Экологическая Экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 01:23, творческая работа

Описание работы

Важным этапом в формировании экологического законодательства явилось принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, которая определила равноправие различных форм собственности (государственной, муниципальной и частной) на землю и иные природные ресурсы, а также право граждан на благоприятную окружающую среду. После принятия Конституции РФ cформировалось новое экологическое законодательство Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Экологическая экспертиза.docx

— 34.93 Кб (Скачать файл)

2.                                Оценка соответствия экологическим стандартам экспортируемых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, или соответствия названным стандартам уже осуществляемой деятельности, обеспечение государственного экологического контроля за качеством подготовки инициатором (заказчиком) проектов решений о развитии намечаемой им деятельности, а также подготовка объективных, научно-обоснованных выводов (заключений) и своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы.

3.                                Информирование всех заинтересованных  лиц (в т.ч. общественности) о возможных неблагоприятных воздействиях на окружающую

природную среду и связанных  с ними социальных, экономических  и иных

последствиях намечаемой деятельности в целях нахождения баланса интересов и

компромиссного решения  для снятия возникающих социально-психологических

напряжений и предотвращения конфликтов на данной почве (задачи ОЭЭ).

 

Принципы экологической  экспертизы в действующем российском законодательстве

довольно хорошо проработаны и закреплены в Законе «Об охране окружающей

природной среды», выделяющем среди них принципы: обязательности,

научной обоснованности, независимости  в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности, а также в законе «Об экологической экспертизе», добавляющем принципы презумпции потенциальной

экологической опасности и приоритета экологической безопасности,

комплексности оценки, достоверности  и полноты информации, гласности,

ответственности. Кроме того, в неявном виде существует и действует принцип

«платности» экологической  экспертизы.

 

Виды  и типы экологической экспертизы                  

Виды и типы экологической  экспертизы в законодательстве России определены два вида ЭЭ — государственная и общественная. Что касается типов ЭЭ, то в России они законодательно пока не закреплены, но могут быть классифицированы по типу объекта, субъекта и этапа проводимой экспертизы.

Существуют и специфические  типы ЭЭ (при приватизации, страховании,

инвестиционной деятельности и т.д.).

Не вдаваясь в подробности  типов объектов экспертизы, можно  выделить 3

основных группы «по типу объекта»: ЭЭ предплановых, предпроектных и проектных

материалов. Классификация по типу субъекта, уполномоченного проводить

экспертизу, приводит к отраслевому рассмотрению и ведомственному

согласованию как предварительному этапу экспертизы. Учитывая, что  по

российскому законодательству таких ведомств и федеральных  служб, имеющих

(кроме Госкомэкологии России) отношение к экологической экспертизе и частным

оценкам в данной области, насчитывается около десяти, следует отметить, что

и типов ЭЭ в этом случае оказывается также довольно много

Отнесение типа ЭЭ к этапам хозяйственной деятельности ещё более сложно, т.к.

таких этапов может быть около шестиста (600) (планирование, проектирование,

строительство, выпуск оборудования, штатное или аварийное осуществление

деятельности и, наконец, её прекращение или ликвидация материальной

структуры этой деятельности). Типизация экспертиз усложнена тем, что на

каждом этапе деятельности одновременно или последовательно могут проводиться

несколько мероприятий, несущих  в себе экспертные функции:

экомониторинг и предварительный экоаудит, экологическое обоснование, ОВОС и

собственно ЭЭ (государственная  и/или общественная), а также постаудит. В

итоге получается матрица «парных» типов ЭЭ, например, «ОВОС проекта», или

«ГЭЭ программы ликвидации (перепрофилирования и т.д.) предприятия», или

«экоаудит документации по приватизации предприятия» и т.д.

 

Субъекты  государственной экологической  экспертизы

Субъектами государственной  экологической экспертизы закон  определяет

«государственные органы и экспертные комиссии...», а в  законе «об охране окружающей среды» уточняются их полномочия на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации и вводится понятие «специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы» (ст. 13). Таковыми по закону являются: «федеральный специально уполномоченный на то государственный орган в области охраны окружающей природной среды — Госкомэкологии России и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы, и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения ГЭЭ».

При изменении условий  природопользования в процессе проектирования или по

истечении срока действия согласований необходимо провести дополнительные

согласования этих изменений  до представления материалов в территориальные

органы государственной  экологической экспертизы.

Закон «Об экологической  экспертизе», рассматривая субъекты ЭЭ, определяет

понятия «экспертная комиссия государственной экологической экспертизы» (ст.

15) и «эксперт государственной ЭЭ» (ст. 16). Кроме того, этот же закон

закрепляет конкретные полномочия в области ЭЭ Президента, Федерального

Собрания, Правительства, а  также органов судебной власти РФ (ст. 5),

определяет вопросы ведения  субъектов РФ (ст. 6), а также полномочия, права и

обязанности федерального и территориальных специально уполномоченных

государственных органов  в области экологической экспертизы (ст. 7 и 8).

Заказчиком является властная государственная структура, наделенная

соответствующим правом назначать  подобную ЭЭ или проводить ОВОС.

Подрядчиком (исполнителем) может являться НИИ или подобное ему учреждение,

которому будет поручено провести экспертизу (или ОВОС). Обычно исполнителем

ЭЭ является самостоятельная  экспертная комиссия, подобранная территориальным

или федеральным органом Госкомэкологии России и утвержденная им.

Потребителем следует  считать организацию (предприятие, учреждение), объекты

или документы которой стали предметом экспертного анализа, а также население.

В ходе дальнейшего развития экспертного процесса, например, при  назначении

дополнительной или повторной  экспертизы, обжаловании заключения экспертной

комиссии, т.е. при расширении круга эколого-экспертных отношений, число

субъектов и их виды могут  меняться. В соответствии  с этим в самом широком

смысле в качестве субъектов  ЭЭ можно рассматривать следующие:

—  работников государственных  органов контроля и надзора, а  также других

организаций и учреждений, выявляющих первичную информацию о нарушениях

законов, норм, правил и стандартов в отношении уже действующих  объектов

экологической экспертизы или аудита (ЭА);

—  представителей научно-исследовательских  и проектных организаций, не

входящих в состав экспертных комиссий, но создающих те самые материалы и

документы, подлежащие экспертизе (экологические обоснования и/или  материалы

ОВОС);

—  персонал, работающий на действующих объектах, подлежащих ЭЭ или ЭА и

широкая общественность, проводящие ОЭЭ или участвующие в ГЭЭ  в качестве

наблюдателей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня экологическая экспертиза в России является одним из наиболее

эффективных управленческих рычагов  рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института. В общих чертах они публикуются в

ежегодных  Государственных докладах о состоянии окружающей природной среды

Российской Федерации и специализированном журнале. Одной из главных

«внутренних» сложностей в осуществлении  экспертных оценок является несколько

субъективный их характер и трудности  с количественной интерпретацией

оцениваемых экологических параметров ОС. Задачи оценки неоднородности

экспертной группы, получения групповой количественной экспертной оценки с

учетом коэффициентов компетентности экспертов и коэффициентов относительной

важности оцениваемых показателей воздействия планируемой деятельности на

окружающую среду решаются методами математико-статистического системного

анализа и прогноза, составляющих основу информационного обеспечения

экологической экспертизы и ОВОС.

К числу «внешних» трудностей и  нерешенных проблем ЭЭ и ОВОС, характерных  не

только для РФ, но и других стран, относятся: их нормативно-процедурные

различия и сложности в адаптации международных правил в этой области к

национальным природоохранным  законодательствам. Часто мешают слишком

длительные сроки экспертиз, снижающие  их эффективность. Самым узким местом ЭЭ остается «внутренняя» проблема оценки качественных параметров ОС, не только

реальных, но, главное, прогнозируемых.

Наименее изученной областью экологической  экспертизы является общественная

ЭЭ, декларированная, но мало чем обеспеченная в России. Данный вопрос

требует исследований и разработок, соответствующих нормативно-методических

документов.


Информация о работе Экологическая Экспертиза