Регистрация предприятий с иностранными инвестициями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе был рассмотрен порядок осуществления регистрации предприятий с иностранными инвестициями, существующий в Республике Беларусь.
Работа содержит в себе основополагающие нормы, регулирующие данную проблематику.
Кроме того, в работе рассмотрены перспективы развития процесса привлечение в национальную экономику средств иностранных инвесторов (рассмотрена Программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь до 2010 года).

Файлы: 1 файл

хозяйственное право.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии со статьей 82 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе иметь дочерние и зависимые общества, а также создавать филиалы и представительства на территории Республики Беларусь и за ее пределами с соблюдением условий, предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь и соответствующим законодательством иностранных государств.

Филиалы и представительства коммерческих организаций с иностранными инвестициями действуют на основании положений  о них, утверждаемых коммерческими  организациями с иностранными инвестициями. На территории Республики Беларусь филиалы и представительства коммерческих организаций с иностранными инвестициями не являются юридическими лицами.

Представительство не является юридическим лицом, а  представляет собой обособленное структурное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, через которое осуществляются представительские и другие не противоречащие законодательству Республики Беларусь функции в интересах иностранного юридического лица.

 
Представительства инофирм могут быть открыты в  целях:

  • осуществления деятельности от имени и по поручению представляемой им инофирмы, название которой указано в разрешении на открытие представительства, в том числе;
  • изучения товарных рынков Республики Беларусь;
  • изучения возможностей для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, создания иностранных и совместных предприятий; 
  • содействия развитию торгово-экономических связей между странами; 
  • представления и защиты интересов фирмы.

 

Представительства иностранных фирм открываются на срок до трех лет с возможностью последующего продления деятельности на этот же срок при условии обращения в Министерство иностранных дел Республики Беларусь не позднее одного месяца до истечения срока действия разрешения на открытие представительства.

В Республике Беларусь взимается регистрационный сбор:

  • за выдачу разрешения на открытие представительства в размере 2 000 долларов США;
  • за выдачу разрешения на продление срока деятельности представительства в размере 1 000 долларов США;
  • с юридических лиц - резидентов государств - участников СНГ - соответственно 1 тысяча долларов США и 500 долларов США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года

 

Инвестиционный процесс  является одним из основных факторов функционирования экономической системы, определяющих возможности технологического развития и эффективность материального  производства. Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и внешние инвестиции, и прежде всего на источники самофинансирования организаций.

Национальная программа  привлечения инвестиций в экономику  Республики Беларусь на период до 2010 года разработана по поручению Совета Министров Республики Беларусь. Программа определяет условия формирования благоприятного инвестиционного климата, главные направления и механизмы привлечения отечественных и иностранных инвестиций. При ее разработке учтены результаты выполнения мероприятий, утвержденных в 1996 г. в рамках Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, а также принятые в последующие годы нормативные правовые акты, ключевые положения Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г., Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы.

В Национальной программе  определены состояние инвестиционной сферы, цель и задачи инвестиционной политики, механизмы стимулирования внутренних и привлечения иностранных инвестиций, обоснована система мероприятий правового и организационно-экономического характера, определена потребность в инвестициях в экономику Республики Беларусь.

Несмотря на положительные достижения последних лет - рост ВВП и стабилизацию промышленного производства, снижение инфляционных процессов, ужесточение денежно-кредитной политики, переход на средний курс рубля на всех сегментах валютного рынка, выход большинства отраслей народного хозяйства на уровень 1990 г. - в развитии экономики имеют место негативные тенденции. Объективной реальностью является низкий уровень инвестиций, недостаточный даже для простого воспроизводства основных производственных фондов республики. Прирост ВВП опережает прирост инвестиций на фоне ускоряющегося износа основных производственных фондов, падения рентабельности. За высокими темпами инвестиций в 1997 и 1998 гг. (120 и 125%) последовал спад до 92% в 1999 г., некоторый рост в 2000 г. - 102% и снижение в 2001 г. - 93,9 %. Динамика инвестиций по отношению к 1990 г. представлена на рис. 1.

Удельный вес инвестиций по объектам непроизводственного назначения в 2001 г. составил 39,5% в общем объеме инвестиций при опережающем росте  нового жилищного строительства (61% в непроизводственном строительстве в 2001 г. при 49% в 1995 г.). При наметившейся тенденции сокращения инвестиций в основной капитал бюджетное финансирование снизилось в 2001 г., по сравнению с 1998 г., вдвое. Уменьшилась на 10% доля собственных средств юридических лиц. Банковский сектор обеспечил долгосрочные кредиты в экономику в объеме примерно 450 - 650 млрд. рублей ежегодно, что составляет около 13% в общем объеме инвестиций. Накопленные иностранные инвестиции составили 3,45 млрд. долларов США, в том числе 1,28 млрд. долларов прямых инвестиций, или 4% в объеме валовых инвестиций. За последние 10 лет прямые инвестиции на душу населения в Беларуси составили 128 долларов США, в Венгрии - 1925, в Чехии - 1425, Эстонии - 1392, Латвии - 862, Польше - 817 долларов США (рис. 2). Из-за нехватки внутренних и внешних инвестиций, доля накопления основного капитала в ВВП составила в 2001 г. всего 19% при 20 - 22%, обеспечивающих простое воспроизводство.

Жесткая денежно-кредитная  политика, с одной стороны, ряд факторов, влияющих на формирование условий производства и реализации продукции (работ, услуг) при росте ВВП на 4% в 2001 году, с другой стороны, вызвали определенные трудности в функционировании промышленности. Число убыточных организаций возросло до 34,2% в 2001 г. при 18,8% в 2000 году, значительно возросли дебиторская и кредиторская задолженность. В расчетах организаций большое место продолжают занимать бартерные операции и взаимозачеты.

 

 

Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал

 

 

 

 

 

Рис. 2. Прямые инвестиции на душу населения

 

В 2002 - 2010 годах источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал при возрастающем внутреннем спросе на них. Важнейшая проблема белорусской экономики - инвестиционное обновление производственных фондов. Особенно остро она стоит в экспортоориентированных отраслях промышленности, где износ активной части основных фондов достиг 75 - 84,4% при критическом - 60%. В последнее время ведущие экспортеры не в состоянии обеспечить воспроизводство продукции, конкурентоспособной на внешних рынках. Сокращаются экспортные поставки тракторов, холодильников, морозильников, химических нитей.

Приведенные данные свидетельствуют  о том, что для экономики страны пока не удалось создать приемлемую инвестиционную модель развития.

Целью Национальной программы  привлечения инвестиций на 2002 - 2010 гг. является обеспечение высоких и устойчивых темпов роста инвестиций, необходимых для рациональных преобразований в экономике и социальной сфере, повышения конкурентоспособности и экономической безопасности государства.

Необходимо добиться радикального изменения инвестиционного режима, разработать соответствующую стратегию и механизмы стимулирования и привлечения капитальных вложений. Важнейшим приоритетом инвестиционной политики должно стать восстановление расширенного воспроизводства.

Основными задачами на предстоящий период 2002 - 2010 гг. становятся:

  • улучшение инвестиционного климата по всем его составляющим;
  • восстановление инвестиционного потенциала и развитие собственных  инвестиционных возможностей организаций республики; 
  • усиление инвестиционной ориентации банковской системы; 
  • увеличение иностранного капитала.

 

 

Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Чем сложнее  ситуация в стране, тем в большей  степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата. Инвестиционный климат - это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему.

История сравнительных  оценок инвестиционной привлекательности, или инвестиционного климата, насчитывает  более 30 лет. В Японии и некоторых  других странах используются описательные характеристики инвестиционного климата без попыток его количественной оценки.

В США публикуется "ежегодная  статистическая карта", которая включает 4 обобщенных показателя инвестиционного  климата: экономическую эффективность  инвестиций, деловую жизнеспособность, потенциал развития территории и основные составляющие налоговой политики.

Как правило, в зарубежных странах оценку инвестиционного  климата осуществляют применительно  к макроэкономической сфере.

Позиции Республики Беларусь и других стран СНГ в зарубежных рейтингах сегодня незавидны. В отличие от СССР, который в рейтинге известного экономического журнала "Euromoney" за 1988 год занимал 17 место после Италии и Тайвани, ни одна из бывших советских республик не сумела попасть в число 50 стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. Беларусь находится за пределами первой сотни инвестиционно привлекательных стран. Это является главной причиной дефицита иностранных инвестиций и бегства частного капитала за границу в более привлекательные регионы.

Существует несколько характерных подходов к оценке инвестиционного климата, из которых наиболее приемлемым является факторный, основанный на оценке набора факторов:

  • характеристика экономического потенциала;
  • общие уровни хозяйствования (развитие отраслей материального производства, степень изношенности основных фондов, незавершенного строительства);
  • зрелость рыночной среды (инфраструктура, приватизация, инфляция, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, емкость местного рынка, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала);
  • политическая ситуация; 
  • социальные факторы (уровень жизни населения, величина реальной зарплаты, отношение населения к местным и иностранным предпринимателям, условия работы иностранных специалистов);
  • финансовые (доходы бюджета, доступность бюджетных ресурсов, кредитов в иностранной валюте, уровень банковского процента, сумма вкладов на душу населения, удельный вес долгосрочных кредитов).

 

Необходимо отметить, что методология оценки инвестиционного  климата далека от совершенства. Категории инвестиционного климата присуща значительная доля субъективизма.

Инвестиционный климат любой хозяйственной системы  характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону.

В 1996-2000 годах в развитии белорусской экономики определились два этапа: относительно высокие темпы роста, характерные для начала периода и замедление темпов экономического развития во второй его половине.

Обусловлено это тем, что многие факторы, стимулировавшие  экономический рост в начале этого периода, в частности недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен, исчерпали себя. Обострились инфляционные процессы. Основная причина этого - денежно-кредитная политика 1998-1999 годов, связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями августовского (1998 год) финансового кризиса в России.

С 2000 года в Беларуси стала  проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и относительная стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привела к сокращению разрыва, а в сентябре 2000 года - к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. Однако принятые меры не привели пока к существенному улучшению экономической ситуации.

Информация о работе Регистрация предприятий с иностранными инвестициями