Экологическая регламентация и контроль качества окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:42, лекция

Описание работы

Качество жизни -термин в экологии человека, а также социологии, категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей — качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество образования, здравоохранения, сферы обслуживания, окружающей среды, структура рекреации, степень удовлетворения потребностей в объективной информации, содержательном общении, знаниях, творческом труде, уровень стрессовых состояний, структура расселения и т. п. Качество жизни, наряду с укладом и уровнем жизни, определяет условия образа жизни людей.

Файлы: 1 файл

ТЕМА 4.docx

— 329.52 Кб (Скачать файл)

В воздушной среде:

ПДКр.з – предельно допустимая концентрация вещества в воздухе рабочей зоны, мг/м3. Эта концентрация при ежедневной (кроме выходных дней) работе в пределах 8 ч или другой продолжительности, но не более 41 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должна вызывать в состоянии здоровья настоящего и последующего поколений заболеваний или отклонений, обнаруживаемых современными методами исследования в процессе работы. Рабочей зоной считается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которой находятся места постоянного или временного пребывания работающих;

ПДКМ.Р – предельно допустимая максимальная разовая концентрация вещества в воздухе населенных мест, мг/м3. Эта концентрация при вдыхании в течение 20 мин не должна вызывать рефлекторных (в том числе субсенсорных) реакций в организме человека;

ПДКС.С – предельно допустимая среднесуточная концентрация токсичного вещества в воздухе населенных мест, мг/м3. Эта концентрация не должна оказывать на человека прямого или косвенного вредного воздействия при неограниченно продолжительном вдыхании.

В водной среде:

ПДКВ – предельно допустимая концентрация вещества в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, мг/л. Эта концентрация не должна оказывать прямого или косвенного влияния на органы человека в течение всей его жизни, а также на здоровье последующих поколений и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования;

ПДКВ.Р – предельно допустимая концентрация вещества в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей, мг/л;

 

Интегральные показатели для воды:

БПК – биологическая потребность в кислороде – количество кислорода, использованного при биохимических процессах окисления органических веществ (исключая процессы нитрификации) за определенное время инкубации пробы (2, 5, 20, 120 суток), мг О2/л воды (БПКП – за 20 суток, БПК5 – за 5 суток);

ХПК – химическая потребность в кислороде, определенная бихроматным методом, т. е. количество кислорода, эквивалентное количеству расходуемого окислителя, необходимого для окисления всех восстановителей, содержащихся в воде, мг О2/л воды.

По отношению БПКП /ХПК судят  об эффективности биохимического окисления  веществ.

В почве:

ПДКП – предельно допустимая концентрация вещества в пахотном слое почвы, мг/кг. Эта концентрация не должна вызывать прямого и косвенного отрицательного влияния на здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы;

ПДКПР (ДОК) – предельно допустимая концентрация (допустимое остаточное количество) вещества в продуктах питания, мг/кг.

Если величина ПДК в различных  средах не установлена, действует временный  гигиенический норматив ВДК (ОБУВ) – временно допустимая концентрация (ориентировочно безопасный уровень воздействия) вещества. Временный норматив устанавливается на определенный срок (2–3 года).

Для более полной оценки качества среды , сравнительно недавно стали использовать другой критерий – ПДЭН – предельно допустимую экологическую нагрузку, для воды – это ПДС – предельно допустимый сброс, г/с; для воздуха – ПДВ – предельно допустимый выброс, г/с. Эти величины характеризуют нагрузку, оказываемую предприятием на окружающую среду в единицу времени, и должны обязательно входить в экологический паспорт (или другой подобный документ) предприятия.

Недостатком изложенной выше схемы  критериев оценки качества среды  является разрозненность природоохранных  функций различных министерств  и ведомств, а также часто очень  различающиеся значения ПДК в  разных странах.

 

3.Характеристика нормативов качества  окружающей среды и допустимого воздействия на нее.

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды  устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также  вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду, и нормативов предельно  допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее.

Есть основание считать нормирование допустимого загрязнения природной  среды традиционным направлением деятельности во охране окружающей среды в России.

Нормативы качества окружающей среды  выполняют ряд функций. Они прежде всего устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий  на природную среду. К примеру, предельно  допустимая концентрация двуокиси азота (NO2) (максимальная разовая и среднесуточная) в атмосферном воздухе не должна превышать 0,085 мг/куб.м; свинца и его  соединений – 0,0007 мг/куб.м; сернистого ангидрида – 0,5 (максимальная разовая) и 0,05 (среднесуточная) мг/куб.м; соляной кислоты – 0,2 мг/куб.м.

Такие нормативы служат также для  оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и  биологическим характеристикам. Установленные  в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды  служат одним из юридических критериев  для определения ее благоприятного состояния. На практике это важно  иметь в виду в случае необходимости, к примеру, защиты права граждан  на благоприятную окружающую среду. Состояние вод, почв, атмосферного воздуха, соответствующее нормативам качества, т.е. благоприятное, свидетельствует  либо об отсутствии антропогенной нагрузки на природу, либо о высокой эффективности  действия механизма по охране окружающей среды. И наоборот.*

Нормативы качества окружающей среды  учитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной  деятельности, реализация которой будет  связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов  и иных населенных пунктов. Соблюдение этих нормативов и других экологических  требований, когда разрабатываются  природоохранные меры при проектировании предприятий и иных объектов, может  рассматриваться как критерий экологической  обоснованности соответствующих проектных  решений.

Рассматриваемые нормативы качества образуют основу для регулирования  охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий  на природную среду отдельными источниками  – предприятиями, транспортными  средствами и т.п.

При установлении этих нормативов и  с экономической, и с экологической  точек зрения важно исходить из их научной обоснованности. Соблюдение завышенных даже на мизерные доли нормативов оборачивается для государства  огромными финансовыми и материальными  затратами. В то же время занижение  их сопряжено с риском причинения ущерба здоровью людей и окружающей среде.

Поэтому в законодательстве определены юридические критерии, с учетом и  на основе которых устанавливаются  нормативы качества окружающей среды. Под критериями в данном случае понимаются те общественные интересы, которые  учитываются при разработке нормативов. Они выражены, к примеру, в ст. 26 Закона «Об охране окружающей природной  среды», согласно которой нормативы  предельно допустимых концентраций вредных веществ устанавливаются  в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Это означает, что нормативы ПДК  соответствующих вредных веществ  должны быть определены на уровне, исключающем  причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру. Государственные природоохранительные органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов, должны выполнять данное правило.

В природоресурсном законодательстве критерии нормирования устанавливаются  применительно к отдельным охраняемым природным ресурсам. Так, критерии нормирования допустимого загрязнения водоемов даны в приложениях к Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения  сточными водами от 16 мая 1974 г.* В самих  Правилах критерий загрязненности рассматривается, как ухудшение качества вод вследствие изменения их органолептических свойств и появления вредных веществ для человека, животных, птиц, рыб, кормовых и промысловых организмов – в зависимости от вида водопользования, а также повышение температуры воды, изменяющей условия для нормальной жизнедеятельности водных организмов. Правила определяют общие требования к составу и свойствам воды объектов, используемых для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования и рыбохозяйственных целей. С учетом этих требований осуществляется нормирование и оценка таких показателей, как взвешенные вещества, плавающие примеси, запахи, привкусы, окраска, температура, реакция на рН (кислотность), минеральный состав, наличие растворенного кислорода, биохимическая потребность в кислороде, возбудители заболеваний, ядовитые вещества.

В законодательстве сформулированы общие  принципы нормирования допустимого  отрицательного воздействия на окружающую среду. В соответствии с Законом  «Об охране атмосферного воздуха» они  заключаются в том, что вредные  воздействия на воздух, для которых  не существует соответствующих нормативов, могут допускаться в исключительных случаях по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченными на то государственными органами на определенный срок, в течение  которого должен быть установлен соответствующий  норматив.

В научной и учебной литературе по охране окружающей среды можно  встретить суждение о том, что  нормативы ПДК вредных веществ  являются санитарно-гигиеническими. Действительно, ранее, когда охрана природы от загрязнения  рассматривалась как санитарная проблема и нормативы ПДК разрабатывались  лишь с учетом интересов охраны здоровья человека от вредного воздействия загрязненного  атмосферного воздуха или воды, такие  нормативы были санитарно-гигиеническими. С тех же пор, когда при разработке нормативов ПДК стала предусматриваться  и необходимость охраны других живых  объектов природы, они стали экологическими. Так, применительно к охране атмосферного воздуха они стали таковыми с  принятием в 1980 г. Закона СССР «Об  охране атмосферного воздуха».

В соответствии с природоохранным  законодательством нормативы качества окружающей среды являются едиными  для всей территории России. Одновременно допускается с учетом природно-климатических  особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных  и рекреационных территорий) установление более строгих нормативов ПДК (ч. 2 ст. 26 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»). Потребность в  дифференциации нормативов качества окружающей среды возникает также в связи  с наличием на территории России различных  природных и климатических зон  и соответственно с различной  реакцией растительных и животных организмов на однотипные воздействия.

Реализации этой меры настоятельно требует практика. Установление более  жестких нормативов качества окружающей среды для особо охраняемых природных  территорий служит одной из мер сохранения природных комплексов этих территорий и объектов. Поэтому в законодательстве об особо охраняемых природных территориях  целесообразно закрепить соответствующие  требования. Между тем Федеральными законами от 23 февраля 1995 г. «О природных  лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах» и от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» они не предусмотрены.

К настоящему времени установлен значительный массив нормативов ПДК вредных веществ  в окружающей среде и ориентировочно-безопасных уровней воздействия (ОБУВ): для атмосферного воздуха – ПДК более 500 вредных  веществ и ОБУВ более 1100 веществ; для водных объектов хозяйственно-питьевого  и культурно-бытового назначения –  ПДК более 1600 вредных веществ  и ОБУВ более 200 веществ; для почв – более 100 ПДК вредных веществ  и около 70 ориентировочно допустимых концентраций. Законами не предусмотрено  установление ОБУВ, хотя их полезность для практики несомненна: как и  нормативы, они используются при  проектировании и экологической  экспертизе проектов строительства  новых и реконструкции действующих  предприятий, а также для экологического мониторинга.

 

4.Понятие и виды экологической сертификации, ее цель и задачи. Объекты экологической сертификации

Экологическая сертификация — это подтверждение соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.

В область сертификации входят: продукция и технологические процессы; отходы производства и потребления; природные ресурсы и объекты ОС; экологические услуги.

Примерами могут служить сертификация жилых помещений и зон, стройматериалов  и такого экологически значимого  объекта, как автомобильные дороги. Сертификация предусматривает учёт множества показателей, включая  анализ воздействия транспортных путей  на прилежащие экосистемы, биоту, трофические  цепи, а также выявление различных  химических и физических (в том  числе механических) патогенных агентов.

Экосертификация сходна с государственной  экологической экспертизой, однако, объекты сертификации – готовая  продукция (новая техника, материалы, вещества).

Виды экологической сертификации:

обязательная – означает, что государство берёт на себя защиту общественных интересов, связанных с обеспечением экологических интересов населения и охраны окружающей природной среды, рационального использования, охраны, воспроизводства природных ресурсов и в других предусмотренных законодательством случаях. Для проведения обязательной экологической сертификации Госкомэкологии РФ составляет и утверждает перечни объектов, подлежащих обязательной экосертификации. Порядок проведения сертификации определяется Правительством РФ;

добровольная – осуществляется в тех случаях, когда в законодательных актах РФ не предписана обязательная сертификация и проводится по инициативе заявителя-природопользователя или юридического лица, выполняющего распорядительные функции в области использования природных ресурсов, на основе договора между органом по сертификации и заявителем.

Информация о работе Экологическая регламентация и контроль качества окружающей среды