Экологические правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:42, контрольная работа

Описание работы

Природа есть объективная реальность, которая изменяется вследствие сознательной деятельности человеческого общества. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экологическое правонарушение и юридическая ответственность за его совершение
Глава 2. Административная ответственность
Глава 3. Уголовная ответственность
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 39.84 Кб (Скачать файл)

Статьи 8.16 - 8.20 предусматривают административную ответственность за нарушение экологического законодательства во внутренних морских  водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской федерации.

Ряд норм направлен на охрану атмосферного воздуха - выброс вредных веществ в атмосферу, выпуск в эксплуатацию и эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.21-8.23).

Значительная  часть административных правонарушений затрагивает такой объект окружающей среды, как леса: нарушение правил лесопользования, незаконная порубка  деревьев, уничтожение мест обитания животных, нарушение требований к  охране лесов (ст. 8.24 - 8.32).

Статьи 8.33 - 8.38 КоАП РФ посвящены  охране животного мира и растений.

Охрана  и использование природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях  урегулирована административной ответственностью за нарушение соответствующего режима или иных правил охраны, предусмотренных  ст. 8.39 КоАП РФ.

Статья 8.40 предусматривает административную ответственность за нарушение экологических  требований при осуществлении работ  в области гидрометеорологии, мониторинга  загрязнения окружающей среды и  др.

Статья 8.41 устанавливает административную ответственность за невнесение в  установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Административная  ответственность за нарушение экологического законодательства в соответствии со ст. 72 (п. “к”) Конституции РФ и со ст. 2.1 КоАП РФ может быть установлена  и соответствующим законодательством  субъектов Российской Федерации. К  примеру, в г. Владивостоке действует  закон Приморского края «Об административных правонарушениях в Приморском крае», предусматривающий ответственность  за административные правонарушения в  области охраны окружающей среды  и природопользования (глава 4).5

За совершение административных правонарушений могут  устанавливаться и применяться  следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (напр., права эксплуатации транспортного средства, права охоты и т.д.); 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.6

Причем  в отношении юридического лица могут  применяться административные наказания, перечисленные в п. 1 – 4, 9.

В целях  охраны атмосферного воздуха и борьбы с шумом применяется такая  мера административного пресечения, как запрещение эксплуатации транспорта с повышенным задымлением или  с повышенными шумами.

В целом более 90% выявляемых ежегодно нарушителей подвергаются штрафу. Но размеры штрафа настолько  малы, что предприятию выгоднее уплатить его, чем нести расходы на выполнение дорогостоящих природоохранных  мероприятий. Кроме того, как показывает анализ правоприменительной практики, штрафные санкции возлагаются в  основном на юридических лиц, а виновные должностные лица уходят от ответственности. Тем самым не соблюдается принцип  индивидуализации и неотвратимости ответственности. Негативная практика привлечения юридических лиц  к административной ответственности  вызывает у должностных лиц уверенность  в своей безнаказанности. По этим причинам административно-правовые методы воздействия на правонарушителя  являются малоэффективными.

уголовная ответственность  административная экологическое

Глава 3. Уголовная ответственность

 

В тех  случаях, когда уничтожение или  порча природных богатств носят  систематический, злостный характер, виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Экологическое преступление - виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека (такое понятие дано согласно ст. 85 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (ныне утратившего силу в связи с принятием Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды")).

При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее  установленного законом возраста, с  которого начинается уголовная ответственность. За экологические преступления уголовной  ответственности подлежат лица, достигшие  шестнадцатилетнего возраста ко времени  совершения преступления (ст. 20 УК РФ).

Действующее законодательство содержит группу норм, предусматривающих уголовную ответственность  за экологические преступления.

Уголовная ответственность определяется Уголовным  кодексом Российской Федерации. Он включает главу 26 “Экологические преступления”, в которой содержится 17 статей преступлений (ст. 246-262).

Все эти составы можно  классифицировать в зависимости  от объекта посягательства на следующие  виды:

1. Экологические  преступления общего характера  (без указания конкретного объекта  окружающей среды): ст. 246 - 249 УК РФ.

2. Экологические  преступления с указанием природного  объекта, которые в свою очередь  подразделяются:

на основные природные объекты (загрязнение  вод, атмосферы, морской среды, нарушение  законодательства РФ о континентальном  шельфе и об исключительной экономической  зоне РФ, порча земли и нарушение  правил охраны и использования недр) - ст. 250-255 УК РФ;

в области  охраны и рационального использования  животного мира (фауны) и растительного  мира (флоры) - ст. 256 - 262 УК РФ.

Помимо  перечисленных статей главы “Экологические преступления”, существуют статьи и  в других главах Уголовного кодекса  РФ, связанные с элементами окружающей природной среды. В главе “Преступления  против мира и безопасности человечества”  введен совершенно новый состав преступления “экоцид” (ст. 358) - массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение действий, способных вызвать экологическую катастрофу.7 В главу “Преступления против здоровья населения и общественной нравственности” также включены смежные с экологическим составы преступлений: ст. 234 (незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта), ст. 236 (нарушение санитарно-эпидемиологических правил), ст. 237 (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей), ст. 238 (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности), ст. 243 УК РФ (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры).

И, наконец, в главе “Преступления против общественной безопасности” имеются  составы преступлений, которые правомерно назвать экологическими: ст. 215 (нарушение  правил безопасности на объектах атомной  энергетики), ст. 215.2 (приведение в негодность объектов жизнеобеспечения), 216 (нарушение  правил безопасности при ведении  горных, строительных или иных работ), ст. 217 (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах), ст. 219 (нарушение  правил пожарной безопасности) и ст. 220 УК РФ (незаконное обращение с  ядерными материалами или радиоактивными веществами).

Безусловно, перечисленные нормы не охватывают всех возможных противоправных посягательств  на окружающую среду. Поэтому следует  иметь в виду, что целый ряд  статей как Уголовного кодекса РФ, так и КоАП РФ регламентирует ответственность  за совершение определенных действий, последствия которых могут иметь  экологическое значение, хотя в диспозиции об этом не упоминается.

Рассмотренные судами уголовные  дела об экологических преступлениях  связаны в основном с нарушениями  правил добычи водных животных, а также  правил охоты, рубки деревьев и кустарников. Крайне редки случаи рассмотрения судами дел по иным составам преступлений, что прямо связано со сложившейся  структурой экологической преступности и характеризует существенные недостатки в деятельности правоохранительных органов по борьбе с нарушениями  в области охраны окружающей среды.

 

 

Заключение

 

В заключении можно отметить, что с каждым годом число экологических  преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические  преступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают  сами биологические основы существования  человека.

Всё это диктует необходимость  наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует  о том, что только силами природоохранных  и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел  невозможно.

Эти органы снизу доверху  замыкаются на исполнительную власть, принимающую окончательные экономические  и экологические решения. В силу зависимого положения они часто  вынуждены идти на компромиссы, потакать местническим и ведомственным интересам, а принципиальная позиция отдельных  контролеров нередко властями просто игнорируется. В самих этих органах  в последнее время происходит процесс коммерциализации, сращивания с теневой экономикой, укрытия  злоупотреблений должностных лиц.

В сложившихся экстремальных  условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать  любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере  экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет  сделать вывод о необходимости  дальнейшего совершенствования  их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми  и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.

Сегодня, как никогда раньше, необходимы: укрепление авторитета природоохранных  прокуратур; создание стабильных правовых основ деятельности и взаимодействия их с территориальными прокуратурами  и другими право- и природоохранными и контролирующими органами в  сфере экологии; активное участие  природоохранных прокуратур в законопроектной  работе в области экологии.

Надзор природоохранных  прокуратур необходимо распространить также на исполнение международных  договоров России в области охраны окружающей природной среды, ратифицированных в установленном порядке и  имеющих прямое действие, без внесения соответствующих изменений и  дополнений в законы и другие нормативно-правовые акты.

Осуществление наиболее эффективного надзора за исполнением действующих  в сфере экологии (включая природопользование, охрану окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности) нескольких сотен законов и указов нормативного характера Президента РФ, оказание прокуратурой действенной  помощи различным ветвям власти в  их деятельности в сфере экологии представляются возможными только специализированными  природоохранными прокуратурами.

Именно эти прокуратуры  могут наиболее квалифицированно надзирать  за исполнением экологических требований законодательства в пределах территорий (акваторий), занятых объектами федеральной  государственной собственности, за соответствием федеральным законам  подзаконных нормативных актов, издаваемых в сфере экологии, соблюдением  законодательства по вопросам защиты конституционных экологических  прав и свобод человека и гражданина и исполнением иных экологических  предписаний федерального законодательства.

Совершенствуя сеть природоохранных  прокуратур, следовало бы не ограничиваться какой-либо одной моделью их организации. В зависимости от сложности решаемых задач, объема надзорной работы в  сфере экологии одновременно могли бы функционировать несколько моделей специализированных природоохранных прокуратур.

Из вышеизложенного следует, что координация усилий всех государственных  органов, общественных организаций  будет способствовать комплексному подходу в организации борьбы с правонарушениями в области  природопользования.

Одним из путей комплексного подхода в организации природоохранной  деятельности является принятие межведомственных нормативных актов, охватывающих смежные  вопросы охраны окружающей среды.

Данная работа позволяет  сделать вывод, что экологическая  функция правоохранительных органов  нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании.

Информация о работе Экологические правонарушения