Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:39, реферат

Описание работы

Актуальность темы определена тем, что отдельной категорией объектов охраны окружающей среды являются особо охраняемые территории и объекты. В экологическом праве им уделяется повышенное внимание: они имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное назначение, изымаются полностью или частично из хозяйственного использования, для них устанавливается режим охраны с учетом особенностей их статуса. Главной целью работы является изучение правового режима особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3

Общее понятие особо охраняемых природных территорий…………4
Законодательство РФ об особо охраняемых
природных территориях……………………………………………….4
Характеристика и классификация особо охраняемых природных территорий……………………………………………………………….6
Правовой режим государственных природных заповедников………..7
Правовой режим национальных и природных парков…………………9
Правовой режим государственных природных заказников…………..10
Правовой режим памятников природы…………………………………11
Правовой режим дендрологических парков
и ботанических садов…………………………………………………12
Правовой режим лечебно-оздоровительных
местностей и курортов…………………………………………………13
Ответственность за нарушение правового режима
особо охраняемых территорий………………………………………13

Заключение………………………………………………………………….14

Список использованной литературы……………………………………..15

Файлы: 1 файл

Правовой режим особо охраняемых природных территорий.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

- содействие  в подготовке научных кадров  и специалистов в области охраны  окружающей природной среды.6

            Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Такое постановление принимается по представлению органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. На территории государственного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам, стоящим перед ним, и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. Вместе с тем на территориях государственных природных заповедников допускается деятельность, направленная на:

— сохранение в  естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

— поддержание  условий, обеспечивающих санитарную и  противопожарную безопасность;

— предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

— осуществление  экологического мониторинга;

— ведение эколого-просветительской работы;

— осуществление  контрольно-надзорных функций.

                   Кроме того, в Федеральном законе «Об особо охраняемых территориях» особо оговорено, что в государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

Статус природных биосферных заповедников имеют государственные  природные заповедники, входящие в  международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. К территориям таких заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

По действующему законодательству государственные природные заповедники являются некоммерческими организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета. Они вправе распоряжаться в установленном порядке следующими средствами:7

- от научной, природоохранной,  рекламно-издательской и иной  деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников;

- полученными в счет  возмещения ущерба, причиненного  природным комплексам и объектам, расположенным на территориях  государственных природных заповедников;

- от реализации конфискованных  в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;

- в порядке безвозмездной  помощи и благотворительных взносов.

Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе.

Государственные природные  заповедники пользуются определенными  льготами по налогообложению. Они вправе иметь свою символику - флаги, вымпелы, эмблемы .

 

5.Правовой  режим национальных и природных  парков

 

Национальные  парки являются природоохранными, эколого-просветительскими  и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

На национальные парки возложены следующие основные задачи:

- сохранение  природных комплексов, уникальных  и эталонных природных участков  и объектов;

- сохранение  историко-культурных объектов; экологическое  просвещение населения; создание  условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

- осуществление  экологического мониторинга;

- восстановление  нарушенных природных и историко-культурных  комплексов и объектов.8

Национальные  парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение соответствующих территорий субъектов РФ к объектам федеральной собственности, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из этого, на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и допускается строго регулируемое посещение; познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка; рекреационная, предназначенная для отдыха; охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения; обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей; хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

              На территориях национальных  парков запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб  природным комплексам, объектам  растительного и животного мира, культурно-историческим объектам.

            Природные парки являются природоохранными  рекреационными учреждениями и  находятся в ведении субъектов  Российской Федерации. Решение  об образовании природных парков  принимают органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления. Природные парки располагаются на землях, отданных им в бессрочное пользование, но могут включать и земли, принадлежащие иным пользователям, собственникам. Наряду с задачами по сохранению окружающей среды они занимаются созданием условий для отдыха, в том числе массового, и сохранением рекреационных ресурсов. Здесь создаются природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных объектов и комплексов.

Законодательством в более общем виде, чем для  других особо охраняемых природных  территорий, устанавливаются запреты и ограничения на деятельность, которая может повлечь снижение экологической, эстетической или рекреационной ценности природного парка. 

          Создание природных парков, связанное  с изъятием земельных участков  или водных пространств, используемых  для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.  На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

 

6.Правовой режим государственных природных заказников

 

          Государственными природными заказниками  являются территории (акватории), имеющие  особое значение для сохранения  или восстановления природных  комплексов или их компонентов  и поддержания экологического  баланса. Они учреждаются двумя  способами – с изъятием земель или без такового, могут наделяться федеральным или региональным значением и иметь различный профиль, т.е. быть:

а) комплексным (ландшафтными) – предназначенными для сохранения и восстановления ландшафтов;

б) биологическими (ботаническими и зоологическими) для охраны и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных или видов, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении;

в) палеонтологическими  – для охраны ископаемых объектов;

г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими);

д) геологическими – для сохранения неживой природы.

               Государственные природные заказники  федерального значения образуются  решением Правительства РФ на  основании представления органов  исполнительной власти субъектов  РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. Государственные природные заказники регионального значения учреждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям и задачам создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.     9 На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания данных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

 

 

7.Правовой режим памятников природы

 

              Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом,  научном, культурном и эстетическом  отношениях природные комплексы,  а также объекты естественного и искусственного происхождения. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Объявление их может осуществляться с изъятием территории, на которой они расположены, или без такового. Правовой статус памятника природы закрепляется охранным свидетельством и паспортом, в натуре устанавливаются охранные зоны. Запрещается всякая деятельность, которая может привести к нарушению их сохранности.

             Объявление природных комплексов  и объектов памятниками природы,  а территорий, занятых ими, - территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

            Собственники, владельцы и пользователи  землей, на которой находятся  памятники природы, принимают  на себя обязательства по обеспечению  режима их охраны. Расходы собственников, владельцев и пользователей данных земельных участков по обеспечению режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

 

8.Правовой режим дендрологических парков  и ботанических садов

 

                дендрологические парки и ботанические  сады - это природоохранные учреждения, в задачу которых входит создание  специальных коллекций растений  в целях сохранения разнообразия  и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Ботанические сады и дендрологические парки осуществляют интродукцию растений, изучают в стационарных условиях их экологию, биологию, разрабатывают научные основы декоративного садоводства, ландшафтной архитектуры, озеленения, введения дикорастущих растений в культуру, защиты интродуцированных растений от вредителей и болезней, а также разрабатывают методы и приемы селекции и агротехники по созданию устойчивых декоративных экспозиций, принципы организации искусственных фитоценозов и использования растений-интродуцентов для оптимизации техногенной среды.

                  На территориях дендрологических  парков и ботанических садов  запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением  их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут  быть разделены на следующие функциональные зоны:

• экспозиционную, посещение которой разрешается  в порядке, определенном администрацией;

• научно-исследовательскую, доступ в которую имеют только их научные сотрудники;

• административную.10

               Основными задачами государственных  ботанических садов и дендрологических  парков являются:

а) сохранение в  искусственных условиях коллекций живых растений (особенно редких и исчезающих видов) и других ботанических объектов, имеющих большое научное, учебное, экономическое и культурное значение;

б) проведение научно-исследовательских  работ, соответствующих задачам  ботанического сада или дендрологического парка;

в) проведение учебно-педагогической и научно-просветительной работы в области ботаники и охраны природы, растениеводства и селекции, декоративного  садоводства и ландшафтной архитектуры.

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых природных территорий