Система составов экологических преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Как справедливо отмечалось в отечественной юридической литературе, ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций - стимулирующую к соблюдению норм права окружающей природной среды; - компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной сфере и возмещение вреда здоровью человека; - превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений; - карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.
В связи с этим, государство вынужденно использовать для предотвращения этих негативных последствий, один из самых строгих рычагов воздействия на неправомерное поведение человека – уголовную ответственность.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что на сегодняшний день актуальность выбранной темы является важной для изучения. Объектом исследования является экологические преступления и правонарушения а предметом – система составов экологических преступлений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Понятия и общая характеристика экологических преступлений…………………6
1.1 Понятия экологических преступлений………………………………………….6
1.2 Общая характеристика экологических преступлений…………………………9
2. Классификация экологических преступлений и их виды…………………………14
2.1 Нарушение правил охраны неживой природы………………………………14
2.2 Нарушение правил охраны живой природы…………………………………20
Заключение……………………………………………………………………………..26
Глоссарий……………………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Система составов экологических преступлений.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

       4) Порча земли. Статья предусматривает ответственность за преступления которые ведут к порче, т.е. качественному ухудшению состояния земель в результате хозяйственной или иной деятельности. Порча земли выражается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Основополагающим нормативным актом регламентирующим рациональное использование земель является Земельный кодекс РФ.

5) Нарушения правил  охраны и использования недр. В этой сфере предметом преступления  является содержимое недр (полезные  ископаемые, добыча и использование  котоҏыҳ природопользователями требует сᴨȇциального разрешения, в том числе уголь, нефть, руды, драгоценные металлы и драгоценные камни).

Объективная сторона  преступления выражается в совершении хотя бы одного из деяний, указанных  в диспозиции ст. 255: нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в пределах территории России, включая подземное пространство, и содержащиеся там полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью.

Недра могут предоставлять  для геологического изучения, строительства  и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода -- геометризованного блока недр. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

6) Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации. Континентальный шельф Российской Федерации это прибрежное морское (океаническое) мелководье, имеющее аналогичное соседней суше геологическое строение, наиболее продуктивная и производительная для хозяйственного использования, населенная живыми организмами часть акватории.

Ответственность за данный вид экологических преступлений наступает за незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации незаконное создание вокруг них зон безопасности нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.

Для создания искусственного сооружения необходимо разрешение, которое выдается специально уполномоченными на то федеральными органам.

Иностранным заявителям определено дополнительное условие: они  могут начинать работы только в присутствии  и под контролем представителей Российской Федерации, специально уполномоченных на то федеральными органами исполнительной власти, выдавшими разрешение.

В главе «Создание  искусственных сооружений и прокладка  подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе» Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» четко регламентируются права и обязанности заявителей при создании искусственных островов, установок и сооружений, несоблюдение которых является нарушением правил эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства. Вторая часть ст. 253 УК преследует незаконное (без соответствующего разрешения) исследование, разведку, разработку естественных богатств континентального шельфа Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Нарушение  правил охраны живой природы

 

1). Незаконная добыча  водных животных и растений. Незаконная добыча объектов животного мира является уголовно наказуемым деянием, если оно совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением самоходного  транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений;

в) в местах нереста  или на миграционных путях к ним;

г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации.

Статья 256 УК РФ ставит своей  задачей охрану природных ресурсов страны средствами уголовного закона. С целью обеспечения условий сохранения и выживания популяций водных животных и растений (водные биоресурсы). В пределах территории России животный мир является государственной собственностью. Юридические лица могут осуществлять охоту и рыболовство на основании долгосрочной лицензии, в которой указаны разрешенные виды пользования перечень объектов животного мира границы (площади) территории и акватории, в пределах которых действует лицензия срок действия лицензии условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями. Часть 2 ст. 256 УК предусматривает ответственность за незаконную добычу некоторых млекопитающих в открытом море или в запретных местах. Предметом данного преступления являются котики, морские бобры, калан, морская выдра, камчатский бобр. Добыча морских животных разрешается только по специальным промысловым билетам с соблюдением требований, предусмотренных правилами охраны и промысла морских млекопитающих.

Граждане вправе пользоваться животным миром на основании именных  разовых лицензий (специальное разрешение на одноразовое использование) на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или в конкретный период. Добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу России, производится только на основании разрешения, выдаваемого соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Не требуется разрешения на спортивный и любительский лов рыбы для личного потребления. Незаконной следует признать добычу рыбы, морского зверя, иных водных животных без лицензии (разрешения), с нарушением требований, указанных в лицензии, в запретное время, в запрещенных местах, а также запрещенными орудиями и способами лова.

2). Нарушение правил  охраны рыбных запасов. Статья  регламентирует порядок использования водных объектов в процессе производственной деятельности. Такие виды производственной деятельности как производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов могут причинить вред рыбным запасам. Если нарушение правил охраны рыбных запасов, повлекло массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, то уголовный кодекс РФ предусматривает за эти деяния уголовную ответственность. Водным законодательством запрещена эксплуатация водозаборных, сборных и гидротехнических сооружений без рыбозащитных устройств и устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин, каналов и других гидротехнических сооружений без проведения мероприятий, предотвращающих вредное воздействие на водные объекты. При производстве производственных процессов в целях сохранения среды обитания рыбы и иных водных животных применяются Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи.

3). Незаконная охота.  Неотъемлемой частью природной среды являются дикие животные (звери и птицы) находящиеся в состоянии естественной свободы. Сохранение популяций животных уголовно-правовыми методами является основной целью статьи. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным и федеральными органами по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации, и утверждается Правительством. Количество нормативно правовых актов, регулирующих вопросы охоты достаточно велик: постановления Правительства РФ «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации», «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира», распоряжение Правительства РФ «Об установлении предельных размеров платы за пользование дикими животными по разрешениям (лицензиям) на их добычу». Коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности. Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы. Незаконной признается охота без надлежащего разрешения (лицензии), с нарушением требований, указанных в лицензии в запрещенных местах в запрещенные сроки запрещенными орудиями и способами при наличии обстоятельств. Степень ущерба в зависимости от экологической ценности, стоимости, количества добытого, а также вреда, нанесенного животному миру. Незаконная охота с применением механического транспортного средства или воздушного судна имеет место, когда названные средства использовались в процессе преследования, выслеживания с целью добычи и самой добычи диких животных. Перечень запрещенных орудий и способов охоты содержится в нормативных актах. Незаконным будет также истребление птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена. В соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты, допускается только по разрешениям специально уполномоченных на то государственных органов управления. Незаконной считается и добыча в результате охоты большего количества зверей и птиц, чем это было указано в разрешении. 14

4). Уничтожение критических мест обитания организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. В результате жизнедеятельности человека некоторые виды животных и растений оказались на грани гибели. Чтобы предотвратить гибель этих видов и сохранить биологическое разнообразие жизни на земле в тексте УК РФ появилась эта новая статья. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений регламентируется международно-правовыми актами и российским законодательством. В Российской Федерации на основе систематически обновляемых данных о состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира ведется Красная книга. Она является официальным документом, содержащим свод сведений об обитающих (произрастающих) на территории России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации представителях животного и растительного мира, а также необходимых мерах по их охране и восстановлению. Критическими местами обитания признаются специально выделяемые защитные участки территорий (акваторий), необходимые для размножения, нагула, отдыха и путей миграции, зимовки объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.

5). Незаконная порубка  деревьев и кустарников. Цель  данной статьи предотвращение незаконной порубки и повреждений лесов и иной растительности. Все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд России. В лесной фонд не входят защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках. Преступление выражается в незаконной порубке, а равно в повреждении до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере. Лесные пользования допускаются на основании специальных разрешительных документов лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета. Незаконной признается порубка без соответствующего разрешения (лицензии, лесорубочного билета, ордера или разрешения органов местного самоуправления) не в том количестве, не на том участке, не тех пород, которые указаны в разрешении.

6). Уничтожение или  повреждение лесов. Данная статья  предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или причинения вреда лесам всех групп лесного фонда, а также насаждениям, не входящим в лесной фонд в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, например, в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами. Уничтожение или повреждение лесной и нелесной растительности может произойти и в результате загрязнения леса неочищенными сточными водами, экологически вредными веществами воздушного бассейна, агрохимикатами.

7). Нарушение режима  особо охраняемых природных территорий  и природных ресурсов. Согласно  Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемыми территориями являются участки земли, водные поверхности, воздушное пространство над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты (полностью или частично) из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Законодатель в качестве особо охраняемых территорий выделил следующие виды территорий государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно оздоровительные местности и курорты. В отношении каждого из перечисленных видов особо охраняемых территорий устанавливается специальный режим охраны. Например, в Положении о государственных природных заповедниках в России установлен примерный перечень запрещенных действий на территории заповедника строительство зданий и сооружений, дорог, трубопроводов, линий электропередач, изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, все виды лесопользования, заготовка сена, лекарственных трав, цветов, охота и рыболовство, отлов животных, применение химических средств, пролет самолетов ниже 2000 м, проезд и проход посторонних лиц и т.п.

Преступлением считается  нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы  и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее  причинение значительного ущерба.

 

 

 

Заключение

 В современном мире не существует более важной проблемы, чем выживание человечества и сохранение окружающей среды. Возникновение экологического кризиса, его обострение, а также влияние международного экологического права и других факторов привели к осознанию необходимости уточнить объекты преступления и включить новые составы преступлений в российское уголовное законодательство. Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление. Конечно, существенно изменились и санкции.

           В заключение можно сделать вывод, что за последние десять лет наблюдается устойчивая тенденция роста числа экологических преступлений темпами, превышающими прирост иных преступлений. В обоснование этого тезиса приводятся статистические данные ГИАЦ МВД России, которые отображают динамику, состояние и структуру  зарегистрированных экологических преступлений в разрезе статей УК РФ за период 2000–2010 гг.

Информация о работе Система составов экологических преступлений