Право общего природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 12:51, контрольная работа

Описание работы

В науке экологического права под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды экологических, экономических, культурных, оздоровительных.
В свою очередь, под правом природопользования понимают совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области использования полезных для человека свойств, природной среды1.
Такие нормы содержатся прежде всего в природоресурсном законодательстве – земельном, водном, горном, лесном, о животном мире.
В науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользования.

Файлы: 1 файл

8ЭП.docx

— 36.15 Кб (Скачать файл)

1. Право общего природопользования

 

В науке  экологического права под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды экологических, экономических, культурных, оздоровительных.

В свою очередь, под правом природопользования понимают совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области использования полезных для человека свойств, природной среды1.

Такие нормы  содержатся прежде всего в природоресурсном законодательстве – земельном, водном, горном, лесном, о животном мире.

В науке  экологического права выделяется ряд  классификаций видов природопользования.

В зависимости  от того, какие природные ресурсы  являются объектами права природопользования, выделяются следующие виды природопользования (и соответственно – виды права  природопользования):

– землепользование;

– водопользование;

– недропользование;

– пользование  атмосферным воздухом;

– лесопользование;

– пользование  растительным миром вне лесов;

– пользование  животным миром.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, земельный  фонд РФ делится на 7 категорий, каждая из которых имеет свое целевое  предназначение, а именно:

– земли  сельскохозяйственного назначения;

– земли  населенных пунктов;

– земли  промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного  назначения;

– земли  особо охраняемых территорий и объектов;

– земли  лесного фонда, водного фонда  и земли запаса2.

Кроме того, названные категории земель могут  иметь внутреннюю структуру, конкретизирующую их назначение. Например, в состав земель особо охраняемых территорий и объектов входят земли:

– особо  охраняемых природных территорий, в  том числе лечебно-оздоровительных  местностей и курортов;

– природоохранного назначения;

– рекреационного назначения;

– историко-культурного  назначения;

– иные особо ценные земли в соответствии с законодательством РФ (ст. 94 ЗК РФ).

Водный  кодекс РФ устанавливает, что водные объекты в Российской Федерации могут использоваться для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации целей3.

Согласно  ст. 25 Лесного кодекса РФ, в лесном фонде могут осуществляться следующие  виды лесных пользований:

1) заготовка  древесины;

2) заготовка  живицы;

3) заготовка  и сбор недревесных лесных  ресурсов;

4) заготовка  пищевых лесных ресурсов и  сбор лекарственных растений;

5) ведение  охотничьего хозяйства и осуществление  охоты;

6) ведение  сельского хозяйства;

7) осуществление  научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление  рекреационной деятельности;

9) создание  лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание  лесных плодовых, ягодных, декоративных  растений, лекарственных растений;

11) выполнение  работ по геологическому изучению  недр, разработка месторождений  полезных ископаемых;

12) строительство  и эксплуатация водохранилищ  и иных искусственных водных  объектов, а также гидротехнических  сооружений и специализированных  портов;

13) строительство,  реконструкция, эксплуатация линий  электропередачи, линий связи,  дорог, трубопроводов и других  линейных объектов;

14) переработка  древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление  религиозной деятельности;

16) иные  виды.4

Леса  могут использоваться для одной  или нескольких целей. Использование  лесов, представляющее собой предпринимательскую  деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными  в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством

В зависимости  от основания возникновения права  природопользования выделяют общее  и специальное природопользование.

По признаку способа (условий) природопользования различают право природопользования, осуществляемое с изъятием или без  изъятия природного ресурса из природной  среды.

Кроме того, по признаку цели природопользования различают право природопользования в сельском хозяйстве, промышленности и энергетике, осуществляемое для  нужд обороны, транспорта и иных целей.

Общее природопользование является общедоступным и право  на него возникает у граждан с  момента рождения в силу их естественных и неотъемлемых прав.

Общее природопользование не связано с извлечением выгоды и получением доходов, предназначено для удовлетворения личных потребностей человека и поэтому не требует в каждом конкретной ситуации специального разрешения (лицензии, договора) со стороны компетентных органов и организаций. В то же время, в законодательстве устанавливаются пределы, условия и ограничения общего природопользования.

В земельном  законодательстве право общего землепользования прямо не предусматривается. Однако в составе земель населенных пунктов (п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ) выделяются земельные участки жилого, общественно-делового, сельскохозяйственного использование. В составе земель населенных пунктов выделяются также рекреационные территориальные зоны (п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ), которые используются для отдыха граждан и туризма.

Вид земельных  участков общего пользования предусматривает  и Гражданский кодекс РФ. В соответствии со ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право  свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, состоящих  в государственной или муниципальной  собственности, и использовать имеющиеся  на этих участках природные объекты  в пределах, допускаемых законом  и иными правовыми актами, а  также собственником соответствующего земельного участка5.

Определение общего водопользования дано в Водном кодексе РФ. Согласно ст. 6 Водного кодекса РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.6

Каждый  гражданин вправе иметь доступ к  водным объектам общего пользования  и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Использование водных объектов общего пользования  осуществляется в соответствии с  правилами охраны жизни людей  на водных объектах, утверждаемыми  в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых  органами местного самоуправления правил использования водных объектов для  личных и бытовых нужд.

Право общего пользования лесами установлено в лесном законодательстве. Так в п. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ закреплено право пребывания граждан в лесах. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. В то же время, запрещается сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья.

Таким образом, под правом общего пользования, понимается гарантированная законом возможность  для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой. Данное право осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих как результат  рождения и существования человека (пользование атмосферным воздухом, водой для питья и культурно-бытовых  нужд.

2. Эколого-правовой режим водопользования

 

Водные  объекты понимаются в российском законодательстве не просто как скопление  воды, но как своеобразный природный  комплекс. Вода входит в естественное соприкосновение с землей или  недрами, образуя под землей или  на ее поверхности единое природное  образование - водный объект.

В ст. 1 Водного кодекса  РФ содержаться основные понятия, такие как акватории, водные объекты, водные ресурсов, сточные воды, речные бассейны. В ранее действующем ВК использовалось понятие вода, как химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях, на данный момент понятие воды не закреплено в юридическом смысле.

В ст. 5 ВК РФ закреплено, что водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

1) поверхностные  водные объекты;

2) подземные  водные объекты.

К поверхностным  водным объектам относятся:

1) моря  или их отдельные части (проливы,  заливы, в том числе бухты, лиманы  и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы  (озера, пруды, обводненные карьеры,  водохранилища);

4) болота;

5) природные  выходы подземных вод (родники,  гейзеры);

6) ледники,  снежники.

К подземным  водным объектам относятся:

1) бассейны  подземных вод;

2) водоносные  горизонты.7

Общие требования к охране водных объектов содержатся в главе 6 ВК РФ. Так, согласно ст. 55 ВК РФ, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.

Охрана  водных объектов, находящихся в федеральной  собственности, собственности субъектов  Российской Федерации, собственности  муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной  власти или органами местного самоуправления. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные  мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

В ст. 56 ВК РФ закреплены требование по охране водных объектов от загрязнения и засорения так:

1. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

2. Проведение  на водном объекте работ, в  результате которых образуются  твердые взвешенные частицы, допускается  только в соответствии с требованиями  законодательства Российской Федерации.

3. Меры  по предотвращению загрязнения  водных объектов вследствие аварий  и иных чрезвычайных ситуаций  и по ликвидации их последствий  определяются законодательством  Российской Федерации.

4. Содержание  радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных  для здоровья человека веществ  и соединений в водных объектах  не должно превышать соответственно  предельно допустимые уровни  естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных  объектов, и иные установленные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации нормативы.

5. Захоронение  в водных объектах ядерных  материалов, радиоактивных веществ  запрещается.

6. Сброс  в водные объекты сточных вод,  содержание в которых радиоактивных  веществ, пестицидов, агрохимикатов  и других опасных для здоровья  человека веществ и соединений  превышает нормативы допустимого  воздействия на водные объекты,  запрещается.

7. Проведение  на основе ядерных и иных  видов промышленных технологий  взрывных работ, при которых  выделяются радиоактивные и (или)  токсичные вещества, на водных  объектах запрещается.8

Правовые  меры по охране уникальной экологической  системы России и природного объекта  всемирного наследия – озера Байкал закреплены в Федеральном законе «Об охране озера Байкал».

Так в  главе 2 ФЗ «Об охране озера Байкал»  закреплен режим охраны байкальской  природной территории. В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами:

- приоритета  видов деятельности, не приводящих  к нарушению уникальной экологической  системы озера Байкал и природных  ландшафтов его водоохранной  зоны;

- учета  комплексности воздействия хозяйственной  и иной деятельности на уникальную  экологическую систему озера  Байкал;

- сбалансированности  решения социально-экономических  задач и задач охраны уникальной  экологической системы озера  Байкал на принципах устойчивого  развития;

Информация о работе Право общего природопользования