Контрольная работа по «Экологическое право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:24, контрольная работа

Описание работы

Растительный мир - совокупность произрастающих дикорастущих растений, образованных ими популяций, растительных сообществ и иных насаждений. Объекты растительного мира являются государственной собственностью за исключением:
1) объектов растительного мира, расположенных в границах земельных участков, находящихся в собственности граждан или негосударственных юридических лиц;
2) объектов растительного мира, законно посаженных и культивируемых пользователями земельных участков или водных объектов.

Содержание работы

Растительный мир как объект охраны и использования……………...…...3
Государственное управление в области обращения объектами растительного мира……………………………………..………………..… 6
Право пользования объектами растительного мира……………….….......11
Правовая охрана и защита растительного мира………………………..….15
Правовой режим ботанических коллекций……………………………..….17
Ответственность за нарушение законодательства о растительном мире……………………………………………………….………………….19
Мониторинг растительного мира……………………………………….….25
Учет объектов растительного мира и обращения с ними……………...…27
Государственный кадастр растительного мира………………………..….28
Нормативные правовые акты………………………………………………29
Список используемых источников……………………………….………..32

Файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 50.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Экологическое право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск – 2012

Содержание

  1. Растительный мир как объект охраны и использования……………...…...3
  2. Государственное управление в области обращения объектами    растительного мира……………………………………..………………..…  6
  3. Право пользования объектами растительного мира……………….….......11
  4. Правовая охрана и защита растительного мира………………………..….15
  5. Правовой режим ботанических коллекций……………………………..….17
  6. Ответственность за нарушение законодательства о растительном мире……………………………………………………….………………….19 
  7. Мониторинг растительного мира……………………………………….….25
  8. Учет объектов растительного мира и обращения с ними……………...…27
  9. Государственный кадастр растительного мира………………………..….28

Нормативные правовые акты………………………………………………29

Список используемых источников……………………………….………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Растительный мир как объект охраны и использования

Растительный мир как объект экологических правоотношений в юридической литературе трактуется по-разному в зависимости от соотношения с понятием «лес». В широком смысле, юридическое понятие «растительный мир» включает совокупность всех дикорастущих растений, в том числе лесную растительность. Другая позиция сводится к необходимости разграничения внелесной естественной растительности и лесов как природных объектов при условии гармонизации нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения и отношения в области охраны и использования растительного мира вне лесов.

Растительный мир - совокупность произрастающих дикорастущих растений, образованных ими популяций, растительных сообществ и иных насаждений. Объекты растительного мира являются государственной собственностью за исключением:

1) объектов растительного мира, расположенных в границах земельных участков, находящихся в собственности граждан или негосударственных юридических лиц;

2) объектов растительного мира, законно посаженных и культивируемых пользователями земельных участков или водных объектов.

Законодательство о растительном мире совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области охраны, защиты, использования и воспроизводства растительного мира. Основными НПА, регулирующими правовые вопросы использования и охраны растительного мира являются:

  • Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 N 205-З "О растительном мире"
  • Закон Республики Беларусь от 25.12.2005 N 77-З "О защите растений"

 В Законе Республики Беларусь «О растительном мире» нашло отражение как узкое, так и широкое понимание растительного мира: ряд норм, в частности, касающиеся охраны объектов растительного мира и среды их произрастания, регулирования распространения и численности растений, применяются к объектам растительного мира, произрастающим на землях всех категорий, в том числе лесного фонда (ст. 18–24, 26–29, 42). Тем не менее значительная часть норм данного Закона распространяется лишь на дикорастущие растения, расположенные за пределами лесного фонда.

Растительный мир определяется в ст. 1 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» как совокупность произрастающих дикорастущих растений, образованных ими популяций, растительных сообществ и иных насаждений. В то же время, в соответствии со ст. 5, к объектам отношений, регулируемых данным Законом, отнесены «изъятые дикорастущие растения, их части и (или) продукты жизнедеятельности; производные от дикорастущих растений (дериваты); ботанические коллекции». Однако следует иметь в виду, что изъятые дикорастущие растения могут выступать объектом лишь отдельных экологических отношений, к которым, в частности, можно отнести озеленение, создание ботанических коллекций.

Статья 6 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» закрепила положение о том, что объекты растительного мира могут находиться как в государственной, так и в частной собственности. По общему правилу, объекты растительного мира, расположенные на территории Республики Беларусь, являются государственной собственностью, в частности, расположенные в границах земельных участков или водных объектов, находящихся в государственной собственности, не предназначенных для выращивания растений с целью их дальнейшей реализации или потребления, дикорастущие растения, относящиеся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь. В соответствии со ст. 6 Закона Республики Беларусь «О растительном мире», объекты растительного мира следуют судьбе земельного участка или водного объекта, в границах которых они расположены, и не могут быть самостоятельным предметом купли, продажи, мены, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственное управление в области обращения  
объектами растительного мира 

Государственное регулирование и управление в области обращения с объектами растительного мира осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, иные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции, местные Советы депутатов. Научное обеспечение государственного регулирования и управления в области обращения с объектами растительного мира осуществляют Национальная академия наук Беларуси и иные научные организации Республики Беларусь.

Государственный контроль в области обращения с объектами растительного мира осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь  и иными государственными органами в том числе в ходе совместных проверок. При этом могут проводиться плановые (текущие) проверки и оперативные проверки деятельности государственных органов, юридических лиц, граждан по обращению с объектами растительного мира.

Президент РБ определяет единую государственную политику; утверждает государственные программы рационального использования природных ресурсов; устанавливает порядок предоставления природных ресурсов; принимает решение об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования заповедников, национальных парков, а так же заказников республиканского значения в случае изъятия земельных участков у землепользователей для этих целей; утверждает схему национальной экологической сети; осуществляет иные полномочия возложенные на него конституцией РБ и законодательными актами РБ.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды: в пределах своей компетенции разрабатывает и принимает нормативные правовые акты, в том числе разрабатывает, утверждает нормативно правовые акты; устанавливает лимиты на сбор, заготовку или закупку дикорастущих растений; ведет совместно с соответствующими республиканскими органами государственного управления кадастры растительного мира; ведет Красную книгу РБ; осуществляет государственный контроль за состоянием дикорастущих растений, относящимся к видам, включенным в Красную книгу РБ и др.

Совет Министров Республики Беларусь в области обращения с объектами растительного мира: обеспечивает разработку и реализацию государственных программ, планов и мероприятий по рациональному обращению с объектами растительного мира; определяет порядок выдачи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и другими специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления разрешений на пользование объектами растительного мира; определяет порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о растительном мире; устанавливает ограничения, запреты или иные правила проведения гибридизации и селекции дикорастущих растений либо определяет республиканский орган государственного управления, который может их устанавливать; определяет правовой режим ботанических коллекций, порядок их создания, пополнения, содержания, хранения, экспонирования и торговли ими, признания ботанической коллекции особо ценной, а также форму свидетельства о ботанической коллекции и порядок его выдачи, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь; устанавливает порядок удаления объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов (за исключением городских лесов); устанавливает порядок проведения и использования данных мониторинга растительного мира; устанавливает порядок передачи мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, под охрану пользователям земельных участков и (или) водных объектов, формы паспорта мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и охранного обязательства, а также порядок и условия их выдачи; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов в области обращения с объектами растительного мира: принимают местные программы и планы, утверждают мероприятия по рациональному обращению с объектами растительного мира;

отменяют решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь о растительном мире; передают выявленные места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, под охрану пользователям земельных участков и (или) водных объектов; осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы в области обращения с объектами растительного мира в пределах своей компетенции:

организуют разработку и реализацию местных программ и планов, выполнение мероприятий по рациональному обращению с объектами растительного мира; осуществляют обращение с объектами растительного мира, расположенными в границах земельных участков или водных объектов, не предоставленных юридическим лицам или гражданам, либо определяют специально уполномоченные для этих целей юридические лица;

принимают в соответствии с законодательством Республики Беларусь решения о предоставлении, ограничении, приостановлении или прекращении права специального пользования объектами растительного мира; предъявляют иски в суд о прекращении юридическими лицами и (или) гражданами хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на объекты растительного мира и (или) среду их произрастания, в случае нарушения законодательства Республики Беларусь о растительном мире, а также в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды; осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Национальная академия наук Беларуси в области обращения с объектами растительного мира: участвует в разработке и реализации научно-технической политики; осуществляет координацию научной деятельности; обеспечивает выполнение государственных программ фундаментальных исследований и государственных научно-технических программ; осуществляет научное обеспечение ведения государственного кадастра растительного мира; проводит работу по выявлению на территории республики редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, осуществляет подготовку научного обоснования и других материалов, необходимых для включения этих видов в Красную книгу Республики Беларусь или исключения их из нее; дает заключения о допустимости интродукции и (или) акклиматизации дикорастущих растений; согласовывает порядок представления информации о проводимой интродукции и (или) акклиматизации дикорастущих растений в хозяйственных целях либо на особо охраняемых природных территориях и представляет эту информацию в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Право пользования объектами растительного мира

Закон Республики Беларусь «О растительном мире» использует ряд терминов, не раскрываемых ранее в экологическом и отраслевом природоресурсном законодательстве. Наиболее общим является термин обращение с объектами растительного мира, под которым понимается деятельность, связанная с охраной, защитой, воспроизводством, содержанием, пользованием, удалением или иным изъятием объектов растительного мира, а также с озеленением. Также используется термин изъятие объектов растительного мира, включающий сбор, заготовку, пересадку, вырубку или иные действия, направленные на отделение дикорастущих растений от места их произрастания и (или) частей от дикорастущих растений, как связанное, так и не связанное с пользованием объектами растительного мира. Данное понятие объединяет два вида деятельности – использование и удаление объектов растительного мира.

Информация о работе Контрольная работа по «Экологическое право»