Требования к современным складам и их размещению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Современный крупный склад — это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом, возможное многообразие параметров, технологических и объемно-планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры грузов, перерабатываемых на складах, относит склады к сложным системам.

Файлы: 1 файл

требование к современным складам.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

 

Классификация складов по видам  продукции (материальных потоков)

 

 Склады сырья, материалов, комплектующих, незавершенного производства, готовой продукции, тары, остатков и отходов, инструментов.

 

Классификация складов по форме  собственности

 

 Собственные фирмы, коммерческие, арендуемые, государственных или  муниципальных предприятий. 

 

Классификация складов по функциональному (распределительному) назначению

 

 Склады подсортировочные, распределительные,  сезонного или длительного хранения, транзитно-перевалочные (грузовые терминалы), снабжения производственных процессов. 

 

Классификация складов по отношению  к участникам логистической системы (фирмам)

 

 Склады производителей, торговых  компаний, торгово-посреднических компаний, транспортных компаний, экспедиторских  компаний, логистических посредников. 

 

Классификация складов по товарной специализации

 

 Склады специализированные, неспециализированные, универсальные, смешанные.

 

Классификация складов по технической  оснащенности

 

 Склады частично-механизированные, механизированные, автоматизированные, автоматические.

 

 Частично механизированные, где  большая часть операций технологического процесса выполняет с использованием средств малой механизации – ручные тележки, гидравлические тележки и т.д. или вручную.

 

 Механизированные склады, на  которых основная часть операций  выполняется с помощью средств  механизации. В закрытых помещениях, как правило, с применением напольного безрельсового транспорта, а на открытых площадках - бензиновыми, газовыми и дизельными автопогрузчиками, мостовыми и козловыми кранами и т.п. Некоторые операции – приемка и комплектация – могут осуществляться с использованием средств малой механизации или даже вручную.

 

 Автоматизированные склады  выполняют ряд операций (транспортировка,  складирование) с помощью автоматизированных  средств (автоматизированные стеллажные  краны-штабелеры, робокары и т.п.), а остальные - с применением различных средств механизации.

 

 Автоматические склады –  это те, где все операции выполняются  с помощью автоматизированных  технических средств. 

 

Классификация складов по виду складских  зданий (сооружений)

 

 По техническому устройству: открытые площадки, площадки под навесом, полузакрытые площадки, закрытые сооружения.

 

 По этажности: многоэтажные, одноэтажные, высотой до 6м, высотные, высотностеллажные до 10м, с перепадом  высот. 

 

 Классификация складов по  наличию внешних транспортных связей

 

 Склады с причалами и рельсовыми  подъездными путями, с рельсовыми  подъездными путями, с автодорожным  подъездом.

 

4. Эффективность функционирования  складов

 

 Эффективное функционирование  складов в системе логистики,  независимо от их назначения и вида деятельности, возможно лишь при успешном решении целого ряда основных проблем. К таким проблемам, с которыми сталкиваются малые предприятия при создании складского хозяйства и при рационализации действующих складов, можно отнести:

 

 • выбор между собственным складом и складом общего пользования;

 

 • выбор места расположения  склада;

 

 • определение вида и размера  склада;

 

 • разработка системы складирования. 

 

 Выбор между собственным  складом и складом общего пользования. 

 

 Одно из важнейших решений, которое должно принять малое предприятие в сфере складского хозяйства, — это выбор организационной формы управления складом. Фирма должна выбирать: иметь собственный склад или воспользоваться услугами склада общего пользования, арендовав в нем требуемые площади. Возможно использование и третьего варианта — аренда всего склада с обслуживающим складским оборудованием (лизинг) за ежегодную плату. Однако такой вариант близок к приобретению склада, поскольку все затраты на обслуживание склада ложатся на фирму и может быть рассмотрен как первый вариант.

 

 Надо отметить, что склады  производственной логистики должны  являться собственностью фирмы  и располагаться в непосредственной  близости от производственного  процесса. Наиболее актуально проблема  владения складом стоит в снабженческой и распределительной логистике. Решение этой проблемы должно быть направленно на поиск компромиссов. Например, возможна комбинация использования собственного склада и склада общего пользования. Это становится особенно привлекательным и экономически выгодным решением, обеспечивающим минимальные общие издержки, при условии расширения рынка сбыта в различных регионах, а также в случае сезонного спроса на товар. Ключевым фактором влияющим на выбор склада является объем складского товарооборота. Предпочтение собственному складу отдается при стабильно большом объеме складируемой продукции и высокой оборачиваемости. При этом стабильность имеет первостепенное значение. Другим определяющим фактором является рыночное пространство: чем выше концентрация потребителей в регионе сбыта, тем целесообразнее организация собственного склада. Наряду с плотностью рынка сбыта необходимо учитывать постоянный спрос на товар.

 

 Немаловажное значение при  выборе имеет конкуренция. Чем  выше конкуренция при обслуживании покупателей, тем важнее такие факторы, как обеспечение необходимых (и даже специальных) условий хранения продукции и контроля за ее запасами, гибкая политика в оказании предлагаемых клиенту услуг. Все это достижимо лишь на собственных складах. Располагая же складом общего пользования, руководство фирмы может оперативно корректировать стратегию сбыта с целью укрепления своих активных позиций в конкурентной борьбе.

 

 К складам общего пользования  малому предприятию следует обращаться  при низких объемах товарооборота или при хранении товара сезонного спроса. В снабженческой и распределительной логистике (в тех случаях, когда на первое место выходят требования частой поставки мелкими партиями при строгой гарантии ее выполнения) многие фирмы стремятся воспользоваться услугами складов общего пользования, которые максимально приближены к потребителям. Это приобретает особое значение при работе „поставщик — потребитель“ на основе использования системы „точно в срок“. Складам общего пользования также отдается предпочтение, когда фирма внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен.

 

 Многие малые предприятия  в начальной стадии своей деятельности  из-за отсутствия финансовых возможностей  также пользуются мощностями складов общего пользования.

 

 Склады общего пользования  имеют следующие преимущества:

 

 • не требуются частные  инвестиции в развитии складского  хозяйства; 

 

 • сокращаются финансовые  риски; 

 

 • увеличивается гибкость  требуемой складской площади  (можно изменить арендованные мощности и сроки их аренды);

 

 • отпадает необходимость  в подборе квалифицированных  кадров и ответственности по  управлению запасами.

5. Технологический процесс на  складе

 

 При разработке проекта склада  уделяется большое значение организации технологического процесса. Идеальной можно считать ситуацию, когда разработка комплексного проекта склада производится одновременно или раньше проектирования складского здания, поскольку выбор технологии работы склада в значительной степени определяется параметрами и планировкой здания.

 

 При разработке технологических  операций учитываются прежде  всего данные по интенсивности  грузопотока, внутри складскому  перемещению. На этом этапе  разрабатываются и документируются:  концепция функционирования склада; основные и вспомогательные бизнес-процессы; технологические карты, процедуры; информационные потоки; производится расчет необходимого складского оборудования.

 

5.1.Складской технологический процесс  и его составные части

 

 Логистические функции складов реализуются в процессе осуществления отдельных логистических операций. Функции разных складов могут существенно отличаться друг от друга. Соответственно будут различны и комплексы выполняемых складских операций. В широких пределах варьируются и способы выполнения однородных операций. Совокупность складских технологических операций составляет внутри складской технологический процесс. При проектировании внутри складского технологического процесса устанавливают:

 

- содержание каждой операции;

 

- продолжительность выполнения;

 

- место, время и очередность  выполнения;

 

- технические  средства, с помощью которых выполняются  операции;

 

- способ  выполнения т.п.

 

 Современный  склад выполняет огромный объем  логистических операций, предоставляя  клиенту возможность выбора широкого спектра логистических услуг по складированию, грузопереработке, упаковке, транспортировке, информационным и др. услугам.

 

 Систематизация  всех видов работ и операций  на основе принципа последовательности  их выполнения производится в  технологических картах. Технологические карты разрабатываются с учетом конкретных условий и могут иметь вид таблиц, графических схем или текстовых документов.

 

 На продолжительность  и характер складских операций  оказывают влияние следующие  факторы:

 

- объем поступления и отпуска;

 

- размеры  товарных запасов;

 

- условия  транспортировки (вагон, контейнер,  автомобиль);

 

- ассортиментная  структура товарооборота и способ  упаковки товаров;

 

- габариты, вес товаров, тарных мест;

 

- условия и порядок хранения;

 

- площадь склада, состав помещений,  их планировка, размеры конструктивных  элементов, ширина проходов;

 

- габариты складских помещений;

 

- наличие технологического оборудования, его виды.

 

 Рациональная организация внутри  складского процесса основывается на соблюдении следующих основных принципов:

 

- механизации  и автоматизации технологических  операций;

 

- оптимального  использования площади и емкости  помещений;

 

- организации  сквозного товарного потока;

 

- планомерности  и ритмичности складских работ;

 

- полной  сохранности товаров.

 

 Остановимся  на характеристике отдельных,  наиболее распространенных операций.

 

5.2.Организация  разгрузки и транспортировки  товаров (грузов) к месту приемки.

 

 Поступивший  транспорт с товарами должен  быть в кратчайшие (нормативные) сроки разгружен и принят. Быстрота выполнения разгрузочных операций зависит от наличия и применения необходимого подъемнотранспортного оборудования (авто- и электропогрузчиков, грузовых тележек, и т. п.) и четкой организации работ по разгрузке транспорта. Одним из ключевых параметров для оптимизации процесса, связанного с транспортировкой, погрузо-разгрузочными работами и последующим складированием, является грузовая единица - некоторое количество товаров, которое погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу и которая своими параметрами связывает технологические процессы на различных участках логистической цепи в единое целое.

 

 Правильно  сформированная грузовая единица  позволяет обеспечить:

 

- высокую степень сохранности  грузов;

 

- сравнительно низкие затраты  труда;

 

- эффективность выполнения погрузо-разгрузочных  работ за счет их комплексной  механизации и автоматизации;

 

- возможность перегрузки без  переформирования;

 

- безопасность выполнения складских  работ.

 

 В настоящее  время во все более расширяющемся масштабе для основной массы потребительских товаров применяется унифицированная тара. Ее применение сокращает трудоемкость погрузо-разгрузочных работ, повышает качество хранения и эффективность поиска и, что главное, позволяет достичь высокого уровня механизации и автоматизации.

 

 Применяемая  в настоящее время унифицированная  тара в зависимости от ее  предназначения может быть весьма  разнообразной. Классификацию данной  тары можно найти в современной  литературе.

 

 Согласованные размеры грузовых единиц, а также оборудование для их обработки позволяет эффективно использовать материально-техническую базу различных участников процесса на всех этапах движения материального потока.

 

 В качестве основания (платформы)  для формирования грузовой единицы, как правило, используются стандартные европоддоны, для автотранспорта, например, их размер 1200х800 или 1200х1000 мм. Исходя из этих размеров и определен базовый модуль упаковки. В настоящее время существуют различные компьютерные программы, которые с одной стороны позволяют, зная параметры товара, подлежащего упаковке, его физические характеристики, определить размеры потребительской упаковки, размеры транспортной тары и определить рекомендуемые варианты установки груза на поддон.Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием - т. е. связыванием грузовой единицы и поддона в единое целое.

 

 На практике применяют различные  методы пакетирования грузовых  единиц, такие как обандеролирование стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др. Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки.

 

 Современные системы складирования  во все более широких масштабах  ориентируются также и на применение  контейнеров. По определению,  данному Международной организацией  по стандартизации (ISO), контейнер  - это элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и вместимость не менее 1 м3. Контейнеры, пригодные для затаривания продукции различного типа, называются универсальными, а предназначенные для одного типа или одного наименования продукции - специальными.

Информация о работе Требования к современным складам и их размещению