Меры по охране водных объектов при эксплуатации промышленных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, в своей работе я преследую следующие цели (то есть желаю их достичь):
я должен определиться с определением понятия коррупция; раскрыть необходимость рассмотрения вопросов о коррупции в рамках проблем, разрешаемых такой учебной дисциплиной как «Государственное управление и работа с персоналом государственной службы»;
рассмотреть законодательство, посвященное борьбе с коррупцией;
выявить в каких формах проявляется коррупция во «внешнем мире», в системе государственного управления;
в итоге, определившись с тем, что такое коррупция (как понятие), как она проявляется, какие проблемы порождает, мы наметим ряд направлений, по которым должна вестись борьба с миром коррупции, с коррумпированным чиновничеством.

Содержание работы

Введение

1. Государственное управление и коррупция, их «взаимосвязь»

2. Нормативно-правовое закрепление проблем коррупции

3. Формы проявления коррупции

4. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственного управления.

Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая по ПГМС.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Благоприятной средой для  коррупции является российская практика лоббирования без каких-либо правовых и культурно – этнических норм. Обширная и многообразная информация свидетельствует о распространенном  «бюрократическом рэкете» при регистрации уставов и других учредительных документов, лицензировании отдельных документов, лицензировании отдельных видов деятельности. Налицо при этом фактическая зависимость граждан от чиновничества, их подозрительность и недоверие к государственной власти.

Как отметил профессор  В.В. Лунеев, в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии коррупция не сводится к примитивным  видам взяточничество и злоупотреблении, которые сводятся в Уголовном Кодексе России. Ему, к сожалению, неведомы широко практикуемые также действия, как коррупционный лоббизм; коррупционный фаворитизм, коррупционный протекционизм4.

      Протекционизм  малоспособным работникам приносит  моральный, экономический и политический вред обществу, поскольку – это подбор на службу людей не по деловым качествам, а по просьбам знакомых, но протекции. Назначение на должность родственников. При продвижении подобных специалистов по служебной лестнице общество получает руководителей, у которых при отсутствии кругозора и необходимого интеллектуального уровня акценты в управленческой деятельности смещаются на волевые решения. Такие руководители, владея искусством «делать карьеру», имеют непосредственные творческие способности, не додумывают до конца вопросы, плохо разбираются в деле, склонны компенсировать отсутствие деловой хватки бюрократической замкнутостью и высокомерием. Поэтому протекционизм - опасная болезнь управленческого аппарата. Распространялась вширь и вглубь, данное явление может приобрести черты необратимой болезни, если вовремя не будет пресечено. К иным формам коррупции в государственном аппарате относятся: тайные взносы на политические цели, взносы на выборы с последующей   расплатой государственными должностями, предоставление налоговых и таможенных льгот, переход государственных должностных лиц сразу после отставки по должности президентов банков и корпораций, коррупция за рубежом и др.

    А.И Гуров,  затрачивал проблему коррупции,  рассматривает  ее как один  из ведущих  признаков организованной  преступности  и выделяет три основных формы коррупции: первая в СМИ получила  звание политической коррупции, когда чиновники аппарата власти вступают в противоречие с нормами морали и закона не столько  из-за полученных взяток, сколько из-за сложившихся клановых отношений, в котором главенствующим  является принцип «рука в руку моет», из-за родственных связей и т.д.

    Вторая форма  коррупции связана с чисто  криминальной  деятельностью и  основана на подкупах должностных  лиц, которые за вознаграждение оказывают преступникам  те или иные услуги, причём обе стороны  преследует здесь корыстные цели и как бы стремятся  друг к другу; третья форма установления незаконных  отношении предполагают целенаправленное втягивание в  преступную деятельность  соответствующих категории должностных лиц для создания благоприятных условий при решении определённых вопросов. Эта   форма связана с организованной преступностью, и нередко, помимо подкупа, в этом случае используются провокации и угрозы в отношении должностных лиц.5

    Вообще, следуют сказать,  что формы коррупции в системе   государственной, муниципальной  службы разных стран весьма  схожи: устройство  на работу  в подчинённые или косвенно  контролируемые  организации друзей, субсидирование политических компаний, служебное мошенничество, оказание чиновниками чрезмерного  «гостеприимства» и иных «знаков внимания» со стороны бизнесменов и др.6

    Исследуя формы проявления  коррупции в государственном  аппарате, профессор Я.И Кузьминов   отмечает, что за 10 лет в нашей стране сформировались устойчивые и защитные механизмы коррупции, в настоящий момент практически не имеющие «диких форм», вроде организованного вымогательства.

В связи с этим Кузьминов выделяет  характерные для России формы  коррупционных отношений, а также отношений, скрывающих потенциальную возможность коррупции: рынок бюрократических услуг, чиновник на содержании, чиновничье предпринимательство и т.д.7

Таким образом, проявление коррупции  включают: получение денег или  иного вознаграждения за предоставление контрактов, нарушение процедур

В интересах взяткодателя, использование общественных ресурсов в личных или корпоративных интересах и д.р. однако коррупция необязательно сопровождается получением денежных средств. Она может проявляться и в предоставлении необоснованных льгот, в демонстрации лояльности государственных служащих по отношению к родственникам, знакомым, политическим партиям.

    И так, приведенный  выше перечень форм проявления  коррупции в системе государственного  аппарата не является исчерпывающим и лишь частично обозначает наиболее часто встречающиеся формы коррупции в современный период. В связи с этим на ряду с законодательными необходимы еще и организационные меры, направленные на предупреждение и пресечение коррупции.

    Таким образом, формы коррупции в системе государственной службы представляют  собой, зависящие от конкретно социально-экономических условий, способы достижения коррумпированными должностными лицами своих целей, связанных с удовлетворением ими личных, групповых, корпоративных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

4.Предупреждение и пресечение  коррупции в системе государственного  управления.

        

            Создание эффективного аппарата  исполнительной власти является  одной из первоочередных задач  стран, которые образовались на постсоветском пространстве. Вместе с тем появилась необходимость создания действенных механизмов, которые могли бы противостоять негативным процессам, возникающим в профессиональной деятельности лиц, реализующих функции государства. Одним из таких явлений, которое негативно влияет на нормальное функционирование системы государственного управления, государства в целом является коррупция.

Коррупция – это явление  не только древнее, но и присущее практически  каждому государству. Но, тем не менее в немалом числе государств удалось создать такие механизмы, которые позволили ограничить коррупцию масштабами, не представляющими серьезной опасности для нормального функционирования государственного аппарата.

Необходимые условия  для формирования честного, компетентного  и дисциплинированного аппарата государственного управления в любом  обществе включают следующие элементы:

    1. соблюдение принципа отбора и продвижения кадров на основе объективной оценки их профессиональной пригодности;
    2. стабильность правовых норм, регламентирующих отношения, связанные с продвижением чиновника (в положительном смысле) по службе, его материальным и моральным вознаграждением по результатам выполнения служебных обязанностей;
    3. обеспечение служащим государственного аппарата оплаты труда и набора социальных льгот, в достаточной мере стимулирующих добросовестный труд и гарантирующих высокую престижность социального положения государственного служащего после своей отставки;
    4. систему государственного контроля за действиями государственных служащих, способную предупредить и пресечь возможные нарушения и должностные злоупотребления с их стороны.

Рассмотрим подробнее  первый принцип.

Каждый государственный  служащий должен иметь право на продвижение  по службе. А.А. Гришковец, проанализировав законодательство пришел к выводу, что данное право включает в себя:

  1. замещение вышестоящей  вакантной государственной должности;

  2. присвоение более  высокого квалификационного разряда;

  3.  увеличение размера  материального вознаграждения;

  4. зачисление в  резерв на замещение вышестоящих  вакантных государственных должностей.8

Кроме того, необходимо обеспечить профессионализм кадров государственного аппарата, развитие профессиональных качеств государственных служащих, оценку результатов деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена; использование современных информационных технологий; применение образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Но все эти мероприятия будут иметь реальный результат только при условии обеспечения государственным служащим оплаты их труда. В противном случае реформа государственной службы завершится с тем же «результатом», что и многие из предшествующих социальных реформ, проводимые за последние десятилетие в нашей стране.

Особую роль, на наш  взгляд, следует придать институту  аттестации, который является одним  из эффективных правовых средств  предупреждения и пресечения коррупции  в системе государственного управления. Главное в аттестации - комплексная оценка на основании системы показателей и индикаторов деятельности государственных служащих, включая оценку профессионализма, деловых, личностных качеств и результатов труда.9

Одним из основных принципов  государственных служащих в странах Запада является принцип материального стимулирования государственных служащих. Как справедливо отмечает профессор Я.И. Кузьминов: «Эффективное государство не может быть получено даром».10 Вполне очевидно, что только повышением денежного содержания чиновников проблему коррупции в системе государственного управления не решить. Необходим целый комплекс правовых и организационных мероприятий в этой сфере. Важно настойчиво и целенаправленно формировать эффективную государственную систему социального обеспечения. Данная система могла бы включать в себя следующие гарантии: невысокую вероятность увольнения с государственных постов в связи со сменой политического руководства, достойную пенсию, продолжительный отпуск и другие социальные льготы для чиновничества, зачастую отсутствующие в негосударственных организациях.

Серьезным организационным  средством предупреждения и пресечения коррупции в государственных  структурах является контроль со стороны  государства. Данный институт эффективно работает в зарубежных государствах, тем не менее отметим, что в нашей стране есть практически все необходимые средства для осуществления эффективного государственного контроля за деятельностью бюрократии. Но государственный контроль нельзя рассматривать как репрессивную деятельность. Этот контроль должен быть предупредительным, хотя в его содержание может входить уголовно-правовая и административно-правовая составляющие, когда предупреждение не сработало. Но необходимо помнить об опасности зарегулированного государственного контроля, который может привести к излишней бюрократизации управленческих процессов, к торможению экономической инициативы и к возможным нарушениям прав человека и гражданина.

В систему государственного контроля за деятельностью исполнительной власти должен входить парламент и его комиссии. Организация и проведение депутатских расследований; парламентские слушания; заслушивание отчетов, докладов и сообщений руководителей исполнительной власти; вопросы и запросы депутатов к должностным лицам. Вышеприведенный перечень форм контроля казалось бы достаточен для эффективного парламентского контроля. Но, как показывает практика, механизмов эффективной реализации ряда из них у Федерального Собрания РФ пока нет.

         Во многих государствах создан  институт общественного контроля-омбудсмена, призванного рассматривать жалобы граждан на любые ущемления их прав и законных интересов со стороны государственных органов и их должностных лиц. Особая потребность в этом институте возникает тогда, когда существующие государственные структуры не удовлетворяют решению всех контрольных задач и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола. Институт омбудсмена есть и в нашей стране в лице уполномоченного по правам человека, но он может эффективно действовать только в тех сферах государственного управления, где государственная система сама настроена на ликвидацию имеющихся недостатков.

              Как известно, коррупция в государственных  органах является одним из  проявлений обособления аппарата управления от общества, которое позволяет использовать государственный механизм как инструмент для реализации частных и групповых интересов должностных лиц. Поэтому для решения проблемы коррупции необходимо минимизировать отрыв аппарата управления от народа. Проблема коррупции связана с проблемой развития демократии, понимаемой как подчинение государственного аппарата интересам общества. Достижение этой цели связано с обеспечением "прозрачности" деятельности государственного механизма. Чем больше открытости в работе должностных лиц, тем меньше у них шансов использовать свои полномочия в личных и групповых интересах. Основой для борьбы с коррупцией, отмечается в аналитическом докладе "Россия и коррупция: кто кого", служит тщательный мониторинг действий властей .

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Формы осуществления контрольной  функции

          Независимые контрольные органы, на наш взгляд, осуществляют свои  функции в следующих формах.

1) Проведение не реже 1-2 раз в год плановых проверок работы всех органов государственной власти и представление обществу отчетов об их работе (заключения о достоверности отчетов органов власти и должностных лиц о своей работе). Ни один государственный служащий не должен получать повышение или выставлять свою кандидатуру на выборную должность без приложения отчета о своей прежней деятельности, проверенного независимым контрольным органом.

Информация о работе Меры по охране водных объектов при эксплуатации промышленных предприятий