Хозяйственный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:08, контрольная работа

Описание работы

Наука международного публичного и частного права одна из самых значимых в системе общего права, поскольку она затрагивает отношения между государством и частными лицами.

Международное публичное право (международное право) это особая система права, наука. Международное право является достоянием всех государств, но наука международного права не может быть одной для всех государств, т.е. в каждом государстве есть своя наука международного права.

Файлы: 1 файл

публичное к.р..docx

— 41.87 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, количество не перерастает в новое  качество. Как бы не увеличивалось  число международных договоров, в той или иной степени относящихся  к частным правоотношениям, осложненным  иностранным элементом, все они  лежат в системе международного (публичного) права. Регулируя отношения  между государствами, договоры обязывают  государства, в том числе обеспечить применение предусмотренных в них  правовых предписаний в сфере  своей юрисдикции. Государство берет  на себя обязательство принять все  необходимые меры для того, чтобы  сформулированные в договоре нормы  применялись повсеместно на его  территории всеми физическими и  юридическими лицами и его правоприменительными органами. Последние подчиняются  только национальному праву. Отсюда следует, что для осуществления  норм международных договоров им следует придать силу национального  права. Это сделает их юридически обязательными для участников частноправовых отношений. Юридический механизм данного  процесса предусматривается внутренним правом государства и обычно именуется трансформацией международно-правовых норм в национально-правовые.

В советской  школе международного частного права  в своё время получил распространение  тезис о двойственной природе  источников международного частного права, что и было отправной точкой в споре о принадлежности международного частного права к национальному или международному праву. Сущность проблемы заключалась в том, к какому праву (международному или национальному) относить международное частное право, поскольку в нем используются два основных источника: национальное законодательство и унифицированные международные нормы, изложенные в международных договорах. Действующее в настоящее время законодательство позволяет достаточно точно определить роль международных договоров в международном частном праве и разрешить эту проблему.

В статье 8 Конституции  Республики Беларусь говорится следующее: «Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права  и обеспечивает соответствие им законодательства.

Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права  может на добровольной основе входить  в межгосударственные образования  и выходить из них.

Не допускается заключение международных  договоров, которые противоречат Конституции».

Таким образом, норма запрещающая заключать международные договоры, противоречащие Конституции, являются гарантией государственного суверенитета Беларуси, которая самостоятельна в проведении своей внутренней и внешней политики.

Заключение, вступление в силу, регистрация, хранение, исполнение, приостановление  действия и прекращение международных  договоров Республики Беларусь осуществляются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, общепризнанными принципами международного права, Венской конвенцией о праве международных договоров  от 23 мая 1969 года, другими международными договорами Республики Беларусь,  Законом  Республики Беларусь о международных  договорах и иными актами законодательства Республики Беларусь» 1.

«Республика Беларусь признает приоритет  общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им гражданского законодательства.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь нормы гражданского права, содержащиеся в международных  договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного    договора    следует,  что    для применения  таких норм

требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового  акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее  соответствующего международного договора. Нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, не вступивших в силу 2.

Все международные  договоры Республики Беларусь проходят определённую процедуру имплементации  в национальное законодательство, в результате чего они становятся частью действующего права, т.е. они имеют силу того акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для неё соответствующего международного договора.

 

______________________________

1 О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-З// 
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1518, с. 3

2 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 года №218-З// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 20.03.2001, 2/774, с. 6

Ратификация международных договоров  осуществляется Национальным собранием  Республики Беларусь в форме закона.

Предложения о ратификации международных  договоров в шестимесячный срок со дня подписания международного договора или обмена нотами, письмами или  иными документами, образующими  международный договор, вносятся в  порядке, установленном частью первой статьи 5 Закона, и должны содержать  1:

проект закона о ратификации  международного договора;

копию международного договора на белорусском  и (или) русском языках или его  официальный перевод на белорусский  и (или) русский языки;

обоснование целесообразности заключения международного договора, содержащее в том числе оценку финансовых и (или) экономических, политических и  иных последствий для Республики Беларусь в случае заключения международного договора, а также информацию об участии иностранных государств, международных организаций в  данном международном договоре, и  обоснование выбора способа выражения  согласия Республики Беларусь на обязательность для нее данного международного договора;

заключение Министерства юстиции  Республики Беларусь о соответствии международного договора Конституции  Республики Беларусь, законам Республики Беларусь, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

финансово-экономическое обоснование  предполагаемых затрат, связанных с  реализацией международного договора;

перечень законов Республики Беларусь, декретов и указов Президента Республики Беларусь (их структурных элементов), подлежащих изменению, дополнению, отмене, признанию утратившими силу или  принятию в связи с заключением  международного договора;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь должны быть приложены к  проекту закона.

Совет Министров Республики Беларусь рассматривает поступившие предложения  и представляет межгосударственные договоры и подлежащие ратификации  по основаниям, предусмотренным абзацами третьим и четвертым статьи 19 Закона о международных договорах  Республики Беларусь, межправительственные договоры на рассмотрение Президенту Республики Беларусь, а иные межправительственные договоры вносит на ратификацию в  Палату представителей Национального  собрания Республики Беларусь.

_____________________________

1 О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-З// 
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1518, с. 20

Президент Республики Беларусь или  по его поручению Совет Министров  Республики Беларусь вносят межгосударственные договоры и подлежащие ратификации  по основаниям, предусмотренным абзацами третьим и четвертым статьи 19 Закона о международных договорах  Республики Беларусь, межправительственные договоры на ратификацию в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Так, например, в Постановлении  Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь сказано, что  нормы права, содержащиеся в международных  договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность соответствующего международного договора 1.

Российские  авторы В.А. Звеков и Г.К. Дмитриева  относят нормы, содержащиеся в  международных договорах к специальным по отношению к нормам национального права, которые являются общими. Поскольку со времен римского права существует постулат: lex specialis derogat generalis (специальный закон отменяет общий), в случае расхождения нормы международного договора с национальной нормой, преимущество имеет норма международного договора 2.

Только таким  образом можно обосновать широко распространенную в белорусском законодательстве формулу, утверждающую, что в случае расхождения нормы национального права с нормой международного договора действует норма международного договора.

Подводя итог можно сделать вывод: нормы международных договоров  имеют силу тех правовых актов, посредством  которых они трансформированы в  национальную правовую систему Республики Беларусь.

 Хочу  привести примеры ратификация  международных договоров:

1. Соглашение  между Правительством Республики  Беларусь и Правительством Российской  Федерации о транзите товаров,  перемещаемых между таможенными  органами Республики Беларусь  и таможенными органами Российской  Федерации (далее – Соглашение), подписанное в г. Москве 29 июня 2007 года, было ратифицировано Законом Республики Беларусь от 05.01.2008 № 350-З.

2. Соглашение о совместном фильмопроизводстве, подписанное в г. Кишиневе 14 ноября 2008 года, со следующей оговоркой, было ратифицировано Законом Республики Беларусь от 16.07.2009 № 47-З.

 

_______________________________________

1 О практике рассмотрения хозяйственными  судами Республики Беларусь дел  с участием иностранных лиц 
Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 г. № 31// 
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 21, 6/473,ч2 п.2

2 ………………………

3. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Швеция о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов, подписанное в г. Минске 30 декабря 2008 года, было ратифицировано Законом Республики Беларусь от 06.06.2009 № 34-З.

4. Соглашение  о Таможенном союзе между Республикой  Беларусь и Российской Федерацией  от 30.10.1995 было ратифицировано постановлением  Верховного Совета Республики  Беларусь от 13 апреля 1995 г. № 3721-XII «О ратификации Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией».

5. Договор  о присоединении Республики Таджикистан  к соглашениям о Таможенном  союзе был ратифицирован Законом  Республики Беларусь от 09.11.1999.

 Также,  например, в рамках Содружества  Независимых Государств (СНГ) участники  обязались гарантировать своим гражданам, а также находящимся на их территории иностранцам гражданские, политические, социально-экономические и культурные права и свободы. В мае 1995 года в Минске участники организации подписали Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека.

Международные акты по правам человека, в которых  участвует Республика Беларусь определяет общий подход к вопросу соблюдения и гарантирования всего спектра прав и свобод человека. Конкретно выполнение обязательств гражданско-правового характера обеспечивают двусторонние и многосторонние договоры, заключенные Республикой Беларусь, которые являются источникам международного частного права.

К двусторонним договорам такого рода в первую очередь  следует отнести договоры о правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам. Например, Республика Беларусь заключила такие договоры со следующими государствами: Латвийской Республикой (1995 г.), Литовской Республикой (1993 г.), Республикой Польша (1995 г.), Китайской Народной Республикой (1999 г.), Социалистической Республикой Вьетнам (2000 г.), Республикой Болгария (2007 г.).

Значительную  группу договоров составляют договоры о торговле, торгово-экономическом  сотрудничестве, платежные соглашения.

Такие договоры Республика Беларусь имеет практически со всеми соседними государствами и рядом развивающихся государств Азии, Африки и Латинской Америки. Отдельную группу составляют договоры о поощрении и взаимной защите инвестиций. Так, например, Законом Республики Беларусь  от 06.07.2009 было ратифицировано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, которое вступило в силу 27.08.2009. 

Двусторонний  характер имеют также договоры о  международном железнодорожном, автомобильном и воздушном сообщении, договоры о взаимной охране авторских прав, о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности.

Так, например, желая применять к воздушным  сообщениям принципы и положения  Конвенции о международной гражданской  авиации от 07.12.1994, было подписано 05.04.2009 Соглашение между Правительством Республики Беларусь и  Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией  о воздушном сообщении.

Считаю необходимым  выделить международные договоры, которые  заключили Республика Беларусь и  Российская Федерация в процессе строительства Союзного государства. К ним относятся Договор о создании Союзного государства Беларуси и России от 08.12.1999, Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования 1998 года, Договор о равных правах граждан 1998 года, Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь 2002 года.

 

 

Заключение.

Информация о работе Хозяйственный процесс