Защита экологических прав граждан в судебном и административном порядке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов защиты экологических прав граждан в судебном и административном порядке, а также экологических прав и обязанностей граждан и общественных объединений.
Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.
Предметом экологического права являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
анализ понятия экологического права;
рассмотрение правового регулирования экологических прав граждан;
рассмотрение порядка и оснований защиты экологических прав граждан в судебном порядке;
рассмотрение порядка и оснований защиты экологических прав граждан в административном порядке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Экологические права человека…………………………… 5
1.1. Понятие и виды экологических прав граждан……………….. 7
1.2. Роль общественных объединений в защите экологических прав граждан…………………………………………………………………………. 9
Глава 2. Защита экологических прав граждан в судебном и административном порядке ……………………………………………….. 12
2.1. Защита экологических прав в сфере деятельности
органов исполнительной власти…………………………………………. 16
2.2. Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде РФ……………………………………………………………………………… 17
2.3. Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека………………………………………………………………………… 20
Заключение……………………………………………………………. 23
Список использованных источников……….……………………….. 25

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 56.45 Кб (Скачать файл)

Процедуры рассмотрения жалоб  в органах исполнительной власти практически отсутствуют, так как  действующие до сих пор процедуры, существовавшие в бывшем СССР, по оценкам  специалистов, крайне несовершенны и защищают более административную власть от граждан, чем права и интересы последних. Назрела необходимость принятия закона об обращениях граждан, регулирующего процедуры их рассмотрения таким образом, чтобы они способствовали эффективной защите экологических прав человека [11, с. 19].

Перспективы совершенствования  механизмов защиты экологических прав граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти могут  быть связаны с развитием системы  административной юстиции, предусмотренной  ст. 118 Конституции РФ[1, с. 63]. Такая система может развиваться на основе: создания административных судов и обособления их от системы общего судопроизводства; сочетания органов административной юстиции и судопроизводства по административным делам; совершенствования правосудия по административным делам путем выделения специализированных палат в рамках общих судов.

2.2.  Защита экологических прав граждан в конституционном Суде РФ

Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конституционности указанных  актов, однако, не по собственной инициативе, а по запросам. Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Федеральный конституционный  закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» допускает запрос о проверке конституционности законов и иных нормативных актов РФ или договоров между органами государственной власти, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за не конституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц об отказе, применять эти акты как не соответствующие Конституции РФ (ст. 85) [12, с. 68].

Что касается проверки конституционности  нормативного акта субъекта РФ, то она  допускается, в частности, если нормативный  акт издан по вопросу, относящемуся к совместному ведению органов  государственной власти РФ и органов  государственной власти субъектов  Федерации. Согласно ст. 72 Конституции  России природопользование, охрана окружающей среды и законодательное регулирование  в этих сферах отнесены к предметам  совместного ведения.

Если в отношении новых  нормативных актов и договоров  между органами государственной  власти соответствие их Конституции  устанавливается: по содержанию норм; по форме акта; по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования  или введения в действие; с точки  зрения установленного Конституцией разделения законодательной, исполнительной и  судебной власти и другим показателям  и характеристикам (ст. 87), то проверка конституционности таких актов, принятых до вступления в силу Конституции  РФ, производится только по содержанию норм.

Признание по итогам рассмотрения дела нормативного акта или договора, отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ влечет отмену не только данного акта (договора, положения), но и является основанием для отмены в установленном порядке положений  других нормативных актов, основанных на акте (договоре, положении), признанном неконституционным.

Конституцией РФ предусмотрена  также возможность проверки конституционности  законов по запросам судов. При рассмотрении дела в любой инстанции, придя  к выводу о несоответствии Конституции  РФ закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле, суд  обращается в Конституционный Суд  РФ с запросом о проверке конституционности  закона.

С момента вынесения решения  суда об обращении в Конституционный  Суд и впредь до принятия постановления  этого суда производство по делу или  исполнение вынесенного судом решения  в соответствии с Законом «О Конституционном  Суде Российской Федерации» приостанавливается.

Порядок и пределы проверки Конституционным Судом актов, принимаемые  им по результатам рассмотрения запроса  решения аналогичны установленным  для рассмотрения жалоб на нарушение  законом конституционных прав и  свобод.

При обращении в Конституционный  Суд должны быть, в частности, указаны  конкретные основания для обращения, определенные ст. 36 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»[12, с. 31]; позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ; требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду.

Наряду с проверкой  конституционности законов и  других актов, защита экологических  прав граждан в рамках Конституционного Суда связана с реализацией права  граждан на конституционную жалобу.

В соответствии с Законом  «О Конституционном Суде Российской Федерации» правом на обращение в  Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение  конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы  нарушаются законом, примененным или  подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким  правом обладают также иные лица и  органы, указанные в федеральном  законе (ст. 96).

Закон «О Конституционном  Суде Российской Федерации» (ст. 86) устанавливает  широкие пределы проверки конституционности  оспариваемого закона, как и в  случае рассмотрения дел о конституционности  нормативных актов органов государственной  власти и договоров между ними.

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных  экологических прав принимается  одно из двух решений:

    • о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ;
    • о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или создающими возможность не соответствующего Конституции истолкования судом или иным органом.

В случае признания закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это  дело подлежит пересмотру соответствующим  органом в обычном порядке.

2.3. Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека

С момента, когда Россия стала  членом Совета Европы, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по правам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права. Обращение направляется заявителем лично либо через адвоката в Европейскую комиссию по правам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым к рассмотрению, или непосредственно в суд. В обращении указывается заявитель, правительство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того,  должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты. Такими документами могут быть ответы Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ и др. При этом обращение в Европейскую комиссию должно быть направлено в течение шести месяцев со времени получения отрицательного ответа из последней инстанции. 

Европейская комиссия по правам человека, изучив обращение, принимает  решение о его рассмотрении по существу, если удостоверится, что  исчерпаны все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и не истек шестимесячный срок после принятия решения на национальном уровне.

Комиссия устанавливает юридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она предпринимает усилия к дружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительному результату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положений Конвенции, допущенные правительством. Доклад поступает в Комитет министров Совета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. В случае утвердительного ответа он обязывает соответствующее государство принять в течение определенного времени предписанные ему решением Комитета меры.

По истечении этого периода в случае невыполнения государством вынесенных предписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были переданы в Европейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правам человека. 

11 мая 1994 г. члены Совета  Европы приняли Протокол №  11 к Европейской конвенции о  защите прав человека и основных  свобод, который предоставил права  индивиду, неправительственным организациям и группам лиц направлять петиции непосредственно в суд. Для рассмотрения дела Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей. Сами же дела решаются палатами. Решения Суда обязательны для государств-участников, а за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до ее разрешения несет заявитель[13, с. 4].

 

 

 

 

 

 

Заключение

Закрепление в Конституции  РФ основных экологических прав и  свобод человека и гражданина, а также признание и реализация данных прав в повседневной жизни, является неотъемлемым атрибутом становления правового государства. В нашей работе мы пришли к выводам, что: право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию (т.е. право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды), а также право на возмещение ущерба(право граждан на судебный иск, как право требовать возмещение причиненного ущерба. Такое право — один из новейших и основополагающих инструментов российского законодательства в сфере охраны окружающей среды). А также для того, чтобы человек чувствовал себя защищенным, прежде всего надо создать отвечающее общественным потребностям конституционно-экологическое законодательство, которое в полной мере бы реализовывало конституционные права граждан.

Соблюдение экологических  прав граждан является основным критерием  надлежащего соблюдения и обеспечения законодательства органами исполнительной власти, без участия которых не была бы возможной в полной мере реализация экологических прав граждан, закреплённых в конституции. А также важнейшую роль при этом играет четкое закрепление и распределение полномочий государственных органов, осуществляющих реализацию данных конституционных прав граждан. Но в нашей работе, мы также убедились, что необходимо повсеместное развитие данных факторов, поскольку только их совокупность и систематизация приведет к необходимому эффекту – наиболее полной реализации гражданами своих экологических прав[14, с. 116].

Таким образом, проблемы обеспечения, соблюдения и защиты экологических  прав граждан в России в практическом плане сейчас далеки от решения. Механизм защиты экологических прав граждан в России находится на начальной стадии формирования. Важнейшую роль, с нашей точки зрения, в решении этих взаимосвязанных проблем будут играть такие факторы, как создание развитой системы современного экологического законодательства, последовательное обеспечение финансирования охраны окружающей среды, профессиональная подготовка управленческого аппарата, прокурорских работников и судей, а также политическая воля органов законодательной, исполнительной и судебной властей[15, с.168].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
  2. Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. Об охране окружающей среды.;
  3. Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997;
  4. Учебник Экологическое право - Глава: 6. гарантии и защита экологических прав граждан robotlibrary.com;
  5. Политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые» :www.greenparty.ru;
  6. Федеральный закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в редакции Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 4-ФЗ);
  7. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации";
  8. Уголовный кодекс РФ с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П, от 13.07.2010 N 15-П.;
  9. Федеральный закон РСФСР от 19.12.1991 №  2060-1 об охране окружающей природной среды;
  10. Федеральный  закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изменениями и дополнениями).;
  11. Способы защиты экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти. Процедуры рассмотрения жалоб в органах исполнительной власти. www.bibliotekar.ru;
  12. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Статья 85. Допустимость запроса;
  13. Протокол N 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией" (Страсбург, 11 мая 1994 г.);
  14. Право на благоприятную окружающую среду - Учебник м. М. Бринчук;
  15. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. – М.: Просвещение, 1998.

Информация о работе Защита экологических прав граждан в судебном и административном порядке