Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: провести комплексный финансовый анализ предприятия, оценить его финансовое состояние.
Объектом исследования является ??????????, предметом исследования являются финансовые процессы предприятия.
При проведении комплексной оценки финансового состояния предприятия были использованы следующие виды финансового анализа:
вертикальный и горизонтальный анализ бухгалтерского баланса;
вертикальный и горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках;
анализ ликвидности баланса;
анализ платежеспособности и ликвидности предприятия;
анализ финансовой устойчивости предприятия;
анализ деловой активности предприятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИE 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА 5
Понятие партнерских групп и источников информации для
анализа 5
Методы и приемы экономического анализа 8
Информационное обеспечение и структура комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности 12
КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «????????» 19
Краткая характеристика объекта исследования 19
Анализ хозяйственной деятельности 20
Вертикальный и горизонтальный анализ формы № 1 «Бухгалтерский баланс» 27
Вертикальный и горизонтальный анализ формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» 31
Анализ ликвидности баланса 32
Анализ платежеспособности предприятия 34
Анализ финансовой устойчивости 39
Анализ деловой активности 43
Анализ рентабельности 46
Оценка прочности финансового состояния 49
Анализ вероятности банкротства 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Файлы: 1 файл

комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности-готовое.docx

— 181.42 Кб (Скачать файл)
  1. Способы детерминированного факторного анализа:
  • метод цепных подстановок используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей; способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде;
  • индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.;
  • метод абсолютных разниц (применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных моделях и моделях мультипликативно-аддитивного типа;
  • метод относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных моделях;
  • интегральный метод применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных, кратных и кратно – аддитивных моделях; использование этого способа позволяет получать более точные результаты расчета влияния факторов, т.к. дополнительный прирост результативного показателя от взаимодействия факторов делится поровну между ними;
  • метод пропорционального деления используется, когда имеем дело с аддитивными моделями Y=Σxi ;
  • логарифмирование применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных моделях; преимущество метода – относительная простота вычислений и повышение точности расчетов.
  1. Способы стохастического факторного анализа: корреляционный анализ (используется для измерения влияния факторов в стохастическом анализе, когда взаимосвязь между показателями неполная, вероятностная); дисперсионный анализ; компонентный анализ; современный многомерный факторный анализ;
  1. Способы оптимизации показателей:
  • экономико-математические методы;
  • программирование это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.;
  • теория массового обслуживания;
  • теория игр – теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы;
  • метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных. [16]

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).[8]

 

1.3 Информационное обеспечение  и структура комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности

Аналитики оценивают имеющуюся у них информацию с помощью методов, основанных на логических и учетных принципах. Выполняются технические операции, включающие расчет коэффициентов, преобразование информации для установления ее достоверности, оценки деятельности предприятия в целом, сопоставление статистических данных с данными других предприятий и прогнозирование будущих хозяйственных результатов.                                                

Так как подобные аналитические операции являются весьма трудоемким процессом, на помощь человеку приходят технические средства ЭВМ, которые дают возможность повысить эффективность аналитических расчетов, сократить сроки анализа, добиться более полного охвата влияния различных факторов на результаты хозяйственной деятельности, решать многомерные задачи анализа, своевременно готовить управленческие решения и т.д. 

Для автоматизированной обработки экономической информации кроме самих ПЭВМ необходимы базы данных о хозяйственной деятельности организации, общие и частные методики анализа, общее и функциональное программное обеспечение, представляющее собой сложную систему. Так, общее программное обеспечение наряду с операционной системой и сервисными программами включает: системы программирования, инструментальные программные средства, прикладные программы.

На базе общего программного обеспечения разрабатываются локальные и комплексные программы функционального обеспечения для решения конкретных аналитических задач.

При наличии рынка готовых программных продуктов, отвечающих высоким требованиям, целесообразно обращаться к его услугам для организации компьютерного анализа хозяйственного анализа.

Структура комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает:

  1. Анализ исходных условий деятельности предприятия. Перед тем как планировать объем производства, формировать производственную мощность каждому предприятию необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия. [12]
  2. Анализ использования средств производства. Обеспеченность основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и наиболее полное и эффективное их использование - один из важнейших факторов увеличения объема производства промышленных предприятий. Структура анализа использования средств производства: анализ движения и состояния основных средств (ОС); анализ состояния ОС; анализ  эффективности использования ОС; анализ использования оборудования.

  Выбор направлений анализа и реальных аналитических задач определяется потребностями управления, что составляет основу финансового и управленческого анализа, хотя четкой границы между этими видами анализа нет.[14]

3. Анализ  использования предметов труда. Необходимым условием выполнения  планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества и экономное их использование. Структура анализа материальных ресурсов предприятия: анализ потребности в материальных ресурсах (МР); оценка эффективности использования МР; оценка качества планов МР. [8]

4. Анализ  использования трудовых ресурсов. Важное условие, обеспечивающее  бесперебойность производственного  процесса и успешное выполнение  производственных планов – рациональное  использование персонала. Персонал подразделяется на промышленно-производственный и непромышленный. К промышленно-производственному персоналу (ППП) относят лиц, занятых трудовыми операциями, связанными с основной деятельностью предприятия, а к непромышленному персоналу относят работников учреждений культуры, общественного питания, медицины и пр., принадлежащих предприятию.

Работники ППП  подразделяются  на  рабочих  и  служащих.  В  составе служащих  выделяют     руководителей,   специалистов  и  других   служащих. Рабочих подразделяют на основных и вспомогательных. В анализе   трудовых    ресурсов   предприятия   можно выделить три направления: анализ использования рабочей силы; анализ производительности труда; анализ оплаты труда. [9]

     5. Анализ объема производства  и реализации продукции.   В  условиях ограниченных производственных  возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственных программ. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать. Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Этапы анализа производства и реализации продукции: 1 этап – анализ структуры производства и реализации продукции. Этот анализ чаще всего проводится по ассортиментным группам товаров. На этом этапе определяется удельный вес каждой из этих групп в общем объеме производства и реализации; 2 этап – анализ качества продукции (совокупность свойств и характеристик продукции обуславливающая не которые потребности клиентов). Существует три уровня качества продукции – уровень потребителя, уровень производителя, уровень государства. Качество продукции зависит от многих условий и факторов в зависимости от жизненного цикла товаров; 3 этап – анализ ритмичности производства. Определяется коэффициент ритмичности (равномерного выпуска продукции в объеме и ассортименте предусмотренном планом в соответствии с планом); 4 этап – анализ выполнения договорных обязательств по реализации продукции.[10]

   6. Анализ себестоимости. Важнейший  показатель экономической эффективности  производства - издержки, т.е. себестоимость  продукции. Он позволяет выявить  тенденции изменения данного  показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования, конкурентоспособность продукции. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов.

Направления: анализ динамики себестоимости (сравнение темпов её динамики с выручкой от реализации); исследование структуры себестоимости.

В условиях рыночной экономики, часто имеют место экономические ситуации, связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей, что влечёт за собой изменение производства и продаж, а это в свою очередь, существенно влияет на себестоимость продукции, а, следовательно, на финансовые результаты. С этим связанно деление затрат на постоянные и переменные. Этому делению уделяется большое внимание в западной системе учёта, которая носит название «директ-костинг»: поведение затрат в зависимости от изменения объёма производства; относительность (условность) классификации затрат на постоянные и переменные; методы деления затрат на постоянные и переменные.

Направления анализа себестоимости: анализ динамики и структуры обобщающих показателей себестоимости и факторов её изменения; анализ затрат на 1 руб. товарной продукции; анализ себестоимости важнейших изделий; анализ прямых материальных и трудовых затрат; анализ косвенных затрат.[3]

  1. Анализ прибыли и рентабельности. Прибыль и рентабельность - обобщающая оценка финансового состояния предприятия. Эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования, т.к. зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия

Анализ прибыли и рентабельности включает: исследование динамики показателей прибыли (валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль); определение удельного веса каждого вида прибыли  в выручке от реализации; сравнение темпов изменения каждого вида прибыли с темпами изменения выручки от реализации и затрат; анализ показателей рентабельности.

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая (включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств); налогооблагаемая (разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль); чистая (часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль).[10]

  1. Анализ  финансового состояния предприятия. Финансовое состояние - способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Информация о работе Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности