Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 03:56, курсовая работа

Описание работы

Работа содержит: 28 страниц, 20 использованных источника литературы.
Ключевые слова: Юридическая ответственность, нарушение, недра, уголовный, административный.
Объектом исследования являются непосредственно ответственность за нарушения законодательства о недрах, а также порядок и виды ответственностей в Республике Беларусь.
Предметом исследования являются законодательные акты, статьи, учебная литература белорусских ученых в рамках изучения данного вопроса.
Целью данного курсового исследования является правовой анализ основных теоретических и практических проблем, возникающих при нарушении законодательства.
Работа проводилась на основе общих методов формальной логики, исторического, диалектического методов и специального метода – правового сравнения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ.....................................6
1.1 Понятие ответственности за нарушение законодательства о недрах...................................................................................................................6
1.2 Порядок разрешения споров, возникающих в связи с пользованием недрами и их охраной….................................................................................8
ГЛАВА 2 ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ …………………………………………………………....................................11
2.1 Классификация видов юридической ответственности за нарушение законодательства о недрах................................................................................11
2.2 Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства о недрах…………...................................................................14
2.3 Административная ответственность за нарушение законодательства о недрах………….................................................................................................18
2.4. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о недрах………….................................................................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................................27

Файлы: 1 файл

тойлы курсач.docx

— 57.39 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

Юридический факультет

Кафедра трудового и социального права

 

 

 

 

ТАХЫРОВ ТОЙЛЫ

 

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ

 

 

Курсовая работа

студента 3 курса специальности

1-24 01 02 «Правоведение»

дневной формы получения образования

 

 

 

 

Научный руководитель

кандидат юр. наук,

Авдей А.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно 2015

 

 

РЕЗЮМЕ

 

Тема курсовой работы

«Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах»

 

Работа содержит: 28 страниц, 20 использованных источника литературы.

Ключевые слова: Юридическая ответственность, нарушение, недра, уголовный, административный.

Объектом исследования являются непосредственно  ответственность за нарушения законодательства о недрах, а также порядок и виды ответственностей в Республике Беларусь.

Предметом исследования являются законодательные акты, статьи, учебная литература белорусских ученых в рамках изучения данного вопроса.

Целью данного курсового исследования является правовой анализ основных теоретических и практических проблем, возникающих при нарушении законодательства.

Работа проводилась на основе общих методов формальной логики, исторического, диалектического методов и специального метода – правового сравнения.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ.....................................6

1.1 Понятие ответственности  за нарушение законодательства  о недрах...................................................................................................................6

1.2 Порядок разрешения  споров, возникающих в связи с  пользованием недрами и их  охраной….................................................................................8

ГЛАВА 2 ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ …………………………………………………………....................................11

2.1 Классификация видов  юридической ответственности за  нарушение  законодательства о  недрах................................................................................11

2.2 Гражданско-правовая ответственность  за нарушение законодательства  о недрах…………...................................................................14

2.3 Административная ответственность  за нарушение законодательства  о недрах………….................................................................................................18

2.4. Уголовная ответственность  за нарушение законодательства  о недрах………….................................................................................................20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................................27

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности , простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Настоящий Закон, который будет рассмотрен в данной работе, регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Республики Беларусь, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Юридическая ответственность − важное звено в системе правового обеспечения рационального природопользования, специфическое средство воздействия на поведение людей, кол­лективов в процессе труда, быта, отдыха, когда они взаимодействуют с окружающей природной средой и вызывают (или могут вызвать) в ней изменения. Основная задача ответственности − обеспечение законности, предупреждение и пресечение правонарушений, максимально возможное устранение ущерба, причиняемого ими природе и обществу.

Предусматривая развернутую правовую регламентацию отношений пользования о недрах, государство добивается строгого соблюдения законодательства о недрах как самими недрапользователями, так и другими предприятиями, организациями, учреждениями, а также гражданами. Государство защищает установленные им права водопользователей от всяких посягательств и в то же время требует от самих пользователей неуклонного выполнения возложенных на них обязательств. Тем самым осуществляется защита права пользования в субъективном и объ­ективном смысле, т. е. как субъективного права предприятий, организаций, учреждений и граж­дан, так и института права.

В целях защиты праванедрапользования законодательство предусматривает систему мер, направленных на пресечение правонарушений в той области и восстановление нарушенных прав пользователей недрах. Применение всех этих мер происходит обычно путем приведения в действие механизма юридической ответственности за нарушение законодательства о недрах, которая наряду с системой государственного управления и контроля приобретает исключительно важное значение в деле защиты права пользования о недрах.

Изучение специальной литературы показало, что проблемами юридической ответственности за нарушения  законодательства о недрах занимаются такие ученые, как В.М. Мацель, Н.Т. Нешатаева, В.Е. Улахович, Е.А. Шибаева.

Цель данной работы состоит в изучении юридической ответственности за нарушения  законодательства о недрах.

Задачи исследования определяется целью исследования, и состоят в определении понятия ответственности за нарушение законодательства о недрах, изучения порядка разрешения споров в данной сфере, характеристике видов юридической ответственности за нарушения законодательства о недрах.

Объектом исследования является юридическая ответственность за нарушения  законодательства о недрах.

Предметом исследования в курсовой работе выступают понятие и виды юридической ответственности за нарушение законодательства о недрах.

Исходя из поставленных цели и задач курсовой работы, определена ее структура. Данная работа состоит из введения, двух глав, которые разделены на пункты и заключения. В первой главе рассматривается общая характеристика ответсвенности занарушение  законодательства о недрах. Во второй главе раскрываются  виды юридической ответственности за нарушение законодательства о недрах.

ГЛАВА 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  О НЕДРАХ

 

1.1 Понятие ответственности за нарушение законодательства о недрах

 

Юридическая ответственность − это важная мера защиты интересов личности, общества и государства; она выражается в неблагоприятных последствиях для лица, совершившего правонарушение, то есть наступает в результате нарушения предписаний правовых норм и проявляется в форме применения к нарушителю мер государственного принуждения [20].

Определение понятия юридической ответственности, применяемой в борьбе с нарушениями законодательства о недрах, предполагает выявление: во-первых, сущности юридической ответственности как правовой категории - привлекать лиц, виновных в нарушении за­конодательства о недрах, к административной, уголовной ответственности; во-вторых, ее роли и значения в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства в обеспеченности законности в сфере пользования недра - предъявлять иски к государственным объединениям, предприятиям, организациям, учреждениям, колхозам, коопера­тивам и общественным организациям и к граж­данам о взыскании в доход государства средств в возмещение убытков, причиненных государству нарушением законодательства о недрах и об охране недр.

Также направлять материалы в органы прокуратуры или внутренних дел для привлечения лиц за нарушение законодательства об охране недр к уголовной ответственности.

Органы охраны недр могут вынести решение о прекращении права пользования недр или о приостановлении производственной деятельно­сти пользователя недр. Указанные органы также должны разъяснить соответствующим предпри­ятиям, учреждениям. Организациям и гражда­нам их право возбуждать ходатайство о возмещении убытков, причиненных им в результате нарушения законодательства о недрах.

Юридическая ответственность всякого субъекта прав и обязанностей не может наступать произвольно, так как условия ее применения строго определены законом [2, c. 43].

Вопрос об ответственности может возникать на основании того, что тот или иной участник отношений, действуя свободно и имея возможность выбрать правильный, указанный в законе или договоре вариант поведения, совершает противозаконные действия, являющиеся правонарушениями.

Содержание юридической ответственности, ее цели и сущность сложны и многообразны. С одной стороны, это наказание за совершенное правонарушение, с другой лишь угроза его применения. В последнем случае она предостерегает пользователей недра от совершения неправомерных действий, что имеет большое воспитательное, профилактическое значение. В материальной своей форме юридическая ответственность, как принято считать, выражается в исполнении правонарушителем дополнительной обязанности по отношению к той, которая им не исполнена.

По общему правилу юридическая ответственность за нарушение закона, в том числе законодательства о недрах, может наступать лишь при наличии так называемого полного состава правонарушения, иначе говоря, в действиях нарушителя необходимо установить четыре признака правонарушения:

1) противоправное действие (бездействие) лица или организации, привлекаемых к юридической ответственности, т.е. нарушение определенной статьи, нормы закона или иного правового  акта;

2) вредный результат этого  действия или бездействия, выразившийся  в неблагоприятных последствиях: порча земель, загрязнение водных  объектов, морской среды, атмосферы, уничтожение и повреждение лесов  и т.д.;

3) наличие причинной связи  между действиями и наступившим  вредом (объективный элемент состава  правонарушения);

4) вина нарушителя конкретных  правовых норм (субъективный элемент  состава правонарушения).

При отсутствии какого-либо из упомянутых признаков названного состава правонарушения не может быть оснований для применения юридической ответственности [14, с. 187].

Лица виновные в совершении нарушений законодательства о недрах несут административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

1.2 Порядок разрешение  споров, возникающих в связи с  пользованием недрами и их  охраной.

Право на пользование недрами удостоверяется актом о предоставлении горного отвода. Горные отводы могут предоставляться предприятиям и гражданам лишь при наличии в них специального разрешения (лицензии) на пользование участком недр, а также утвержденного в установленном порядке проекта разработки месторождения полезных ископаемых или строительства горнодобывающего объекта или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых.

Предоставление дополнительных горных отводов к существующему оформляется как новый отвод.

Недра в пределах горного отвода должны использоваться в соответствии с целями, для которых он был предоставлен. Передача горного отвода полностью или частично другому предприятию или гражданину запрещается.

На разработку месторождений полезных ископаемых горный отвод, как правило, предоставляется для всего месторождения. На разработку больших месторождений полезных ископаемых, кроме нефтяных и газовых, горные отводы могут быть предоставлены двум или нескольким предприятиям или гражданам. Горные отводы предоставляются отдельно для разработки каждого месторождения, когда разные виды полезных ископаемых залегают на одной территории.

Проекты горных отводов разрабатываются специализированными организациями. Запрещается предоставление горного отвода, если остаются за пределами участка месторождения, рудных тел, жил и залежей полезных ископаемых, не пригодных для самостоятельной разработки.

Предприятие или гражданин для получения горного отвода в зависимости от вида месторождения подает заявление местному органу государственного горного присмотра. В заявлении отмечаются название предприятия или сведения о гражданине, которые намереваются получить горный отвод, местонахождение горного отвода та цель, с которой он получается, подается также проект горного отвода в двух экземплярах. Проект горного отвода состоит из объяснительной записки и графических материалов.

Решение относительно заявления на получение горного отвода принимается в течение не более 30 дней.

Перед принятием решение рассматривается и проверяется: правильность и обоснованность пределов горной отводу с учетом требований действующего законодательства о недрах.

Предоставленные отводы регистрируются в книге учета горных отводов, предоставленных для использования участков недр. Кроме того, предоставленные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых местного значения подлежат регистрации в органах государственного горного присмотра, а регистрация осуществляется в книге регистрации горных отводов, которые предоставлены для разработки месторождений местного значения, о чем предприятию или гражданину выдается справка.

Информация о работе Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах