этих документах не только закрепляются права граждан, но и предусматривается международный правовой механизм их защиты. Положения этих документов юридически обязательны для России как члена Совета Европы.

Выделяют основные (или конституционные) и иные экологические права граждан.

К основным (конституционным) правам относятся, прежде всего, содержащиеся в ст. 42 Конституции РФ:

- право каждого на благоприятную  окружающую среду;

- право на достоверную информацию  о состоянии окружающей среды;

- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу  гражданина экологическим правонарушением.

Кроме того, к этой группе отнесены следующие конституционные права:

-  право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю

ст.36 Конституции РФ);

- право каждого на труд в  условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ);

- право каждого на охрану  здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ).

Для успешной реализации и надежной защиты вышеперечисленных экологических прав важны не имеющие прямого отношения к экологии такие конституционные права, как: право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29); право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления (ст. 33); право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46) и др.

К группе иных экологических прав относятся права, содержащиеся в других, помимо Конституции, нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ, и, прежде всего – в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который не только закрепил право каждого на благоприятную окружающую среду и на ее защиту   от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению его защиты.

В частности, согласно ст. 12 Закона, граждане имеют право:

- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

- направлять обращения в органы  государственной власти Российской  Федерации органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

- выдвигать предложения о проведении  общественной экологической экспертизы  и участвовать в ее проведении  в установленном порядке;

-  оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного cамоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

- предъявлять в суд иски о  возмещении вреда окружающей  среде;

- осуществлять другие предусмотренные  законодательством права.

Важные права граждан в области охраны окружающей среды установлены Федеральным законом от 30,03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно ст. 8 которого граждане имеют право:

- на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают  вредного в действия на человека;

-  получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среде обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначен, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

- осуществлять общественный контроль  за выполнением санитарных правил;

- на возмещение в полном объеме  вреда, причиненного их здоровью  или имуществу вследствие нарушения  другими гражданами, индивидуальными  предпринимателями и юридическими  лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении  санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 09.01.96г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» установил ряд прав граждан, имеющих непосредственное отношение к данной области.

Прежде всего, согласно ст. 22 этого Закона, граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Кроме того, граждане и общественные объединения имеют также право на получение объективной информации от организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности (ст. 23). Наконец, ст. 26 указанного Закона предоставляет гражданам право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных данным Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Градостроительный кодекс РФ от 07.05.98 г. № 73-ФЗ, в ст. 7 устанавливает право каждого гражданина на благоприятную среду жизнедеятельности. Это право, в частности, обеспечивается: участием граждан и общественных объединений в осуществлении градостроительной деятельности; государственным нормированием градостроительной деятельности; лицензированием отдельных видов градостроительной деятельности; сертификацией отдельных видов строительных материалов и услуг в области строительства; государственным и общественным контролем за осуществлением градостроительной деятельности и соблюдением законодательства РФ о градостроительстве; компенсацией в административном порядке вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства РФ о градостроительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедеятельности; возмещением вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства РФ о градостроительстве и рядом других мер и мероприятий.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 г. № 68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 18) граждане РФ, в частности, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций и др.

Информация о работе Защита экологических прав граждан