Экологическая регламентация и контроль качества окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:42, лекция

Описание работы

Качество жизни -термин в экологии человека, а также социологии, категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей — качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество образования, здравоохранения, сферы обслуживания, окружающей среды, структура рекреации, степень удовлетворения потребностей в объективной информации, содержательном общении, знаниях, творческом труде, уровень стрессовых состояний, структура расселения и т. п. Качество жизни, наряду с укладом и уровнем жизни, определяет условия образа жизни людей.

Файлы: 1 файл

ТЕМА 4.docx

— 329.52 Кб (Скачать файл)

7. Используя табл.4.5, учебник по экологии под ред. Денисова (Ростов – на – Дону, 2002 г., стр. 538-545), другую известную вам литературу охарактеризуйте способность зеленых насаждений в очистке воздуха городов и других населенных пунктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.5

Степень влияния озеленения на концентрацию

загрязняющих веществ  в воздухе (Мамин Р.Г., 2003 г).

 

Загрязняющее 

вещество

Концентрация загрязняющих веществ

мг/м3

 

1000м от

источника

 

1500 м от

источника

1500 м от

источника

в пределах 500м

«зеленой зоны»

Процент

снижения

уровня

загрязнения

Диоксид серы

0,27

0,14

0,08

22

Сульфиды

0,07

0,03

0,025

7

Оксиды азота

0,22

0,13

0,07

27


 

8. Пользуясь данными таблицы 4.6, рассчитайте размеры лесопарковой зоны г. Брянска, учитывая, что численность городского населения составляет 450 тыс. человек. Сделайте вывод о том, насколько г. Брянск отвечает требованиям ВОЗ по размерам лесопарковой зоны.

Таблица 4.6

Рекомендуемые размеры  лесопарковой зеленой зоны

в городах Российской Федерации (Мамин Р.Г., 2003 г).

 

Численность

городского населения, тыс. чел.

Размеры лесопарковой

зеленой зоны, га/1000 чел.

500–1000

250–500

100–250

До 100

25

20

15

10


Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что на 1 горожанина должно

 приходится 50 м2 городских зеленых насаждений и 300 м2 пригородных.

 

Рис. 4.1. Количество объектов, не отвечающих санитарно - эпидемиологическим требованиям  по уровню шума (%)

 

 

 

Таблица 4.7

 

Допустимые уровни шума на территориях различного

хозяйственного назначения

 

Наименование территории

Эквивалентный уровень шума, дБА

Днем с 7 до 23 часов

Ночью с 23 до 7 часов

Селитебная зона населенных мест

55

45

Реконструируемая жилая застройка

60

50

Территории жилой застройки вблизи аэропортов и аэродромов

65

55

Зоны массового отдыха и туризма

50

30–35

Санитарно-курортная зона

40–45

30–35

Территории заповедников и заказников

до 25

до 20


 

Рис.4.2. Количество промышленных предприятий, не отвечающих санитарно - эпидемиологическим требованиям    (%)

9.Используя данные таблицы 4.8, ранжируйте области по уровню радиационной загрязненности, на основе анализа укажите в каких из них более благоприятный временной прогноз по снижению загрязнения  территории радионуклидами.  Используя  литературу 9-11 , другие источники, изложите мероприятия по защите населения от радиационного загрязнения.   Как вы понимаете требования статьи 22  ФЗ РФ « О радиационной безопасности населения»- право граждан на радиационную безопасность, статья 27- обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности?

Таблица 4.8

Прогноз изменения площадей с различными уровнями радиационного загрязнения  местности  137Сs для наиболее  пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС областей России

                                      ( Израэль Ю.А. и др.,2001)

Область

Годы

 Площадь ( кв. км) с различными  уровнями радиоактивного загрязнения  местности, Ки \км2

>40

15-40

5-15

1-5

Брянская

1986

580

2070

2820

840

 

1996

310

1900

2700

6680

 

2006

40

1280

2650

4370

 

2016

-

850

2530

4220

 

2026

-

625

2700

4200

 

2036

-

190

2340

4000

 

2046

-

100

1500

4410

Калужская

1986

-

-

1440

3610

 

1996

-

-

1350

3400

 

2006

-

-

450

3400

 

2016

-

-

100

3190

 

2026

-

-

-

2680

 

2036

-

-

-

2290

 

2046

-

-

-

1900

Тульская

1986

-

-

1210

10560

 

1996

-

-

1150

10300

 

2006

-

-

440

8160

 

2016

-

-

150

7070

 

2026

-

-

-

5980

 

2036

-

-

-

4840

 

2046

-

-

-

3780

Орловская

1986

-

-

310

9440

 

1996

-

-

126

8300

 

2006

-

-

-

5310

 

2016

-

-

-

3000

 

2026

-

-

-

1950

 

2036

-

-

-

1300

 

2046

-

-

-

840


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие «мониторинг». Цели, задачи экологического, санитарно - эпидемиологического и других видов мониторинга.

 

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов

 Понятие и виды экологического мониторинга

Экологический мониторинг осуществляется в целях:

•наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

•оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

•потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений;

•формирования государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;

•обеспечения участия РФ в международных системах экологического мониторинга.

Существуют различные  виды мониторинга, выделяемые в зависимости от масштабов,системы мониторинга, - глобальный, национальный, региональный, локальный, от уровня измененности человеком окружающей среды - фоновый и импактный, от объекта мониторинга - собственно экологический, воздуха, вод, земли (почв), животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический.

Глобальный мониторинг осуществляется в соответствии с международными соглашениями ,системой станций наблюдения, расположенных в различных точках Земли, путем обмена полученных различными государствами данных в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, в том числе изменениями климата, создания системы данных, их распространения, прогноза развития свойств окружающей среды и их влияния на человека.

Национальный экологический  мониторинг осуществляется отдельными государствами в пределах своей территории. В России, Единая государственная система экологического мониторинга создана в 1993 г. Ее задачами являются: наблюдение за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в том числе , атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, оценка и прогноз изменений климата, водных ресурсов, трансграничного переноса загрязняющих веществ и т. д. В системе национального экологического мониторинга выделяются радиационный, комплексный фоновый, космический, а также государственный мониторинг континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Региональный экологический мониторинг -система наблюдений за состоянием окружающей среды в пределах административно-территориальной обособленной единицы (субъекта РФ) или части такой единицы либо частей нескольких субъектов РФ, характеризующихся общностью  природных процессов либо подвергающихся антропогенному воздействию из одних и тех же источников.

Локальный экологический  мониторинг осуществляется на обособленном производственном объекте (или его части), объекте правомерного природопользования, отдельном участке территории, постоянно или временно обладающем особым правовым статусом (например, в государственном заповеднике, в зоне экологического бедствия).

Фоновый мониторинг означает наблюдение за явлениями и процессами, происходящими  в окружающей среде, минимально затронутой вмешательством человека, и осуществляется станциями, расположенными в биосферных заповедниках. Из 99 существующих в РФ государственных природных заповедников 22 имеют международный статус биосферных (по соответствующим сертификатам ЮНЕСКО).

Импактный мониторинг (от англ, impakt - воздействие, влияние) -разновидность системы наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду в специально выделенных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повышенными экологическими рисками.

Социально-гигиенический  мониторинг - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека (естественной и искусственной), а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. Он проводится на уровнях: федеральном, субъектов РФ, муниципальных образований для формирования федерального информационного фонда данных на основе многолетних наблюдений за состоянием здоровья населения, физическими, химическими, биологическими и социальными факторами среды обитания, природно-климатическими факторами, за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов учреждениями санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Мониторинг животного  мира - государственная система регулярных наблюдений за распространенностью, численностью, видовым составом объектов животного мира, состоянием среды их обитания, в том числе за миграционными путями, иными факторами в целях сохранения биоразнообразия, научно обоснованного использования и охраны животного мира, предотвращения распространения эпизоотии и иных негативных последствий. Его разновидностью является отраслевой мониторинг водных биологических ресурсов, проводимый во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, в Каспийском и Азовском морях и т. п. Мониторинг атмосферного воздуха -система наблюдения за качеством атмосферного воздуха, количеством и составом содержащихся в нем вредных веществ и оказываемым на него антропогенным воздействием путем выбросов со стационарных и передвижных источников. Осуществляется путем забора проб воздуха и дождевой воды постоянными и мобильными станциями Росгидромета, санэпиднадзора, других субъектов.

Мониторинг водных ресурсов - наблюдение за качеством поверхностных вод, составом находящихся в них загрязняющих веществ, составом и количеством сбрасываемых в водные объекты сточных вод, осуществляемое химическими и биологическими (по водной флоре и фауне) методами с помощью проб, отбираемых периодически (ежемесячно) или сезонно.

Мониторинг земель - система базовых, периодических и оперативных наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием всех земель в РФ с целью выявления изменений, их оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, информационного обеспечения органов управления земельными ресурсами, а также владельцев земельных участков. Он осуществляется на федеральном, региональном и локальном уровнях Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами.

Радиационный мониторинг осуществляется ЕГАСКРО (Единой государственной автоматизированной системой контроля радиационной обстановки на территории РФ) для определения уровней радиоактивности средообразующих элементов (вод, воздуха, почв, растительности), ионизирующего излучения, количества и состава радиоактивных осадков.

 

2.Понятие  «благоприятная окружающая среда», «качество окружающей среды». Критерии  оценки качества окружающей среды.

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Качество Окружающей Среды -свойства окружающей среды, которые определяются как в результате объективных измерений параметров окружающей среды, так и с помощью субъективных оценок. К.о.с. определяется сравнением результатов измерений с официально установленными, максимально допустимыми значениями этих параметров.

Критерии  оценки качества окружающей среды.

Государственная экологическая экспертиза представляет собой систему государственных  природоохранных мероприятий, направленных на проверку соответствия проектов, планов и мероприятий в области народного  хозяйства и природных ресурсов требованиям защиты окружающей среды  от вредных воздействий.

Токсикологическая характеристика технологических  процессов требует обоснования  рекомендаций по такому изменению производства, чтобы уменьшить количество вредных  полупродуктов или побочных соединений или исключить их, и медико-технических  требований к планированию производственных помещений, аппаратуре, санитарно-техническому оборудованию, в том числе очистному  или рассеивающему, и – в случае необходимости – к индивидуальным средствам защиты. В основе этого  лежит установление предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ  в различных средах.

Информация о работе Экологическая регламентация и контроль качества окружающей среды