Право общего природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 12:51, контрольная работа

Описание работы

В науке экологического права под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды экологических, экономических, культурных, оздоровительных.
В свою очередь, под правом природопользования понимают совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области использования полезных для человека свойств, природной среды1.
Такие нормы содержатся прежде всего в природоресурсном законодательстве – земельном, водном, горном, лесном, о животном мире.
В науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользования.

Файлы: 1 файл

8ЭП.docx

— 36.15 Кб (Скачать файл)

- обязательности  государственной экологической экспертизы.9

В ФЗ «Об  охране озера Байкал» закреплены следующие виды деятельности, запрещенные или ограниченные на Байкальской природной территории, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал:

- химическое  загрязнение озера Байкал или  его части, а также его водосборной  площади, связанное со сбросами  и с выбросами вредных веществ,  использованием пестицидов, агрохимикатов,  радиоактивных веществ, эксплуатацией  транспорта, размещением отходов  производства и потребления;

- физическое  изменение состояния озера Байкал  или его части (изменение температурных  режимов воды, колебание показателей  уровня воды за пределами допустимых  значений, изменение стоков в  озеро Байкал);

- биологическое  загрязнение озера Байкал, связанное  с использованием, разведением или  акклиматизацией водных биологических  объектов, не свойственных экологической  системе озера Байкал, в озере  Байкал и водных объектах, имеющих  постоянную или временную связь  с озером Байкал.10

На Байкальской  природной территории запрещается  строительство новых хозяйственных  объектов, расширение, реконструкция  действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной  экспертизы проектной документации таких объектов.

Перечень  видов деятельности, запрещенных  в центральной экологической  зоне, утверждается Правительством Российской Федерации.

Также водное законодательство регулируется не только Водным кодексов, но и другими нормативно правовыми актами и международными договорами.

 

 

 

 

ЗаДАЧА

 

В Челябинской области на территории, расположенной вокруг предприятия  по переработке ядерных отходов  «Маяк», наблюдается повышенная заболеваемость населения, особенно детей. Многочисленные обращения в государственные  органы не привели к принятию действенных  мер по оздоровлению окружающей среды. При помощи представителей «Движения  за ядерную безопасность» г. Челябинска подготовлены пять исков жителей  о переселении из сферы воздействия  «Маяка» в экологически чистую местность.

Каким должно быть решение суда? По каким основаниям территория признается зоной чрезвычайной экологической  ситуации, зоной экологического бедствия? Каковы права и обязанности граждан  в области защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций?

Ответ:

В данной ситуации суд не имеет права разрешать  данную ситуации о переселении жителей из сферы воздействия «Маяка» в экологическую чистую местность, так как данную территорию не признали зоной чрезвычайной экологической ситуации, зоной экологического бедствия.

Признание территории зоной чрезвычайной экологической ситуацией, зоной экологического бедствия обладает лишь Президент РФ. В данной ситуации гражданам необходимо обратиться в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления г. Челябинска для того, чтобы они выступили с инициативой к Правительству РФ о признании данной территории зоной чрезвычайной экологической ситуации, зоной экологического бедствия. После этого по поручению Правительства РФ проводится государственная экологическая экспертиза материалов о состоянии окружающей природной среды. По результатам государственной экологической экспертизы орган, проводивший государственную экспертизу, подготавливает и вносит в Правительство РФ проект Указа Президента Российской Федерации «Об объявлении территории зоной чрезвычайной экологической ситуации».

Согласно ст. 57 ФЗ «Об охране окружающей среды» «зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, приостановка и предотвращение которых невозможны только за счет организационно-управленческого потенциала и материально-финансовых ресурсов данной территории», следовательно основанием признания территории зоной чрезвычайной ситуации являются устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Согласно ст. 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Из данного определения видно, что территорию расположенной вокруг предприятия по переработке ядерных отходов «Маяк», можно признать зоной чрезвычайной экологической ситуации, зоной экологического бедствия, т.к. здесь наблюдается повышенная заболеваемость населения, особенно детей.

Согласно  ст. 18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право:

- на защиту  жизни, здоровья и личного имущества  в случае возникновения чрезвычайных  ситуаций;

- в соответствии  с планами ликвидации чрезвычайных  ситуаций использовать средства  коллективной и индивидуальной  защиты и другое имущество  органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления  и организаций, предназначенное  для защиты населения от чрезвычайных  ситуаций;

- быть  информированными о риске, которому  они могут подвергнуться в  определенных местах пребывания  на территории страны, и о мерах  необходимой безопасности;

- обращаться  лично, а также направлять в  государственные органы и органы  местного самоуправления индивидуальные  и коллективные обращения по  вопросам защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности  людей на водных объектах;

- участвовать  в установленном порядке в  мероприятиях по предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и  имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на медицинское  обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в  зонах чрезвычайных ситуаций;

- на получение  компенсаций и социальных гарантий  за ущерб, причиненный их здоровью  при выполнении обязанностей  в ходе ликвидации чрезвычайных  ситуаций;

- на пенсионное  обеспечение в случае потери  трудоспособности в связи с  увечьем или заболеванием, полученным  при выполнении обязанностей  по защите населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций, в порядке,  установленном для работников, инвалидность  которых наступила вследствие  трудового увечья;

на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при  выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Согласно  ст. 19 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны:

- соблюдать  законы и иные нормативные  правовые акты Российской Федерации,  законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской  Федерации в области защиты  населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций;

- соблюдать  меры безопасности в быту и  повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной  и технологической дисциплины, требований  экологической безопасности, которые  могут привести к возникновению  чрезвычайных ситуаций;

- изучать  основные способы защиты населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций, приемы оказания первой  помощи пострадавшим, правила охраны  жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными  и индивидуальными средствами  защиты, постоянно совершенствовать  свои знания и практические  навыки в указанной области;

- выполнять  установленные правила поведения  при угрозе и возникновении  чрезвычайных ситуаций;

- при  необходимости оказывать содействие  в проведении аварийно-спасательных  и других неотложных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года// Российская газета от 25 декабря 1993 года.
  2. Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 03 июня 2006 года № 74-ФЗ (действует в редакции Федерального Закона от 28 июля 2012 года № 133-ФЗ)//Российская газета от 30 июля 2012 года № 172.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (действует в редакции Федерального Закона от 05 апреля 2013 года № 55-ФЗ)//Российская газета от 10 апреля 2013 года № 77.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (действует в ред. Федерального закона от 11 февраля 2013 года № 8-ФЗ)// Российская газета от 15 февраля 2013 года № 33.
  5. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 04 декабря 2006 года № 200-ФЗ (действует в редакции Федерального Закона от 28 июля 2012 года № 133-ФЗ)//Российская газета от 30 июля 2012 года № 172.
  6. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (действует в редакции Федерального Закона от 11 февраля 2013 года № 9-ФЗ)//Российская газета от 15 февраля 2013 года № 33.
  7. Об охране озера Байкал: Федеральный закон от 01 мая 1999 года № 94-ФЗ (действует в редакции Федерального Закона от 21 ноября 2011 года № 331-ФЗ)//Собрание законодательства РФ от 28 ноября 2011 года № 48.

Учебная и  научная литература

  1. Баглай М.В. Экологическое право: Учебник для вузов//М.: Норма, 2010г. 416с.
  2. Балашов Л.Е. Природопользование России: учебник для вузов//М.: «Дашков и К», 2009г. 312с.
  3. Козлова Е.И. Основы государственного природопользования: Учебник// М.: Юрист, 2009г. 320с.

 

1 Балашов Л.Е. Природопользование России: учебник для вузов//М.: «Дашков и К», 2009г. 104с.

2 Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (действует в редакции Федерального Закона от 05 апреля 2013 года № 55-ФЗ)//Российская газета от 10 апреля 2013 года № 77, 16с.

3 Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 03 июня 2006 года № 74-ФЗ (действует в редакции Федерального Закона от 28 июля 2012 года № 133-ФЗ)//Российская газета от 30 июля 2012 года № 172, 8с.

4 Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 04 декабря 2006 года № 200-ФЗ (действует в редакции Федерального Закона от 28 июля 2012 года № 133-ФЗ)//Российская газета от 30 июля 2012 года № 172, 19с.

5 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (действует в ред. Федерального закона от 11 февраля 2013 года № 8-ФЗ)// Российская газета от 15 февраля 2013 года № 33, 26с.

6 Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 03 июня 2006 года № 74-ФЗ (действует в редакции Федерального Закона от 28 июля 2012 года № 133-ФЗ)//Российская газета от 30 июля 2012 года № 172, 4с.

7 Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 03 июня 2006 года № 74-ФЗ (действует в редакции Федерального Закона от 28 июля 2012 года № 133-ФЗ)//Российская газета от 30 июля 2012 года № 172, 4с.

8 Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 03 июня 2006 года № 74-ФЗ (действует в редакции Федерального Закона от 28 июля 2012 года № 133-ФЗ)//Российская газета от 30 июля 2012 года № 172, 16с.

9 Об охране озера Байкал: Федеральный закон от 01 мая 1999 года № 94-ФЗ (действует в редакции Федерального Закона от 21 ноября 2011 года № 331-ФЗ)//Собрание законодательства РФ от 28 ноября 2011 года № 48, 645с.

10 Об охране озера Байкал: Федеральный закон от 01 мая 1999 года № 94-ФЗ (действует в редакции Федерального Закона от 21 ноября 2011 года № 331-ФЗ)//Собрание законодательства РФ от 28 ноября 2011 года № 48, 645с.

 


Информация о работе Право общего природопользования