Экология и контроль состояния окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Ресурсы пресных вод и их использование. По обеспеченности водными ресурсами Республика Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях. Имеющиеся ресурсы природных вод вполне достаточны для удовлетворения как современных, так и перспективных потребностей страны в воде.

Содержание работы

Природные ресурсы Республики Беларусь.
Основные понятия и вопросы регулирования качества окружающей среды.
Мероприятия по охране растительного мира.
Организация природоохранной деятельности на предприятии.

Файлы: 1 файл

30 вар.docx

— 237.38 Кб (Скачать файл)

Экология и контроль состояния окружающей среды.

 

Контрольная работа №1.

 

Вариант 30.

 

Вопросы:

 

  1. Природные ресурсы Республики Беларусь.
  2. Основные понятия и вопросы регулирования качества окружающей среды.
  3. Мероприятия по охране растительного мира.
  4. Организация природоохранной деятельности на предприятии.

 

Ответы:

 

  1. Природные ресурсы Республики Беларусь

 

 

Состояние поверхностных  и подземных вод

Ресурсы пресных вод  и их использование. По обеспеченности водными ресурсами Республика Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях. Имеющиеся ресурсы природных вод вполне достаточны для удовлетворения как современных, так и перспективных потребностей страны в воде.

Водообеспеченность  на одного жителя Беларуси составляет 3,6 тыс. м3 , в том числе подземными водами 1,4 тыс. м3 . Это выше, чем в  Англии (2,6 и 1,0 со ответственно), Нидерландах (0,7 и 0,25) и Украине (1,0 и 0,2). А самые высокие показатели обеспеченности водой имеют Норвегия (89,0 и 27,5) и Россия (9,0 и 2,0).

Поверхностные водные ресурсы представлены, главным  образом, речным стоком, который в средние по водности годы составляет 57,9 км3 (таблица 2.1). Около 55% годового стока приходится на реки бассейна Черного моря и, соответственно, 45% – Балтийского. В многоводные годы общий речной сток увеличивается до 92,4 км3, а в аловодные (95% обеспеченности) снижается до 37,2 км3 в год.

Большая часть  речного стока (34 км3, или 59%) формируется  в пределах страны. Приток воды с территории соседних государств (России и Украины) равен 23,9 км3 в год (41%). Общий объем воды, аккумулированный в озерах республики, достигает 6-7 км3, а в 153 водохранилищах – 3,1 км3.

Пресные подземные  воды являются одним из наиболее ценных возобновляемых природных ресурсов. Они распространены на территории Беларуси повсеместно. Их естественные ресурсы составляют 15,9 км3 в год, прогнозные – 18,1 км3 в год, причем более половины из них гидравлически связаны с речными. Величина естественных и прогнозных ресурсов зависит от условий формирования подземных вод, которые наиболее благоприятны в центральной, северо-восточной и западной частях страны. Модули ресурсов подземных вод составляют здесь 250-350 м3/сут с км2, превышая на отдельных участках 400 м3/сут с км2. В северной, юго-западной и юго-восточной частях

республики прогнозные ресурсы  характеризуются сравнительно низкими  значениями модуля (100-200 м3/сут с км2).

По состоянию  на 2004 г. в стране разведано 256 месторождений  и участков подземных вод с  общими эксплуатационными запасами 6586 тыс. м3/сут, или 13% от суммы прогнозных ресурсов. Распределение ресурсов и  запасов подземных вод по бассейнам  основных рек представлено в таблице 2.2. Эксплуатируются в основном неглубоко  залегающие (50-200 м) водоносные горизонты, имеющие тесную гидравлическую связь с вышележащими горизонтами подземных вод и поверхностными водотоками.

Наиболее  крупные месторождения подземных  вод с разведанными запасами более 40-50 тыс. м3/сут расположены в районах крупных промышленных центров и населенных пунктов Минской, Гомельской, Витебской и Гродненской областей.

Использование природных  вод. Начиная с 90-х годов прослеживается тенденция к снижению объемов забора воды как из поверхностных, так и подземных источников. Использование воды на хозяйственно-питьевые нужды остается основной составляющей в использовании свежей воды по республике. Вместе с тем, потребление питьевой воды на душу населения по городам республики существенно выше, чем в большинстве стран Европы (120-150 л в сутки). Наибольшее удельное водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды отмечено в гг. Минск, Гродно, Могилев, Гомель и Бобруйск. Снижение потребления объясняется процессом упорядочения приборного учета объемов забираемой и передаваемой потребителям воды в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), а также усилением позитивных тенденций ресурсосбережения. Выпуски сточных вод имеют 2960 предприятий, в том числе 387 предприятий имеют выпуски сточных вод непосредственно в поверхностный водный объект (456 выпусков). За пределы водного объекта поступают сточные воды от 3500 выпусков. Без изъятия воды из водных объектов используют поверхностные водные ресурсы гидроэнергетика (6 тыс. кВт установленной мощности), рыбное хозяйство (1100 прудов), водный транспорт (протяженность рек и каналов с гарантированными глубинами - 2,5 тыс. км2). Основную часть отводимых вод составляют нормативно-очищенные воды, 76 % из которых образовано в сфере ЖКХ и бытового обслуживания (737 млн. м3), причём на бытовое обслуживание из них приходится всего 2,47 млн. м3.

Загрязнение рек сточными водами и  качество поверхностных вод. В целом по республике количество загрязняющих веществ в составе сточных вод, поступивших в водные объекты, изменилось незначительно. Сохранилась тенденция снижения сбросов органических веществ, нефтепродуктов, взвешенных веществ, азота аммонийного, меди. Некоторое увеличение объема сброса произошло только по азоту нитратному и нитритному. В небольших количествах в реки и водоемы были сброшены свинец, кобальт, фториды, молибден, фенолы.

Основное  количество сточных вод, имеющих  загрязняющие вещества, формируется в сфере ЖКХ (74,6% суммарного объема сточных вод, содержащих загрязняющие вещества). В их составе содержится 91,8% всего сбрасываемого в реки азота аммонийного, 94,4% азота нитритного, 90% фосфатов, 89% органических веществ, 88% СПАВ, 87% хлоридов и нефтепродуктов, 83% взвешенных веществ и 57% сульфатов. На очистных сооружениях 98 городов очищается 94% всех сброшенных в водные объекты сточных вод республики. Современная система канализации предусматривает, как правило, совместную очистку сточных вод промышленных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства городов Беларуси на единых очистных сооружениях. В сельском хозяйстве за счет больших объемов сброса сточных вод главным поставщиком загрязняющих веществ, отводимых в реки и водоемы в составе сточных вод, является прудовое рыбное хозяйство. На его долю приходится около 100% фосфатов, 96% сбрасываемого в водные объекты железа общего и взвешенных веществ, 86% сульфатов, 83% хлоридов, 81% органических веществ и 67% азота аммонийного от общего количества загрязняющих веществ, образующихся в отрасли. Среди локальных источников загрязнения поверхностных вод выделяются областные центры, на долю которых приходится 68% общей нагрузки по тяжелым металлам (никель, железо, цинк, хром), 64% по взвешенным веществам, 58% по соединениям азота (аммонийному, нитратному и нитритному), 63% по нефтепродуктам, 54% по органическим веществам. Самым мощным локальным источником воздействия на поверхностные воды как по объему сбрасываемых сточных вод, так и по количеству содержащихся в них загрязняющих веществ является г. Минск. Наибольшую нагрузку сточными водами испытывают следующие участки рек: р. Свислочь ниже г. Минск, р. Уза ниже г. Гомель, р. Днепр ниже г. Могилев, р. Неман ниже г. Гродно, р. Случь ниже г. Солигорск, р. Западный Буг ниже г. Брест, р. Западная Двина ниже г. Витебск и ниже г. Новополоцк, р. Березина ниже г. Бобруйск, р. Припять ниже г. Мозырь.

Состояние подземных вод. В республике организована обширная сеть наблюдательных скважин для изучения уровней и качества подземных вод. Анализ результатов режимных наблюдений свидетельствует о том, что снижение уровней подземных вод на большинстве групповых водозаборов не превышает допустимых значений, принятых при подсчете эксплуатационных запасов месторождений. Практически все водозаборы работают в условиях установившегося или близкого к нему режима фильтрации. Вместе с тем, многолетняя и интенсивная эксплуатация подземных вод групповыми водозаборами в крупных промышленных центрах (Минск, Гомель, Гродно, Барановичи и др.) привела к формированию обширных депрессионных воронок в эксплуатируемых водоносных горизонтах. Так, в Минском районе в результате взаимодействия нескольких групповых водозаборов образовалась депрессионная воронка диаметром более 40 км и понижением в центральной части 25-30 м.

Сосредоточенный отбор подземных вод крупными водозаборами вблизи малых рек оказывает на их сток существенное влияние. Так, например, под влиянием минских водозаборов подземных вод нарушен сток в верховьях рек Цна, Лошица, Слепянка, Волма, Тростянка и Сенница. Качество пресных подземных вод не всегда удовлетворяет санитарногигиеническим требованиям. Наиболее характерным для отдельных регионов Беларуси является повышенное содержание в подземных водах железа (до 2-5 мг/дм3 и более при уровне ПДК = 0,3 мг/дм3) и связанные с этим повышенные мутность и цветность воды. Иногда отмечается повышенное содержание марганца (до 0,3-0,8 мг/дм3 при ПДК = 0,1 мг/дм3). Для большей части пресных подземных вод характерен дефицит фтора и йода. В последние десятилетия на значительной территории наблюдается ухудшение качества подземных вод под влиянием антропогенных факторов, главным образом, сельскохозяйственного, коммунально-бытового и промышленного. Опасные уровни загрязнения подземных вод формируются в пределах крупных полигонов твердых бытовых отходов, очистных сооружений и полей фильтрации.

Воды, являясь  важнейшим компонентом природной  среды, используются и охраняются в  республике как основа жизнедеятельности  человека и функционирования природных  систем. Основная ответственность за управление водными ресурсами в  стране возложена на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Оно ведет государственный контроль за использованием и охраной водных ресурсов, разрабатывает законодательные акты, стандарты и мероприятия в области использования и охраны водных ресурсов, выдает разрешения на специальное водопользование.

Эти разрешения составляют важную основу управления водными ресурсами, поскольку регламентируют объемы забора свежей воды и качество сбрасываемых сточных вод промышленными предприятиями и различными коммунальными службами; предусматривают взимание платежей за загрязнение и забор воды. Правовую основу управления водными ресурсами составляет Водный кодекс Республики Беларусь (15.07.1998 г.), который охватывает широкий круг вопросов, направленных на рациональное использование и охрану водных ресурсов.

Политика  государства в отношении водных ресурсов ориентирована на улучшение  сложившейся в стране ситуации с  использованием и охраной поверхностных  и подземных вод. Предпринимаются шаги, направленные на строительство и улучшение систем водоснабжения и очистных сооружений, а также другие меры в области охраны водных ресурсов. В 2002 г. Минприроды разработало и утвердило в Совете Министров «Положение о водоохранных зонах и прибрежных полосах больших и средних рек», про-

вело большую работу по установлению водоохранных зон для  малых, средних и больших

рек, для наиболее крупных  озер и водохранилищ.

 

Земельные ресурсы и почвы

Структура и почвы земельного фонда.  Земельные ресурсы и их важнейший компонент – почвы являются основным природным и национальным богатством Беларуси, от эффективности использования и охраны которого во многом зависит социально-экономическая и экологическая ситуация в стране.

Специфическая черта земли заключается в  ее многофункциональности. Земля является всеобщим материальным условием производства, служит пространством для размещения отраслей хозяйственного комплекса, поселений, инфраструктуры, ведения сельского и лесного хозяйства, выступает составной и неотъемлемой частью природных систем. Слагающие её почвы обладают уникальным свойством плодородия – способностью производить биомассу. Сохранение почвы и ее рациональное использование является одним из приоритетных направлений природоохранной политики.

На территории Беларуси имеются разнообразные  типы почв: дерново-подзолистые, дерново-подзолисто-заболоченные, дерновые и дерново-карбонатные, дерновые и дерново-карбонатные заболоченные, торфяно-болотные и пойменные (аллювиальные). Их гранулометрический состав различается, что обусловлено многообразием генезиса почвообразующих пород, представленных моренными, водно-ледниковыми, озерно-ледниковыми, эоловыми, озерно-болотными и аллювиальными отложениями. Наиболее пригодными для сельского хозяйства являются легко- и среднесупесчаные почвы, которые имеют сравнительно устойчивый водные режим и высокий запас питательных веществ. На супесчаных почвах, почти половина которых подстилается суглинками и глинами с глубины до 1 м, урожаи значительно снижаются. Самым низким плодородием характеризуются песчаные почвы.

Среди сельскохозяйственных земель глинистые и тяжелосуглинистые  почвы занимают 0,4%, средне- и легкосуглинистые 20,1%, супесчаные – 45,6%, песчаные – 21,2%, торфяные – 12,7%. Степень увлажнения – один из важнейших факторов, который обуславливает качественный состав сельхозугодий, особенно пахотных. Удельный вес переувлажненных почв среди них составляет 51,3%. По административным областям этот показатель колеблется от 43,8% в Гродненской области до 64,3% в Витебской.

Сельскохозяйственные  земли отличаются различной степенью увлажнения. Так, автоморфные (нормально  увлажненные почвы) составляют 34,9 %, слабоглеевые (временно избыточно увлажненные) – 22,9%, глееватые – 21,4%, глеевые – 7,0%, болотные – 13,8%. Территория Беларуси отличается значительным распространением торфяно-болотных почв. Размещение последних в пределах отдельных регионов республики неравномерно. Общая площадь торфяных болот до начало их интенсивного освоения составляла 2,9 млн. га, или 14% территории республики. Основная часть низинных торфяно-болотных почв сконцентрирована в Белорусском Полесье.

По данным государственного земельного кадастра (на 01.01.2005), общая  площадь

земель Республики Беларусь составляет 20759,8 тыс. га. Структура земельного фонда по

основным видам земель выглядит следующим образом:

 

Рис. Структура земельного фонда Республики Беларусь (площадь  тыс. га): 1 – земли сельскохо-

зяйственных организаций, крестьянских хозяйств и граждан; 2 – земли  запаса; 3 – земли государственных

лесохозяйственных предприятий; 4 – земли общего пользования  в населенных пунктах; 5 – земли  промыш-

ленности, транспорта, обороны, связи и иного назначения; 6 –  земли предприятий, организаций, учреждений

природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко–культурного назначения; 7 – земли, заня-

тые гидротехническими и  другими водно-хозяйственными сооружениями.

 

Анализ динамики земельного фонда с 2001 по 2004 год выявил основные тенденции изменения площади земель по видам их использования:

1) постепенное сокращение  площади сельскохозяйственных, в  том числе пахотных

земель (соответственно 32,1 тыс. га и 53,3 тыс. га в год);

2) устойчивый  рост площадей лесных земель  и земель, покрытых древесно-кустарниковой растительностью (на 62,6 тыс. га в год);

3) очень медленный  рост количества земель под  водными объектами и земель  под дорогами и иными транспортными путями (соответственно 0,72 тыс. га и 0,895

тыс. га в год);

4) постепенное  сокращение количества нарушенных, а также неиспользованных и других земель (соответственно 3,4 тыс. га и 23,9 тыс. га в год);

Основные экологические угрозы для земель и почв. Одной из актуальных экологических проблем Беларуси является охрана и устойчивое неистощимое использование земель. Деградация земель в различных ее формах обусловлена как природными факторами, так и деятельностью человека, несоблюдением норм и правил рационального использования и охраны. Применительно к природнотерриториальным условиям и особенностям хозяйственного использования деградация земель/почв проявляется в следующих основных формах:

Информация о работе Экология и контроль состояния окружающей среды