Национальный банк Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 64.54 Кб (Скачать файл)

Критериями независимости Национального банка являются:

  • финансовая независимость;
  • осуществление банковского надзора;
  • наличие законодательных гарантий независимости;
  • стабильность правового регулирования статуса Национального банка в совокупности с усложненным порядком изменения основных актов в данной сфере;
  • способность Национального банка самостоятельно устанавливать ориентиры для достижения законодательно определенных целей монетарной политики;
  • процедура назначения, увольнения руководителей Национального банка и сроки их пребывания в должности;
  • отсутствие представителей государственных органов в органах управления Национального банка;
  • жесткие ограничения по кредитованию правительства и государственного сектора;
  • неприкосновенность резервов Национального банка [9].

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. Эта подотчетность означает:

  1. утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;
  2. назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики;
  3. определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка;
  4. утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка [1].

Современная белорусская модель сильного централизованного государства подразумевает взаимодействие Национального банка не с какой-то отдельной ветвью государственной власти, а с Президентом как Главой государства [5]. Такой подход порождает вопрос о месте Национального банка в системе органов государственной власти.

По своей компетенции Национального банка Республики Беларусь ближе всего к исполнительной власти [9]. Председатель Правления Национального банка является членом Правительства Республики Беларусь. Кроме этого Национальный банк взаимодействует с Советом Министров в проведении единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь [1]. Однако это не означает, что Национальный банк относится к органам, подчиненным Правительству. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь ежегодно утверждаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь. Национальный банк ежеквартально информирует Президента и Правительство Республики Беларусь о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь и об объеме эмиссии денег.

Национальный банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации. Кроме этого Национальный банк организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь. Он также оказывает посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики на рынке государственных ценных бумаг, участвует в них обращении.

Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления.

Важно подчеркнуть, что Национальный банк и Совет Министров  не отвечают по обязательствам друг друга [9]. Однако в законодательных актах могут быть предусмотрены случаи ответственности Правительства по обязательствам центрального банка [1]. Национальный банк не вправе предоставлять кредиты Правительству Республики Беларусь для финансирования дефицита республиканского бюджета и приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год и Президентом Республики Беларусь [9].

В целом считается, что белорусская модель независимости главного банка и положение его в системе органов государственной власти близка к британской и японской [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальный банк – это центральный банк Республики Беларусь, государственный орган Республики Беларусь, действующий исключительно в интересах Республики Беларусь.

Правовой статус Национального банка принято считать двойственным. С одной стороны Национальный банк наделен властными полномочиями, которые позволяют говорить о нем как об органе государственной власти. С другой же стороны он является субъектом хозяйствования.

Национальный банк Республики Беларусь – это юридическое лицо. Но что касается его организационно-правовой формы, он является учреждением, которое имеет свои особенности, которые отличают его от других организаций и учреждений. Одной из таких особенностей является то, что получение прибыли не является основной целью Национального банка. Отличительной чертой Национального банка также является характер его прав на используемое имущество.

В определении правового статуса Национального банка важно выделить вопрос об отнесении его к коммерческим и некоммерческим организациям. Рассматривая сторону, где Национальный банк является коммерческой организацией, можно сказать то, что Национальный банк не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, но финансирование центрального банка нашего государства из государственного бюджета не предусматривается. Что же касается того, что главный банк нашего государства – это некоммерческая организация, нужно выделить следующее: Национальный банк не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Деятельность Национального банка Республики Беларусь отражается через банковские операции, которые направлены на  решение задач и реализацию функций банка..

Национальный банк свою деятельность регулирует по двум направлениям: денежно-кредитное регулирование и регулирование банковской деятельности.

Денежно-кредитное регулирование Национальный банк осуществляет в следующих направлениях: в области обращения наличных денег, в области денежного обращения, в области кредитных отношений и в области валютного регулирования.

Национальному банку принадлежит исключительное право эмиссии денег. Он эмитирует белорусский рубль. Эмиссия денег осуществляется Национальным банком посредством выпуска в обращение безналичных и наличных денег.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется Национальным банком в соответствии с государственной денежно-кредитной политикой, которая является составной частью единой государственной экономической политики.

Банковское регулирование - это система специфических правил поведения нормативного характера, сформулированных государственными органами, иными властными структурами, а также негосударственными саморегулируемыми организациями, которые имеют своей целью ограничение банковской активности.

Национальный банк Республики Беларусь имеет свою структуру. Он состоит из центрального аппарата и структурных подразделений, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

Национальный банк Республики Беларусь независим в своей деятельности и подотчетен Президенту Республики Беларусь. Современная белорусская модель сильного централизованного государства подразумевает взаимодействие Национального банка не с какой-то отдельной ветвью государственной власти, а с Президентом как Главой государства.

В целях повышения эффективности функционирования банковской деятельности необходимо более широко использовать принцип независимости Национального банка Республики Беларусь, который является необходимым условием стабильности денежно-кредитной системы, повышения эффективности регулирования денежной сферы. Усилившиеся на современном этапе тесные связи между Национальным банком и правительством не означают, что государство может безгранично влиять на политику Национального банка. Существенная степень независимости последнего является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. Это особенно важно в плане ограничения возможности правительства по использованию ресурсов Национального банка для покрытия бюджетного дефицита или финансирования заранее невозвратных кредитов. В связи с этим представляется целесообразным, при сохранении статуса Национального банка Республики Беларусь в предусмотренном законодательством режиме, найти решение проблемы механизма взаимодействия правительства, министерств и ведомств с Национальным банком, не отказываясь от наработанных и оправданных механизмов.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

I Нормативные правовые акты

 

1.  Банковский кодекс Республики Беларусь принят Палатой представителей 3 октября 2000 г. №441-З.: одобр. Советом Респ. 12 октября 2000 г.: текст Кодекса по состоянию на 14 июля 2010 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2013

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобр. Советом Республики 19 ноября 1998 г.: с изм. и доп. по состоянию на 10 августа 2010 г. / Национальный  центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2010. – 640 с.

3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2008.

4. Об утверждении Инструкции о порядке организации проверок банков, их филиалов (отделений), представительств и небанковских кредитно-финансовых организаций: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь, 30 марта 2000 г., № 8.12: с изм. и доп. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 41. 8/3332; 2001. № 17. 8/4774, № 52. 8/6064; 2002. № 57. 8/8105.

5. О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 21 февраля 1995 г., № 3602-XII : в ред. Закона Республики Беларусь от 07.07.1997 г. № 52-3 с изм. и доп. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 24. 1999. № 25.

6. Устав Национального банка Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 13 июня 2001 г., № 320: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 19.06.2007 г. № 285.

 

II Литература

 

  1. Братко А.Г. Банковское право: теория и практика / А.Г. Братко. – М.: ПРИОР, 2000.
  2. Вабищевич С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь: Практ. Пособие / С.С. Вабищевич. – Мн.: Молодеж. науч. об-во, 2003. – 436 с.
  3. Довнар Ю.П. Банковское право (общая часть) / Ю.П. Довнар. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2007. – 336 с.
  4. Научно-практический комментарий к Банковскому кодексу Республики Беларусь / В 2 кн. Кн. 1. / В.В. Жуков, Д.А. Калимов, В.И. Киболов и др. – Мн.: Дикта, 2002. – 592 с.
  5. Николаева И.П. Экономическая теория / И.П. Николаева. – М.: Фиистатинформ, 1997. – 302 с.
  6. Салей Е.А. Банковское право. Ч1: пособие для юридических вузов / Е.А. Салей. – Мн.: Тесей, 2003
  7. http://www.coolreferat.com- Дата доступа: 01.12.2013 г.
  8. http://xreferat.ru/105/2538-1-denezhno-kreditnaya-politika-v-respublike-belarus.html- Дата доступа: 02.12.2013 г.

 

 

 


Информация о работе Национальный банк Республики Беларусь