Хозяйственное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:21, реферат

Описание работы

Предпринимательской является деятельность самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Признаки предпринимательской деятельности:
Предпринимательская деятельность характеризуется самостоятельностью. Условно можно выделить имущественную и организационную самостоятельность предпринимателя. Имущественная самостоятельность определяется наличием у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы деятельности. Организационная самостоятельность - это возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности, начиная от решения заняться предпринимательством, выбора вида деятельности, организационно-правовой формы, круга учредителей и т.д.

Содержание работы

1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности………………….3
2. Правовой статус индивидуального предпринимателя. Особенности ведения бухгалтерского учёта ИП и применяемые ИП системы налогообложения…..5
3. Правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций как субъектов предпринимательского права………………………………………..9
4. Монополистическая деятельность. Признаки. Недобросовестные конкуренты………………………………………………………………………14
5. Доминирующее положение хозяйствующих субъектов на товарном рынке……………………………………………………………………………..18
6. Понятие и виды рекламы. Надлежащая и ненадлежащая реклама. Особенности распространения рекламы алкогольной и табачной продукции………………………………………………………………………..21
7. Понятие и виды гражданско-правовых договоров, заключаемых в процессе предпринимательской деятельности…………………………………………..25
8. Таможенно-тарифное регулирование внешне-экономической деятельности субъектов предпринимательского права………………………………………31
9. Особенности найма работников к субъектам предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..38
10. Понятие и виды аудита предпринимательской деятельности……………42
Список использованной литературы…………………………………………...44

Файлы: 1 файл

Реферат Хоз право Сввета.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

    Наличие перечисленных особенностей в совокупности определяет особое место таможенной пошлины в рамках единого финансово-экономического регулирования внешнеэкономической деятельности.

    Таможенные  пошлины опираются на систему  таможенных тарифов, представляющих собой систему ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф).

    В узком смысле таможенный тариф представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым (экспортируемым) товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Однако в экономической литературе понятие таможенного тарифа часто используется в широком смысле – и как особый инструмент внешнеторговой политики, и как конкретная ставка таможенной пошлины.

    Таможенные  тарифы считаются классическим инструментом регулирования внешней торговли. Они выступают одним из важнейших инструментов торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком, позволяющим как осуществлять защиту национальных интересов производителей от иностранной конкуренции, так и стимулировать развитие отдельных секторов национальной экономики.

    Обобщение мирового опыта таможенно-тарифного  регулирования внешнеторговой деятельности позволяет выделить ряд основных функций таможенного тарифа. К их числу относятся:

    – фискальная, обеспечивающая пополнение доходной части бюджета и через механизм бюджетного перераспределения ресурсов участвующая в финансировании в целом экономики и социальной сферы государства;

    – защитная, ограждающая отечественных  производителей (отдельные отрасли национальной экономики) и компенсирующая их финансовые потери от чрезмерного уровня иностранной конкуренции;

    – регулирующая, стимулирующая формирование оптимальной структуры национальной экономики, целенаправленно влияющая на конъюнктуру внутреннего рынка, обеспечивающая решение задач социального развития;

    – торгово-политическая, косвенно воздействующая на экономическую политику других государств и обеспечивающая сбалансированность экономических интересов во внешней торговле между странами.

    Таким образом, таможенный тариф в современных  условиях выступает основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком.

    Вместе  с тем, процесс совершенствования  финансовых и экономических отношений в сфере внешнеэкономической деятельности должен опираться на закономерности и тенденции развития этой сферы. Выделим ряд важных моментов, носящих общеэкономический характер, которые необходимо учитывать при разработке рекомендаций по совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Прежде всего, создание действенной системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности должно основываться на тенденциях развития современного рыночного хозяйства, к главным из которых относятся:

    – интернационализация производства и усиление международного разделения труда;

    – интенсификация научно-технического прогресса, способствующая обновлению основного капитала, возникновению новых отраслей экономики и ускоряющая внедрение инноваций;

    – активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;

    – либерализация международной торговли, сокращение и отказ многих стран от количественных ограничений импорта, существенное снижение таможенных пошлин, распространение практики создания свободных экономических зон;

    – развитие процессов торгово-экономической  интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли.

    Эти тенденции по-разному влияют на основные формы внешнеэкономических отношений, но в целом их воздействие достаточно значимо.

    Данные  тенденции должны лежать в основе любых рекомендаций по совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности найма работников к субъектам предпринимательской  деятельности

    Некоторые виды деятельности невозможно осуществлять в течение всего года. В этом случае держать постоянный штат сотрудников  экономически невыгодно. Лучшим решением становится привлечение работников на сезонные работы.

    Какие же работы относятся к сезонным?  Статья 293 Трудового кодекса дает определение сезонных работ. При этом подчеркивается два квалифицирующих признака, характеризующие эти работы: во-первых они связаны с особенностями климатических и иных природных условий и, во-вторых, их продолжительность выполнения (сезон) не должна превышать как правило, 6 месяцев. К таким работам относится, в частности: работа по отоплению зданий (сооружений), уборке снега, ловле рыбы (путина), уборке урожая и т.п.

    Согласно  новой редакции ст.293 ТК РФ перечень сезонных работ, проведение которых возможно в течение сезона (в том числе и тех, проведение которых превышает 6 месяцев), устанавливается отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства.

    Поскольку ранее указанные перечни сезонных работ утверждались Правительством РФ, следует полагать, что они сейчас должны быть пересмотрены.

    Следует отметить, если трудовой договор заключен не более чем на два месяца, то это уже будет не сезонная работа, а временная (ст. 289 ТК РФ).

    Оформление  трудовых отношений

    Когда организация нанимает сезонного  работника, с ним необходимо заключить  трудовой договор. С сезонными работниками  можно заключать срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). Следует отметить, что такие договоры заключаются только в том случае, когда нельзя установить бессрочные трудовые отношения (ст. 58 ТК РФ). Если работник трудится в организации ежегодно, но в пределах рабочего сезона, то предприятие должно заключить с ним бессрочный трудовой договор.

    В срочном трудовом договоре с сезонным работником обязательно должны содержаться следующие условия:

    - срок, на который заключается  трудовой договор;

    - условие о характере деятельности (ст. 294 ТК РФ).

    Аналогичный пункт необходимо предусмотреть  и в приказе о приеме на работу. Если же в контракте ничего о сезонном характере работ не сказано, то считается, что он заключен на общих основаниях;

    - условия оплаты труда. 

    Заработная  плата рассчитывается так же, как  и всем остальным сотрудникам, согласно установленной в организации системы оплаты труда. Работа «сезонников» может оплачиваться по ставкам, по сдельным расценкам, утвержденным в организации, а также исходя из должностных окладов, согласно штатному расписанию организации. Кроме того, сезонный работник может рассчитывать на различные надбавки, которые установлены в организации.

    Для сезонного работника можно предусмотреть  испытание. В этом случае условие  нужно прописать в договоре. При  приеме работников на сезонные работы испытание не может превышать  двух недель (ст. 294 ТК РФ).

    Необходимо  отметить следующее, если «сезонник» впервые  устраивается на работу, то организация  обязана оформить ему трудовую книжку. Заполняя трудовые книжки, следует  руководствоваться постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225, которым были утверждены Правила их ведения.

    Помимо  трудовой книжки в этом случае нужно  оформить свидетельство государственного пенсионного страхования (ст. 65 ТК РФ) и оформить полис обязательного  медицинского страхования (ч.2 пункт 14 ст. 22 ТК РФ «Основные права и обязанности работодателя»).

    Отпуска

    Сезонным  работникам, так же как и всем остальным, предоставляется ежегодный  оплачиваемый отпуск. Порядок его  исчисления немного отличается от общепринятого. Статья 295 ТК РФ установила правило, согласно которому сезонным работникам предоставляются оплачиваемые отпуска из расчета 2 дня отпуска за каждый месяц работы.

    Если  исходить из того, что продолжительность  сезонных работ не может превышать  шести месяцев, то и максимальный срок отпуска «сезонников» длится не более двенадцати календарных дней. Согласно статье 122 ТК РФ, право на использование отпуска у сотрудника возникает по истечении шести месяцев его работы на данном предприятии. Из этого следует, что у работника, принятого в штат в начале сезона, право на получение отпуска возникнет только к окончанию срочного трудового договора. В связи с этим сезонные работники могут получить денежную компенсацию за неиспользованный отпуск, либо потребовать предоставления положенного ему ежегодного отпуска с последующим увольнением. По соглашению сторон ежегодный оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

    Также «сезонники» имеют право на получение  дополнительных отпусков за особый характер работы (ст. 118 ТК РФ), за ненормированный  рабочий день (ст. 119 ТК РФ), за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях (ст. 321 ТК РФ).

    По  общему правилу отпускные сезонному  работнику выплачиваются исходя из средней заработной платы. О порядке  расчета сказано в пункте 9 Положения  об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213).

    Рассчитывая отпускные, необходимо включить все  выплаты и компенсации, которые  предусмотрены Положением об оплате труда, действующим в организации. К ним относят основную заработную плату, доплаты, премии и т.д.

    Увольнение

    Трудовой  договор, заключенный на время выполнения сезонных работ, расторгается по истечении  определенного сезона. Отметим, что  при заключении срочного договора на выполнение определенной работы необходимо оформлять акт приемки работ. Форма данного акта унифицирована и утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 № 1.

    Действующее законодательство не ограничивает права  на досрочное расторжение сезонником трудового договора по своей инициативе. Для этого он обязан в письменной форме за 3 дня до расторжения предупредить об этом работодателя. Трудовым кодексом предусмотрено, что такой срок исчисляется в календарных днях (ст. 296 ТК РФ). Так, если работник предупредит администрацию об увольнении в пятницу, его последним трудовым днем будет понедельник.

    Статья 296 ТК РФ выделяет увольнение сезонного  работника по инициативе работодателя лишь по двум основаниям:

    - в связи с ликвидацией организации;

    - в связи с сокращением численности штата работников в организации.

    В обоих случаях работодатель обязан письменно, под роспись работника, предупредить его о предстоящем  увольнении не менее чем за семь дней. Выходное пособие в этом случае выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка. Существуют и другие случаи, когда сезонным рабочим полагается такое пособие (ст. 178 ТК РФ):

    - при увольнении по состоянию  здоровья (подп. «а» п. 3 ст. 81 ТК РФ);

    - при увольнении в связи с  призывом на военную службу (п. 1 ст. 83 ТК РФ);

    - при увольнении из-за восстановления  работника, ранее выполнявшего  эту работу.

    Для труда сезонных работников характерен и ряд других особенностей. Если речь идет о сложных природных  условиях или особых условиях труда, необходимо просмотреть списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Работники с особыми условиями труда имеют право и на другие льготы — на сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск.

Информация о работе Хозяйственное право