Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 03:56, курсовая работа

Описание работы

Работа содержит: 28 страниц, 20 использованных источника литературы.
Ключевые слова: Юридическая ответственность, нарушение, недра, уголовный, административный.
Объектом исследования являются непосредственно ответственность за нарушения законодательства о недрах, а также порядок и виды ответственностей в Республике Беларусь.
Предметом исследования являются законодательные акты, статьи, учебная литература белорусских ученых в рамках изучения данного вопроса.
Целью данного курсового исследования является правовой анализ основных теоретических и практических проблем, возникающих при нарушении законодательства.
Работа проводилась на основе общих методов формальной логики, исторического, диалектического методов и специального метода – правового сравнения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ.....................................6
1.1 Понятие ответственности за нарушение законодательства о недрах...................................................................................................................6
1.2 Порядок разрешения споров, возникающих в связи с пользованием недрами и их охраной….................................................................................8
ГЛАВА 2 ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ …………………………………………………………....................................11
2.1 Классификация видов юридической ответственности за нарушение законодательства о недрах................................................................................11
2.2 Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства о недрах…………...................................................................14
2.3 Административная ответственность за нарушение законодательства о недрах………….................................................................................................18
2.4. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о недрах………….................................................................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................................27

Файлы: 1 файл

тойлы курсач.docx

— 57.39 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Административная ответственность за нарушение законодательства о недрах

Административная ответственность, предусмотренная КоАП Республики Беларусь, наступает за правонарушения, связанные с посягательством на право государственной собственности на недры, и за правонарушения, связанные с нарушением установленного порядка использования и охраны недр.

Основанием для привлечения к ответственности за нарушение права государственной собственности на недр является:

  • нарушении требований нормативных правовых актов в области безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр и окружающей природной среды, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов;
  • нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезных ископаемых в состояние, не пригодное для эксплуатации;
  • несоблюдении требований настоящего Кодекса о приведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего использования в народном хозяйстве;
  • нарушении правил проведения работ по геологическому изучению недр, приведшем к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых или условий строительства и (или) эксплуатации горных предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • нарушении порядка предоставления недр в пользование;
  • самовольном пользовании недрами;
  • самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;
  • нарушении права собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности;
  • утрате геологической и маркшейдерской документации, дубликатов проб, необходимых для дальнейшего изучения недр и добычи полезных ископаемых;
  • уничтожении или повреждении наблюдательных режимных скважин на подземные воды, маркшейдерских и геодезических знаков;
  • выборочной (внепроектной) отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, приводящей к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых;
  • сверхнормативных разубоживании и потерях полезных ископаемых при их добыче;
  • порче месторождений полезных ископаемых и других нарушениях требований по рациональному их использованию;
  • применении опасных для жизни и здоровья людей, окружающей среды способов пользования недрами;
  • невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранению месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации;
  • необеспечении сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды при пользовании недрами;
  • систематическом нарушении порядка внесения платы за пользование недрами;
  • невыполнении предписаний органов, осуществляющих государственное регулирование, контроль и надзор в области пользования недрами,

Статья 15.18. Нарушение требований по использованию недр.

Санкции : штраф в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.

Статья 15. 18 ч 2. Нарушение правил проведения работ по геологическому изучению недр.

Санкции : штрафа в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до восьмидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до четырехсот базовых величин. 

 

2.4. Уголовная ответственность  за нарушение законодательства о недрах

 

Существует реальная потребность усиления уголовно-правовой охраны экологических интересов в сфере недропользования, которые во многих спучаях вытесняются интересами экономическими, общественной безопасности и другими Эта потребность подтверждается полученными эмпирическими данными и определяется неудовпетворительным экологическим состоянием недропользования, высокой опасностью допускаемых нарушений правил охраны и использования недр, неудовлетворительной практикой применения ст 271 УК РБ за счет повышения штрафов и их дифференциации.

 В зависимости от причиненного ущерба также рассматривается необходимость введения наказания в виде лишения свободы

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны и использования недр, установленная в ст 271 УК РБ, способна обеспечивать и в определенной степени обеспечивает соблюдение законодательства о недрах в его узком понимании.

Предложения об отказе от уголовной ответственности в этой сфере являются неприемлемыми, но существенное значение имеет проектирование более совершенного механизма реализации ст 271 УК РБ, ее предписаний и связанной с нею профилактики.

Одним из направлений совершенствования практики применения уголовно-правовой ответственности за посягательства на недра является усиление определенности и технологичности конструкции и признаков составов преступления по ст 271 УК РБ.

Совершенстование практики применения ст 271 УК РБ требует более четкого определения объекта и предмета посягательства на недра, в частности за счет более четкого разграничения понятий «недра» и «полезные ископаемые»

Представляется доказанной необходимость

а) установить уголовно-правовую ответственность за угрозу причинения недрам значительного ущерба,

б) дифференцировать меры угоповно-правовой ответственности при причинении значительного ущерба недрам.

 
 

Уголовная ответственность за деяния, предусмотренные ст. 271 УК Республики Беларусь наступает за нарушение установленного порядка пользования о недре.

Отношениями пользования о недрах являются общественные отношения, связанные с возникновением, ограничением и прекращением прав на недр, а также с рациональным использованием и охраны недр.

В зависимости от предмета посягательства, объема причиненного ущерба или наличия вторичных общественно опасных последствий в статье 271 УК установлена ответственность за следующие преступления: 1) нарушения правил охраны недр, при наличии признаков административной преюдиции (ч. 1 ст. 271); 2) нарушения правил охраны недр, повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере (ч. 2 ст. 271).

Преступление, ответственность за которое предусмотрена  статьи 271 УК, будет юридически оконченным с момента нарушении правил охраны недр,что лицо уже подвергалось административной ответственности по части 1 статьи 15.51 КоАП за подобное нарушение и не истек год с момента применения административного взыскания.

Так же уголовная ответственность наступает за нарушение правил пользования недра.

Нарушение правил пользования недра, повлекшее по неосторожности, наказывается штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения [17].

уголовно-правовой ответственности за нарушения законодательства о недрах в юридической литературе хотя неоднократно затрагивавшиеся и научными, и практическими работниками вместе с тем они носили фрагментарный характер и касались главным образом поиска решений, способных уменьшить риск дальнейшего обострения экологической ситуации Специфика уголовно-правовой ответственности за нарушения законодательства о недрах ключевым объектом научных изысканий практически никогда не становилась Объектом исследования является целостный механизм действия уголовной ответственности за имеющие экологическое содержание нарушения законодательства о недрах реализуемый в сложных социальных, экономических и экологических условиях  выявлялся и исследовался комплекс специфических, экологических уголовно-правовых отношений, возникающих в сфере взаимодействия человека с недрами как природным ресурсом, являющимся частью земной коры, расположенным ниже почвенного стоя и дна водоемов простирающимся до губин доступных геологическому изучению и освоению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Лица виновные в совершении нарушений законодательства о недрах несут административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. К таким нарушениям относятся

Ответственность за нарушение законодательства о недрах – это  мера государственного принуждения, применяемая к лицу, совершившему нарушение порядка правил охраны недр.

Споры по вопросам использования и охраны недр разрешаются органами, осуществляющими государственное управление в области использования и охраны недр, в соответствии с их полномочиями и судами в исковом порядке, а споры между Республикой Беларусь и странами-участниками СНГ в порядке указанном в соглашениях между странами.

Традиционно юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах подразделяется по отраслевой принадлежности, то есть на уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную.

Применение гражданско-правовой ответственности осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства. Имущественный вред, причиненный недропользователю вследствие нарушения законодательства о недрах, возмещается в соответствии с гражданским законодательством. Однако гражданско-правовая ответственность, по общему правилу, наступает при наличии вины причинителя вреда.

Административная ответственность наступает за нарушение права государственной собственности на недры , относящееся к правонарушениям против собственности; нарушение правил недропользования; повреждение хозяйственных сооружений и устройств либо самовольное подключение к ним.

 

Предусмотренные в КоАП  РБ ряд составов административных правонарушений в этой области, существенно увеличены размеры штрафных санкций, в число субъектов административной ответственности за правонарушения, наряду с гражданами и должностными лицами, включены также и юридические лица. Но в, то, же время не обошлось и без потерь, которые не были вызваны объективными причинами. Примерами могут служить: неполное регулирование ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство о недрах; невключение специальных норм об ответственности за недр, нерациональное использование недра и др. Существенным недостатком законодателя также является разбросанность статей о правонарушениях недрам и расположение их вперемежку со статьями, относящимися к нарушениям в сфере других отраслей законодательства, что значительно усложняет их применение на практике. Низкий уровень эффективности уголовной ответственности за преступления в настоящее время также обусловливается несовершенством уголовного законодательства. Несмотря на то, что законодатель признал общественную опасность нарушении правил охраны недр(ст. 271 УК РБ), назначив за ее совершение значительные санкции, на практике количество возбужденных уголовных дел измеряется десятками, а количество привлеченных к ответственности по ней единицами. Существующие штрафные санкции (размер их ничтожно мал), применяемые к конкретным должностным лицам, не способствуют восстановлению нарушенного преступной деятельностью экологического баланса. Штрафы, которые могли бы быть наложены на юридическое лицо, в силу их многократно большего размера, по мнению специалистов, были бы способны выполнять восстановительную функцию.

Таким образом, можно сделать вывод, что белорусское законодательство несовершенно. Для решения обозначенных проблем необходимо: обеспечить неотвратимость уголовного и административного наказания за нарушении охраны недр, т.к. сохранение существующих тенденций прогрессивной деградации недр, когда недра, как естественная саморегулирующаяся система биосферы, уже не справляется с современной техногенной нагрузкой, ведет к разрыву связей природной экологической среды; отличать преступление "нарушении правил охраны недр " от одноименного правонарушения, предусмотренного в КоАП РБ; дополнить КоАП РБ такими видами правонарушений, как неповиновение законным распоряжениям должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в области рационального использования и охраны недр, или органов, осуществляющих контроль, а также невыполнение в срок законных предписаний названных должностных лиц; установить административную ответственность должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в области рационального использования и охраны недр, или органов, осуществляющих муниципальный  контроль, за нарушение порядка привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения против охраны недр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Балашенко, С. А. Государственное управление в области охраны окружающей среды / С.А. Балашенко.  ─ Минск: БГУ, 2000. ─ 341 с.
  2. Батычко, В.Т. Экологическое право / В.Т. Батычко. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. – 116 с.
  3. Боголюбов, С.А. Экологическое право: учебник / С.А. Боголюбов. – М.: Проспект, 2010. – 400 с.
  4. Бондарович, С.П. Постатейный комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях / С.П. Юондарович. – Минск, 2009. – 823 с.
  5. Бринчук, М.М. Экологическое право / М.М. Бринчук. − М.: Эксмо, 2010. – 671 с.
  6. Ерофеев, Б. В. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО: УЧЕБНИК/Б.В. Ерофеев.- М. : Новый Юрист, 1998. - 687 с.
  7. Кодекс о недрах: принят Палатой представителей 18 июня 1998 г.: одобр. Советом Респ. 29 июня 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 03.02.2014 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
  8. Гражданское право: в 3 т. / А.В. Каравай, Е.В. Лаевская, В.П. Мороз; под ред. В.Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 2008. – 864 с. – 1 т.
  9. Демичев, Д.М. Экологическое право. Особенная часть:  учебник / Д.М. Демичев. – Минск: Выш. школа, 2007. – 494 с.
  10. Кодекс об административных нарушениях: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г.: текст Кодекса по состоянию на 10.01.2015 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015
  11. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка, Н.А. Бабий, А.В. Барков и др.; под общ. ред. А.В. Баркова. – Минск: Тесей, 2009. – 1200 с.
  12. Пуряева, А.Ю. Экологическое право: учебник / А.Ю. Пуряева. – М.: Юстицинформ, 2012. – 312 с.
  13. Рябцев, Л. М. Административное право / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая. – Минск:  БГЭУ, 2006 г. – 437 с.
  14. Сиваков, О.Д. Водное право / О.Д. Сиваков. - М.: Юстицинформ, 2007. − 262 с.
  15. Статьи КоАП Республики Беларусь, по которым предусмотрена административная ответственность за нарушения водного законодательства // Могилевский областной комитет ПР и ООС Республики   Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// mogilevpriroda. gov.by /yekologiya-oblasti/ohrana-i-ispolzovanie-vodnyh-resursov/stati-koap-respubliki-belarus-po-kotorym-predusmotrena-administrativnaya-otvetstvennost-za-narusheniya-vodnogo-zakonodatelstva. – Дата доступа: 03.04.2015.
  16. Уголовное право: учеб. пособие для студ. / Н.А. Бабий [ и др.]; под общ. ред. В.В. Марчук. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. – 624 с.
  17. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 29 января 2015 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
  18. Экологическое право: учеб. метод. комплекс / А.Г. Авдей [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2011. – 281 с.
  19. Экологическое право: учеб. пособие / С.А. Балашенко [и др.]; под ред. Т.И. Макаровой, В.Е. Лизгаро. – Минск: БГУ, 2008. – 272 c.
  20. Юридическая ответственность // Центр Экономического Анализа и Экспертизы [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.ceae.ru/urids-jur-otv.htm. – Дата доступа: 29.03.2015.

Информация о работе Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах