Хозяйственный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:08, контрольная работа

Описание работы

Наука международного публичного и частного права одна из самых значимых в системе общего права, поскольку она затрагивает отношения между государством и частными лицами.

Международное публичное право (международное право) это особая система права, наука. Международное право является достоянием всех государств, но наука международного права не может быть одной для всех государств, т.е. в каждом государстве есть своя наука международного права.

Файлы: 1 файл

публичное к.р..docx

— 41.87 Кб (Скачать файл)

Данная теория примата внутригосударственного права  над международным подверглась  резкой критике, как в XIX в., так и  в наше время. Эта концепция не нашла широкого распространения. Она  развивалась особенно в Германии в конце XIX в., что отражало стремление германского империализма к экспансии  и агрессии. Как пишет И.И. Лукашук: «Эта концепция является нигилистической, поскольку отрицает юридическое  существование международного права» 2.

Второй разновидностью монистической концепции была теория примата международного права над  национальным правом. Самым же авторитетным представителем второго монистического направления (концепции примата  международного права) является австрийский  юрист-международник и философ  Г. Кельзен. В настоящее время  данная концепция широко распространена среди ученых-юристов.

__________________________

Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. М., Наука. 1974. с.268.

2 Международное право. Общая часть: Учебник./Под. ред.И.И.Лукашука.– 2-е изд., перераб. и доп.-М., Изд.., Бек, 2000.С.234.

Г. Кельзен, исходя из своей «чистой теории права», считал, что соотношение между  международным правопорядком и  национальными правопорядками «напоминает  соотношение национального правопорядка и внутренних норм корпорации».

На всех этих теориях зиждутся современные взгляды, касающиеся вопросов о соотношении  национального и международного права. Природу и фундамент данной проблематики, а также современное  прочтение было бы невозможно без  учета исторических процессов по данному вопросу. Дуалистическая концепция  нашла наиболее широкое признание  в доктрине, и его сторонники на современном этапе считают, что формально международное и национальное право, как системы никогда не могут вступить в конфликт. Думается, что дуалистическая концепция по сравнению с другими концепциями правильно отражает соотношение международного и национального права. Недостатком этой концепции является в некоторой степени недооценка взаимосвязи двух систем. В связи с этим некоторыми авторами замечается, что такой подход фактически может привести к несоблюдению международного права. Субъекты международного права, в первую очередь государства, для регулирования отношений друг с другом сами создают нормы международного права и, следовательно, международное право регулирует отношения между ними. Внутригосударственное право же регулирует исключительно внутригосударственные отношения, а также внутригосударственные отношения с иностранным элементом. При этом происходит объективное разделение границ между двумя правовыми системами.

Соотношение международного публичного и международного частного права представляет собой также дискуссионную тему. Например, видный российский специалист международного публичного права К.А. Бекяшев утверждает, что международное право как правовая система состоит из двух частей: международного публичного права (далее – МПП) и международного частного права (МЧП).1 Однако, с таким подходом не согласны большинство юристов, специализирующихся в области международного частного права. В то же время, очевидно, что между этими отраслями права сохраняется и будет сохраняться тесная взаимосвязь и взаимодействие. В российской доктрине закрепилась «идея единства исходных начал международного частного права и международного публичного права» 1.  К таким исходным началам относят основные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права 1970 года, Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года в частности: принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип мирного разрешения споров, принцип всеобщего уважения прав человека, принцип добросовестного выполнения международных договоров.

МПП и МЧП  решают одни и те же задачи: создание правовых условий для развития международного сотрудничества и содействие установлению дружественных отношений между  всеми государствами и народами. Плодотворно развивающиеся межгосударственные отношения всегда содействуют активизации экономических, научно-технических и культурных связей между государствами, которые непосредственно реализуются путем многообразных контактов юридических лиц данных государств. В тоже время ухудшение межгосударственных отношений приводит к свертыванию всех отношений, в том числе затрудняет и межличностные отношения граждан в результате введения визового режима, взаимного ограничения прав граждан.

МЧП регулирует гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения, не претендующие на межгосударственный уровень. Это отношения невластного характера, с наличием иностранного международного элемента.

Методы правового  регулирования в международном  частном и публичном праве  не совпадают, поскольку в международном  частном праве используется такой  своеобразный метод как коллизионный, заключающийся в выборе применимого права.

Не совпадают  и источники, поскольку основная масса источников в международном частном праве – это нормы национального права, специально создаваемые каждым государством для этих целей. Основными источниками МПП являются международный договор и обычай.

Основными субъектами МПП выступают государства и международные организации, в то время как в МЧП основными субъектами являются физические и юридические лица. Государство в  МЧП может быть стороной правоотношения, но это происходит достаточно редко и может рассматриваться как исключение.

Порядок рассмотрения споров, возникающих в МПП и  МЧП, также существенным образом  отличается. В МПП спорные вопросы  разрешаются на межгосударственном уровне в международных судебных учреждениях, к которым относятся Международный Суд ООН, Международный третейский суд, Международный трибунал по морскому праву, Суд Европейских сообществ, Экономический суд СНГ, Европейский суд по правам человека, Межамерикансий Суд по правам человека и т.д.

В МЧП споры  между субъектами разрешаются по договоренности сторон посредством  обращения в международные арбитражные  суды, представляющие негосударственную  систему разрешения хозяйственных споров, либо в специализированные государственные суды или суды общей юрисдикции.

Есть отличие  и в ответственности, которая  применяется в МПП и МЧП. В  МПП существует два вида ответственности  – политическая и материальная с  возможным их сочетанием. В МЧП ответственность субъектов только материальная.

Обретение суверенитета Республикой Беларусь потребовало  разработки собственной правовой системы, в которой МЧП заняло свое особое место.

Создание  собственной правовой системы оказалось  сложным и объемным по характеру  работы и достаточно продолжительным  по времени. В настоящее время  этот процесс практически завершен, а это значит, что реальностью  стало и международное частное  право Республики Беларусь.

Для данной правовой отрасли особое значение имеют  Гражданский кодекс Республики Беларусь и Кодекс о браке и семье. Новый  Гражданский Кодекс Республики Беларусь как суверенного государства  начал действовать с 01.07.1999, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье был введен немногим позже – с 01.09.1999

В Гражданском  кодексе Республики Беларусь нормы  международного частного права содержаться в разделе VII «Международное частное право» (ст. 1093 – 1135), который состоит из двух глав: 74 «Общие положения» и 75 «Коллизионные нормы». В «Общих положениях» объединены статьи, имеющие общеметодологическое значение: определение применяемого права, квалификация юридических понятий, установление содержания норм иностранного права, обратная отсылка, последствия обхода акта законодательства, взаимность, оговорка о публичном порядке, применение императивных норм, применение права страны с множественностью правовых систем, реторсии.

Глава 75 «Коллизионные  нормы» представляет наиболее полный свод белорусского коллизионного права. Здесь разрешены вопросы о личном законе физического лица, его правоспособности и дееспособности, законе юридического лица и его правоспособности, форме сделки, исковой давности, применимом праве к договорным и внедоговорным обязательствам и т.д.

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье содержит раздел VI «Применение законодательства о браке и семье Республики Беларусь к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Применение законодательства о браке и семье иностранных государств и международных договоров» (ст.228 – 238). Статьи  в основном имеют коллизионный характер. В разделе регулируется заключение и расторжение браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также иностранных граждан между собой в Республике Беларусь, установление отцовства, международное усыновление и другие вопросы.

Трудовой  Кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 01.01.2000, также регулирует трудовые отношения, осложненные иностранным элементом (ст. 8, 320 – 323), но не содержит коллизионных норм.

С 01.01.2000 года вступил в действие Кодекс торгового  мореплавания Республики Беларусь, принятие которого вызвано расширяющимися экономическими связями нашего государства и использованием морских перевозок в процессе товарооборота.

Банковский  Кодекс Республики Беларусь, принятый 17.07.2006,  определяет порядок проведения международных расчетов, условия государственной регистрации банков с иностранными инвестициями, деятельность дочерних банков и представительств иностранных банков.

Особо следует  выделить Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 10.10.2001, который определил правовое положение иностранных инвесторов в Республике Беларусь, а также деятельность юридических и физических лиц Республики Беларусь, осуществляющих инвестиционную деятельность в зарубежных странах. Предмет данных правоотношений также относится к сфере регулирования международного частного права.

Кроме названных  кодексов в Республике Беларусь приняты  ряд законов, в которых наряду с требующими урегулирования вопросами, решены и вопросы, относящиеся к международному частному праву (Закон Республики Беларусь «Об аренде», Закон Республики Беларусь «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»  и т.д.).

Важную роль в регулировании внешнеэкономических  отношений имеют Декреты и  Указы Президента. Правительство  Республики Беларусь также создает  материально-правовые нормы международного частного права в процессе реализации законов, декретов и указов Президента. К таким правительственным актам относятся (Положение о торговых представительствах за границей, Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь и т.д.). В качестве источников международного частного права в Республике Беларусь могут выступать и нормативные правовых акты министерств и ведомств. Примером может служить «Положение о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу», утвержденное постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.04.2000 № 55.

 

2. Сущность и  механизм взаимодействия международного  и внутригосударственного права  (с привлечением примеров из  белорусского законодательства).

Международное право и внутригосударственное (национальное) право представляют собой две  относительно самостоятельные правовые системы, не подчиненные одна другой, но находящиеся во взаимосвязи и  взаимодействии. Эти системы имеют  свои объекты регулирования (межгосударственные - внутригосударственные отношения), свои субъекты (государства - физические и юридические лица) и свои источники. Международный договор является источником международного права. Это, во-первых, результат международного правотворчества как процесса согласования воли заинтересованных государств, и, во-вторых, форма, которая содержит нормы международного права, регулирующего  межгосударственные отношения путем  установления прав и обязанностей участников-государств.

Международное право не способно регулировать внутригосударственные  отношения так же, как механизм действия национального права не пригоден для регулирования межгосударственных отношений. Для того, чтобы нормы международного права приобрели способность регулировать отношения с участием физических и юридических лиц, они должны войти в правовую систему страны, приобрести юридическую силу национального права. Иными словами они должны приобрести официально-юридическую форму суверенного, независимого, единоличного волеизъявления государства, то есть форму национального права. Только в таком качестве нормы международного договора будут регулировать внутригосударственные отношения, устанавливать права и обязанности для физических и юридических лиц этого государства.

Все изложенное в равной степени относится к  международному частному праву, которое, регулируя отношения между физическими  и юридическими лицами, входит в  систему национального права.

Но есть здесь  и своя специфика, заключающаяся  в том, что речь идет об отношениях между субъектами национального  права различных государств. Правовое регулирование таких отношений  в одном государстве затрагивает  интересы субъектов национального  права других государств и, следовательно, интересы самих государств. Это порождает  стремление заинтересованных государств каким-то образом координировать национальное право на межгосударственном уровне, в том числе с помощью международных договоров - двусторонних, многосторонних, универсальных.

В результате, международный договор играет значительно  большую роль в регулировании  частных правоотношений с иностранным  элементом, чем в какой-либо иной области внутригосударственных  отношений.

Информация о работе Хозяйственный процесс