Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 03:56, курсовая работа

Описание работы

Работа содержит: 28 страниц, 20 использованных источника литературы.
Ключевые слова: Юридическая ответственность, нарушение, недра, уголовный, административный.
Объектом исследования являются непосредственно ответственность за нарушения законодательства о недрах, а также порядок и виды ответственностей в Республике Беларусь.
Предметом исследования являются законодательные акты, статьи, учебная литература белорусских ученых в рамках изучения данного вопроса.
Целью данного курсового исследования является правовой анализ основных теоретических и практических проблем, возникающих при нарушении законодательства.
Работа проводилась на основе общих методов формальной логики, исторического, диалектического методов и специального метода – правового сравнения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ.....................................6
1.1 Понятие ответственности за нарушение законодательства о недрах...................................................................................................................6
1.2 Порядок разрешения споров, возникающих в связи с пользованием недрами и их охраной….................................................................................8
ГЛАВА 2 ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ …………………………………………………………....................................11
2.1 Классификация видов юридической ответственности за нарушение законодательства о недрах................................................................................11
2.2 Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства о недрах…………...................................................................14
2.3 Административная ответственность за нарушение законодательства о недрах………….................................................................................................18
2.4. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о недрах………….................................................................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................................27

Файлы: 1 файл

тойлы курсач.docx

— 57.39 Кб (Скачать файл)

В некоторых случаях пользования недрами осуществляется без предоставления горного отвода или специального разрешения. Да, в соответствии со статьями 35, 36 Кодекса Республики Беларусь о недрах пользования недрами без предоставления горного отвода осуществляется при геологическом изучении недр, в том числе для опытно промышленной разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения, а также для добычи пресных подземных вод и разработки месторождений торфа.

Без специальных разрешений и предоставления горного отвода имеют право добывать для своих хозяйственных и бытовых потребностей полезные ископаемые местного значения и торф, а также подземные пресные воды землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков, если общая глубина разработки не будет превышать два метра, а в случае добычи пресных подземных вод - 20 метров.

Добыча полезных ископаемых местного значения и торфа с применением специальных технических средств, которые могут привести к нежелательным изменениям окружающей природной среды, соглашается с местными советами и органами Министерства экологии и природных ресурсов РБ на местах.

Иностранным юридическим лицам и гражданам недра в пользование и право на переработку минерального сырья предоставляются на конкурсной основе на основании соглашений (контрактов). Порядок заключения контрактов определяется Советом Министров РБ в соответствии с требованиями КПН и других законодательных актов.

Предоставление земельных участков для потребностей, связанных с пользованием недрами, осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством Республики Беларусь. Земельные участки для пользования недрами предоставляются пользователям недр после получения ими специальных разрешений на пользование недрами или горных отводов (кроме случаев, когда это не нужно). Местные советы при предоставлении земельного участка для разработки месторождений полезных ископаемых местного значения одновременно предоставляют в пользование и недра.

ГЛАВА 2

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ

 

2.1 Классификация  видов юридической ответственности  за нарушение законодательства о недрах

 

Понятие «административная ответственность» тесно связано с категориями «юридическая ответственность» и «административное взыскание». Другими словами, административная ответственность является видом юридической ответственности и представлена системой административных взысканий.

Под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, осуществляющий применение административных взысканий за административные правонарушения уполномоченным на то государственным органом или должностным лицом, в порядке, установленном административным законодательством, исполнение которого может быть обеспечено принудительной силой государственной власти».

Административная ответственность является наиболее распространенным и широко применяемым на практике видом ответственности за нарушение правил пользования и охраны недр.                   [13, c. 276].

 Преступление о недрах – как совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на правопорядок в области использования и охраны вод, причиняющее либо создающее реальную угрозу причинения вреда объекту либо правам и интересам физических и юридических лиц в области использования и охраны недр, и запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

Уголовная ответственность является наиболее суровым видом юридической ответственности. Уголовная ответственность применяется только судом за совершение преступления и объявляется в тех случаях, когда другие, более мягкие меры наказания представляются недостаточными, нерезультативными, а исправление и перевоспитание нарушителей природоохранного законодательства предполагает применение более строгих уголовных санкций [16, c. 356].

Дисциплинарная ответственность – это ответственность рабочих и служащих за нарушение трудовой дисциплины. Она выражается в наложении администрацией организации или учреждения дисциплинарных взысканий на на­рушителей. Дисциплинарные взыскания налагаются лицами, которым правонарушители подчи­нены по службе. Порядок и условия привлечения к дисциплинарной ответственности определя­ются трудовым законодательством. В случаях правонарушений о недрах дисциплинарная ответ­ственность применяется как система правового воздействия на лиц, совершивших дисципли­нарные проступки в связи со своей служебной деятельностью по обеспечению использования и охраны недр [3, c. 254].

Привлечение к уголовной или административной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.

Граждане и юридические лица, причинившие ущерб  горным объектам, возмещают его добровольно или по решению суда в соответствии со специальными методиками исчисления ущерба, причиненного горных объектам, а при их отсутствии − по фактическим затратам на восстановление объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды [18, c. 145].

Традиционно юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах подразделяется по отраслевой принадлежности, то есть на уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную.

Согласно ст. 55 Кодекса Республики Беларусь «О недрах» ответственность за нарушение законодательства о недрах наступает при:

- самовольном пользовании недрами; нарушении норм, правил и требований, относительно проведения работ  по геологическому изучению недр;

- нарушении правил и требований  относительно проведения работ  по геологической среде;

- выборочной выработке богатых  участков месторождений, что приводит  к сверхнормативным потерям полезных  ископаемых;

- сверхнормативных потерях и  ухудшении качества полезных  ископаемых при их добыче;

- повреждении месторождений полезных  ископаемых, которые исключают полностью  или существенно ограничивают  возможность их последующей эксплуатации;

- нарушении установленного порядка  застройки площадей залегания  полезных ископаемых;

- невыполнении правил охраны  недр и требований относительно  безопасности людей, имущества и  окружающей природной среды, от  вредного влияния работ, связанного  с пользованием недрами;

- уничтожении или повреждении  геологических объектов, которые  составляют особенную научную  и культурную ценность, наблюдательных  режимных скважин, а также маркшейдерских  и геодезических знаков;

- незаконном уничтожении маркшейдерской  или геологической документации, а также дубликатов проб полезных  ископаемых, необходимых при последующем геологическом изучении недр, и разработке месторождений;

- невыполнении требований относительно  приведения горных выработок  скважин, которые ликвидированы  или законсервированы, в состояние, которое гарантирует безопасность  людей, а также требований относительно  сохранения месторождений горных  выработок и скважин на время  консервирования, -- несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую  и криминальную ответственность  согласно законодательству РБ.

 

2.2 Гражданско-правовая  ответственность за нарушение  законодательства о недрах

 

Гражданско-правовая ответственность – основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонарушителя, выражающееся в лишении его определенных прав или возложении на него имущественных обязанностей.

Возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства о недрах Республики Беларусь, не освобождает виновных от платы за недрапользование объектами и осуществления мер по ликвидации последствий, вызванных этим нарушением.

Средства в возмещение убытков, причиненных государству нарушением законодательства о недрах, перечисляются в установленном порядке в бюджетные фонды охраны природы и расходуются на осуществление недра охранных мероприятий. При наличии конкретной информации о затратах, необходимых на осуществление мероприятий по устранению вредных последствий, причиненных объекту, подсчет убытков производится на основании имеющихся данных. При отсутствии такой информации величина убытков определяется расчетным методом [7, c. 487].

Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства о недроиспользование являет собой возложение на виноватое физическое или юридическое лицо в установленном порядке неблагоприятных имущественных последствий за совершенное конкретное правонарушение в пределах, предусмотренных действующим законодательством, то есть обязанности возместить причиненный вред (убытки). Этот вид ответственности, как правило, выражается в двух формах: возмещении убытков и взыскании неустойки.

Сделки, совершенные с нарушением законодательства о недрах, признаются недействительными и влекут за собой последствия, предусмотренные общими положениями гражданского законодательства.

Особенность применения гражданско-правовой ответственности в сфере недропользования заключается в том, что ухудшение качества горного объекта может быть вызвано как горным, так и земельным правонарушением. Соответственно, квалификация деяния осуществляется как на основе законодательства о недрах, так и на основе земельного законодательства.

Данная особенность обусловлена тем, что право недропользования и право на земли, сопряженные с объектом и покрытые им, принадлежит одним и тем же субъектам права. Право пользования земельным участком обусловлено правом на земельный объект. Недропользователь по закону обладает правом пользования дном недра, береговой полосой вдоль недра, поскольку поверхностные недра и земли, покрытые ими и сопряженные с ними, рассматриваются как единый земельный объект [1, с. 301].

По форме проявления вред земельным объектам выражается в форме засорения, загрязнения либо истощения земельного объекта.

Применение гражданско-правовой ответственности осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Порча недра рассматривается как причинение вреда государству. Имущественный вред, причиненный водопользователю вследствие нарушения законодательства о недрах, возмещается в соответствии с гражданским законодательством.

Взимание платежей за загрязнение недра не освобождает причинителя вреда от гражданско-правовой ответственности. Однако гражданско-правовая ответственность, по общему правилу, наступает при наличии вины причинителя вреда.

 

Общие основания ответственности за причинение вреда определены в ГК РБ: 

• противоправность поведения (действия – незаконная вырубка леса, или бездействия – несоблюдение правил пожарной безопасности), 

• наличие вреда. Ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий землетрясений, наводнений и т.п.

• причинная связь между противоправным поведением и наступившим результатом (причинение вреда).

При причинении вреда природным объектам бывает трудно установить причинную связь не только вследствие переплетения действий человека с "поведением природы", но и потому, что некоторые убытки возникают не сразу после причинения вреда - они могут возникнуть, когда к правонарушителю уже нельзя будет предъявить иск об их возмещении. Иногда установить причинную связь между деянием и вредоносным результатом практически не представляется возможным. Например, при загрязнении атмосферного воздуха вы¬явить причинную связь с действием конкретного предприятия не всегда удается. А пока эта связь не выявлена, нет оснований для привлечения лиц к ответственности. 

• вина причинителя. 

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет,что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда - в частности, если вред причинен источником повышенной опасности. К источнику повышенной опасности можно отнести предприятие, загрязняющее природную среду. Так как перечня источников повышенной опасности не существует, суд самостоятельно определяет ту или иную деятельность как представляющую повышенную опасность для окружающих со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Названные субъекты освобождаются от ответственности, если докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. К действию непреодолимой силы относятся стихийные бедствия или явления (землетрясения, наводнения, оползни и т.п.), а также аварии, катастрофы. Владелец источника повышенной опасности может быть также освобожден судом от ответственности полностью или частично, если возникновению или увеличению вреда содействовала грубая неосторожность самого потерпевшего. Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения. Исключение при этом составляют случаи, когда вред причинен умышленно. 
Наконец, владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных

Действий других лиц. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодейст¬вия этих источников (столкновения транспортных средств, перевозящих, к примеру, опасные вещества) третьим лицам, по общим основаниям.

Однако, регламентируя порядок и условия возмещения экологического вреда, в целях предупреждения причинения нового вреда ГК РБ устанавливает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ст. 934). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. При этом суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Информация о работе Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах