Природные объекты, находящиеся под особой охраной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Одной из основных проблем социально-экономического развития нашей страны является обеспечение экологической безопасности граждан, охрана окружающей природной среды и рационального природопользования. За последние годы принят ряд документов, направленных на оздоровление экологической обстановки в России.
Однако я считаю, что, несмотря на принимаемые меры, работа по экологическому оздоровлению страны ведется недостаточно эффективно и рассматриваемой категории объектов экологического права уделяется незаслуженно мало внимания.

Содержание работы

Введение
1. Общее понятие особо охраняемых природных территорий
1.1 Законодательство РФ об особо охраняемых природных территориях
1.2 Характеристика и классификация особо охраняемых природных территорий
2. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
2.1 Правовой режим государственных природных заповедников
2.2 Правовой режим национальных и природных парков
2.3 Правовой режим государственных природных заказников
2.4 Правовой режим памятников природы
2.5 Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов
2.6 Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Заключение
Библиографический список литературы

Файлы: 1 файл

Экологическое право курсовая 2 курс.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Государственные природные заповедники пользуются определенными льготами по налогообложению. Они вправе иметь свою символику - флаги, вымпелы, эмблемы и т.п.

2.2 Правовой режим национальных и природных парков

 

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

На национальные парки возложены следующие основные задачи:

- сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

- сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

- осуществление экологического мониторинга;

- восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Национальные парки учреждаются  постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации  на отнесение соответствующих территорий субъектов РФ к объектам федеральной собственности, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из этого, на территориях  национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и допускается строго регулируемое посещение; познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка; рекреационная, предназначенная для отдыха; охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения; обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей; хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

На территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая  может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями и находятся  в ведении субъектов Российской Федерации. Решение об образовании  природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления.

Природные парки располагаются  на землях, отданных им в бессрочное пользование, но могут включать и  земли, принадлежащие иным пользователям, собственникам. Наряду с задачами по сохранению окружающей среды они  занимаются созданием условий для  отдыха, в том числе массового, и сохранением рекреационных ресурсов. Здесь создаются природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных объектов и комплексов.

Законодательством в более общем  виде, чем для других особо охраняемых природных территорий, устанавливаются запреты и ограничения на деятельность, которая может повлечь снижение экологической, эстетической или рекреационной ценности природного парка.

Создание природных парков, связанное  с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

2.3 Правовой режим государственных природных заказников

 

Государственными природными заказниками  являются территории (акватории), имеющие  особое значение для сохранения или  восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Они учреждаются двумя способами – с изъятием земель или без такового, могут наделяться федеральным или региональным значением и иметь различный профиль, т.е. быть:

а) комплексным (ландшафтными) – предназначенными для сохранения и восстановления ландшафтов;

б) биологическими (ботаническими  и зоологическими) для охраны и  восстановления редких и исчезающих видов растений и животных или  видов, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении;

в) палеонтологическими – для охраны ископаемых объектов;

г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими);

д) геологическими – для сохранения неживой природы.

Государственные природные заказники  федерального значения образуются решением Правительства РФ на основании представления  органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. Государственные природные заказники регионального значения учреждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям и задачам создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания данных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

2.4 Правовой режим памятников природы

 

Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Объявление их может осуществляться с изъятием территории, на которой они расположены, или без такового. Правовой статус памятника природы закрепляется охранным свидетельством и паспортом, в натуре устанавливаются охранные зоны. Запрещается всякая деятельность, которая может привести к нарушению их сохранности.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, - территориями памятников природы допускается  с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи землей, на которой находятся памятники  природы, принимают на себя обязательства  по обеспечению режима их охраны. Расходы собственников, владельцев и пользователей данных земельных участков по обеспечению режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

2.5 Правовой режим дендрологических парков и ботанических

садов

 

Дендрологические парки и ботанические сады - это природоохранные учреждения, в задачу которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Ботанические сады и дендрологические парки осуществляют интродукцию растений, изучают в стационарных условиях их экологию, биологию, разрабатывают научные основы декоративного садоводства, ландшафтной архитектуры, озеленения, введения дикорастущих растений в культуру, защиты интродуцированных растений от вредителей и болезней, а также разрабатывают методы и приемы селекции и агротехники по созданию устойчивых декоративных экспозиций, принципы организации искусственных фитоценозов и использования растений-интродуцентов для оптимизации техногенной среды.

На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут  быть разделены на следующие функциональные зоны:

• экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном администрацией;

 • научно-исследовательскую, доступ в которую имеют только их научные сотрудники;

• административную.

Основными задачами государственных ботанических садов и дендрологических парков являются:

а) сохранение в искусственных условиях коллекций живых растений (особенно редких и исчезающих видов) и других ботанических объектов, имеющих большое  научное, учебное, экономическое и  культурное значение;

б) проведение научно-исследовательских  работ, соответствующих задачам  ботанического сада или дендрологического парка;

в) проведение учебно-педагогической и научно-просветительной работы в области ботаники и охраны природы, растениеводства и селекции, декоративного садоводства и ландшафтной архитектуры.

2.6 Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и

курортов

 

Территория, обладающая природными лечебными  ресурсами и пригодная для  организации лечения и профилактики заболеваний, для отдыха населения называется лечебно-оздоровительной местностью.

Курорт - это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях  особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов  государственной власти.

Курортный регион (район) представляет собой территорию с компактно расположенными на ней курортами, объединенную общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.

Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

Отнесение территорий (акваторий) к  лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом от 23.02.95 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".

В границах курортов и лечебно-оздоровительных  местностей запрещается (ограничивается) деятельность, которая может способствовать ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации  лечения и профилактики заболеваний  населения, на территориях курортов и лечебно-оздоровительных местностей организуются округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

Такие округа представляют собой особо  охраняемую природную территорию с  установленным режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.

 

Заключение

 

Выбор мною темы данного исследования определен не только актуальностью проблем правовой охраны особо охраняемых природных территорий и объектов, а также недостаточным уровнем государственного управления и контроля за сохранением режима особо охраняемых природных территорий.

Поэтому тематика представленной работы выбрана именно с целью консолидации изученного нормативно-правового материала и имеющейся в свободном доступе правовой информации.

Основными чертами правового статуса  об особо охраняемых природных территорий являются следующие:

а) их принадлежность к объектам общенационального достояния;

б) полное или частичное изъятие  из хозяйственного использования;

в) установление особого режима охраны;

г) включение в объекты государственной  собственности;

д) наличие особого порядка получения  статуса (решение уполномоченного органа исполнительной власти – от Правительства РФ до органов местного самоуправления);

е) наделение определенным значением  – федеральным, региональным, местным;

ж) включение в государственный  кадастр об особо охраняемых природных  территорий;

з) установление статусных характеристик и режима охраны осуществляется в соответствии со сложной иерархией нормативно-правовых актов – федеральными законами, типовыми положениями, положениями о конкретной особо охраняемой природной территории;

и) установление мер юридической ответственности за нарушение режима об особо охраняемых природных территорий.

Информация о работе Природные объекты, находящиеся под особой охраной