Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:34, контрольная работа

Описание работы

Экологические правонарушения, несмотря на отмечаемую многими учеными высокую латентность, занимают достаточно весомую нишу в структуру регистрируемых и выявляемых уполномоченными на то государственными органами фактов противоправного поведения в России.¹
Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Содержание работы

Понятие, состав и виды экологических правонарушений ------------------ 3
Государственные кадастры природных ресурсов в РФ --------------------- 11
Содержание и задачи законодательства регулирующие общественные
отношения в области охраны и использования животного мира ---------- 13
Список литературы ---------------------------------------------------------------- 18

Файлы: 1 файл

экологич. право.docx

— 62.58 Кб (Скачать файл)

Уголовная ответственность за экологические  преступления

 

В УК РФ прямо сказано, что  его задачей наряду с охраной  прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного  порядка является охрана окружающей среды.

Специальные экологические составы  сформированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл.26). Она помещается в разделе IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и содержит следующие составы:

    • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246);
    • нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст.247);
    • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст.248);
    • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст.249);
    • загрязнение вод (ст.250);
    • загрязнение атмосферы (ст.251);
    • загрязнение морской среды (ст.252);
    • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст.253);
    • порча земли (ст.254);
    • нарушение правил охраны и использования недр (ст.255);
    • незаконная добыча водных животных и растений (ст.256);
    • нарушение правил охраны рыбных запасов (ст.257);
    • незаконная охота (ст.258);
    • уничтожение критических место обитания для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст.259);
    • незаконная порубка деревьев и кустарников (ст.260);
    • уничтожение или повреждение лесов (ст.261);
    • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст.262);

К специальным экологическим  составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса:

      • нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.215);
      • сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст.237);
      • жестокое обращение с животными (ст.245);
      • экоцид (ст.358).

 

Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка:

    • отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140);
    • регистрация незаконных сделок с землей (ст.170);
    • терроризм (ст.205);
    • нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст.216);
    • нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст.217);
    • нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст.218);
    • нарушение правил пожарной безопасности (ст.219);
    • незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст.220);
    • хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (ст.221);
    • незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст.234);
    • нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст.236);
    • нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст.269);
    • планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст.353);
    • производство или распространение оружия массового поражения (ст.355), (ст.356);

 

К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

    • злоупотребление должностными полномочиями (ст.285);
    • превышение должностных полномочий (ст.286);
    • служебный подлог (ст.292);
    • халатность (ст.293).

 

За совершение экологических  преступлений УК РФ предусматривает  следующие виды наказаний:

    • штраф. Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Размер зависит от характера преступления. Мин. – 200 мин. размеров оплаты труда, мак. – до 700 мин. размеров оплаты труда;
    • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Такое наказание предусмотрено за  многие экологические преступления.;
    • обязательные работы. Они заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. (до 240 часов);
    • исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. За нарушение ветеринарных правил и правил,  установленных  для  борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет);
    • ограничение работы. Оно заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (до 3 лет);
    • арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев);
    • лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); за порчу земли (до 3 лет); за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в красную книгу РФ (до 3 лет); за уничтожение или повреждение лесов (до 8 лет).¹

Гражданско-правовая ответственность за экологический  вред

 

  Гражданско-правовая  ответственность  в сфере взаимодействия общества  и природы заключается главным  образом в возложении на правонарушителя  обязанности возместить потерпевшей  стороне имущественный или моральный  вред, причиненный в результате  нарушения правовых экологических  требований.

Особенностью  гражданско-правовой ответственности  является то, что она может возлагаться  на правонарушителя наряду с применением  мер дисциплинарного, административного  и уголовного воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного  вида ответственности является компенсация  причиненного экологическим правонарушением  вреда.²

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


¹ Бринчук М. М. Экологическое право. (правон. окр. ср.): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристь, 486-487, 488-493., УК, КОаП.

² Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы.

 

 

 

Государственные кадастры природных  ресурсов в РФ

 

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов – свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природных ресурса, состав и категории пользователей.

Кадастры  – один из главных источников информации о природных ресурсах.

На  основе кадастров проводится основная оценка природного ресурса, его продажа  цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы.

Данные, содержащиеся в кадастрах, являются основной для принятия решения о  предоставлении природного ресурса  в пользование.

Кадастры  ведутся по отдельным видам природных  ресурсов и по территориям.

 

Виды государственных кадастров

 

А. Кадастры природных ресурсов:

    • Государственный земельный кадастр – содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земли. Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, при определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель. Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических и других обследований и изысканий (Гл.10 ст. 63 Закона ООПС, ЗК гл. 11 ст. 70)¹;
    • Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает систематизированные сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно залегающих ископаемых, условиях их разработки (в том числе экологических), геоэкономическую оценку. Наряду с кадастром ведется Государственный баланс запасов полезных ископаемых, где отражаются степень их изученности, промышленного освоения и другие данные. (ст. 30, 32 Закон «О недрах»);
    • Государственный лесной кадастр – свод сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов РФ, в том числе о составе древесных пород, возрастном составе леса, групп и категорий защитности, экономической оценки и т.д. (ст. 69 ЛК, в ред. ФЗ от 29);
    • Государственный водный кадастр – систематизированный свод данных о водных объектах и их водных ресурсах, использовании вод, категориях пользователей. Кроме того, для оценки наличия и степени использования водных ресурсов, определения потребностей в воде ведутся водохозяйственные балансы. (ст. 79 ВК)²;

 

 


¹ Трунцевский Ю. В. Экологическое право России. стр.28

² Дубовик О.Л. Экологическое право. стр.98-100

 

 

 

 

 

    • Государственный кадастр объектов животного мира –  представляет собой систематизированные сведения о географическом распространении, численности, видовом составе, хозяйственном использовании, мерах охраны, а также о среде обитания объектов животного мира. Красная книга РФ и Красная книга субъектов РФ с определенными оговорками также можно считать своеобразным кадастром редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений. (ст. 14 Закона «О животном мире»);
    • Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий – свод данных о статусе, географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, научной, экологической и иной ценности этих территорий (ст. 4 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»);
    • Кадастр отходов – включает сведения об отходах, с учетом их опасности, источниках образования, мерах по использованию, местах размещения и т.п.

Б. Кадастры территорий:

    • Территориальные кадастры природных ресурсов и объектов – содержат данные о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Они носят комплексный характер, поскольку отражают сведения обо всех природных ресурсах на территории субъекта РФ. (Временное положение о порядке формирования территориальных кадастров природных ресурсов и объектов утверждено приказом Минприроды России 17.08.1995 )

Таким образом, кадастры являются важнейшей  формой учета состояния объектов окружающей среды и природопользования. С их существованием неразрывно связаны  иные – иногда обособленные, иногда образующие целостную систему учеты  и регистрации, специальные реестры  и регистры. Российское законодательство в большинстве случаев подробно регламентирует порядок их ведения.¹

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


¹ Дубовик О.Л. Экологическое право. стр.100-101

Содержание и задачи законодательства регулирующего общественные отношения  в области охраны и использования  животного мира

 

Животный  мир является достоянием народов  РФ, неотъемлемым элементом природной  среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным  ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим  компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для  удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан РФ (Закон РФ от 24.04.95 «О животном мире»).

Животный мир – совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ¹.

Настоящий Федеральный закон  регулирует отношения в области  охраны и использования животного  мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования  всех его компонентов, создания условий  для устойчивого существования  животного мира, сохранения генетического  фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого  элемента природной среды.

Законодательство Российской Федерации в области охраны и  использования животного мира и  среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов  об охране окружающей природной среды  и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных  правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных  правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.

Законодательство Российской Федерации об охране и использовании  животного мира регулирует отношения  в области охраны и использования  объектов животного мира, обитающих  в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения в области охраны и использования сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а  также диких животных, содержащихся в неволе, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации.

Отношения в области охраны и использования среды обитания объектов животного мира регулируются настоящим Федеральным законом, иными законами и нормативными правовыми  актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации.

Отношения в области охраны и использования объектов животного  мира континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации  регулируются настоящим Федеральным  законом в той мере, в какой  это допускается федеральными законами и нормами международного права.²

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"