2. Согласованные действия 
хозяйствующих субъектов, ограничивающие 
конкуренцию (ст. 6 Закона о конкуренции). 
Запрещаются и в установленном 
порядке признаются недействительными 
полностью или частично достигнутые 
в любой форме соглашения (согласованные 
действия) конкурирующих хозяйствующих 
субъектов, имеющих в совокупности 
долю на рынке определенного товара 
более 35%, если такие соглашения имеют 
либо могут иметь своим результатом ограничение 
конкуренции. Подобные соглашения бывают 
направлены на:
  - установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (долей), наценок;
 
  - повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
 
  - раздел рынка по территориальному признаку, объему продаж или закупок, по кругу продавцов или покупателей.
 
3. Акты и действия органов 
власти и управления, направленные 
на ограничение конкуренции (ст. 
7 Закона о конкуренции);
4. Соглашения (согласованные 
действия органов власти и 
управления, ограничивающие конкуренцию 
(ст. 8 Закона о конкуренции);
5. Участие должностных 
лиц органов государственной 
власти и государственного управления 
в предпринимательской деятельности. 
Согласно ст. 9 Закона этим должностным 
лицам запрещается заниматься 
самостоятельной предпринимательской 
деятельностью; иметь в собственности 
предприятия; самостоятельно или 
через представителя голосовать 
посредством принадлежащих им 
акций, вкладов, паев долей 
при принятии общим собранием 
хозяйственного товарищества и 
общества; занимать должности в 
органах управления хозяйствующего 
субъекта. Эти должностные лица 
вправе заниматься научной и 
преподавательской деятельностью.
Формы 
недобросовестной конкуренции
Законом устанавливаются 
формы недобросовестной конкуренции:
  - распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убыток другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, – введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления потребительских свойств, качества товара;
 
  - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
 
  - продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
 
  - получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия их владельца (ст. 10 Закона о конкуренции).
 
Проведение государственной 
политики по содействию товарным рынкам 
и конкуренции, предупреждению, ограничению 
и пресечению монополистической деятельности 
и недобросовестной конкуренции осуществляется 
федеральным антимонопольным органом 
– Государственным антимонопольным комитетом 
РФ (с 1998 г. – Министерство по антимонопольной 
политике).
Федеральный антимонопольный 
орган создает свои территориальные 
органы. Полномочия антимонопольных 
органов вытекают из их задач и 
функций (ст. 12 Закона о конкуренции).
В целях содействия развитию 
товарных рынков, конкуренции, поддержки 
предпринимательства и демонополизации 
федеральный антимонопольный орган 
вправе направлять соответствующим 
органам исполнительной власти и 
управления рекомендации:
1) о предоставлении льготных 
кредитов, а также об уменьшении 
налогов или освобождении от 
них хозяйствующих субъектов, 
впервые вступающих на рынок 
определенного товара;
2) об изменении сфер 
применения свободных, регулируемых 
и фиксированных цен;
3) о создании и развитии 
параллельных структур в сферах 
производства и обращения;
4) о финансировании мероприятий 
по расширению выпуска товаров 
в целях устранения доминирующего 
положения отдельных хозяйствующих 
субъектов;
5) о привлечении иностранных 
инвестиций, создании организаций 
с иностранными инвестициями 
и свободных экономических зон;
6) о лицензировании экспортно-импортных 
операций и изменении таможенных 
тарифов.
На федеральный антимонопольный 
орган возложен государственный 
контроль за:
1) созданием, слиянием 
и присоединением коммерческих 
организаций (союзов или ассоциаций);
2) слиянием и присоединением 
коммерческих организаций, если 
сумма их активов по последнему 
балансу превышает 100 тыс. минимальных 
размеров оплаты труда;
3) ликвидацией и разделением 
(выделением) государственных и муниципальных 
унитарных предприятий, размер 
активов которых превышает 50 тыс. 
минимальных размеров оплаты 
труда, если это приводит к 
появлению хозяйствующего субъекта, 
доля которого на рынке будет 
превышать 35% (п.1, ст. 17 Закона).
Кроме вышесказанного, функции 
государственного контроля возложены 
на федеральные антимонопольные 
органы – это контроль за соблюдением 
законодательства при осуществлении 
хозяйствующими субъектами отдельных 
предпринимательских сделок (п.1, ст. 
18 Закона). Этот контроль выражается в 
том, что с предварительного согласия 
федерального антимонопольного органа 
на основании ходатайства юридического 
или физического лица осуществляются:
1) приобретение лицом 
(группой лиц) акций с правом 
голоса в уставном капитале 
хозяйственного общества, при котором 
такое лицо (группа лиц) получает 
право распоряжаться более чем 
20% указанных акций (долей). Данное 
требование не распространяется 
на учредителей хозяйственного 
общества при его образовании;
2) получение в собственность 
или пользование одним хозяйствующим 
субъектом (группой лиц) основных 
производственных средств или 
нематериальных активов другого 
хозяйствующего субъекта, если балансовая 
стоимость имущества, составляющего 
предмет сделки, превышает 10% от 
балансовой стоимости основных 
производственных средств и нематериальных 
активов хозяйствующего субъекта, 
отчуждающего имущество;
3) приобретение лицом 
(группой лиц) прав, позволяющих 
определять условия ведения хозяйствующим 
субъектом его предпринимательской 
деятельности (п. 2 ст. 18 Закона
Конкуренция — это борьба между 
товаропроизводителями, поставщиками, 
продавцами за лидерство, за первенство 
на рынке.
Конкуренция служит важнейших способов повышения 
эффективности, как целой экономической 
системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция 
— это цивилизованная форма борьбы за 
выживание, это сильнейший способ непрерывного 
стимулирования работников и трудовых 
коллективов. Благодаря экономической 
свободе, сопутствующей ей конкуренции, 
рыночная экономика превосходит 
командно-административную, в которой 
конкуренции нет места.
Виды конкуренции
Существует 4 основных вида 
конкуренции:
  - чистая (совершенная) конкуренция;
 
  - монополистическая конкуренция;
 
  - олигополия;
 
  - чистая монополия.
 
Но заглянувь вглубь 
можно расширить список до 6 пунктов:
  - функциональная конкуренция — базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
 
  - видовая конкуренция — это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
 
  - предметная конкуренция — это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
 
  - ценовая конкуренция — снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
 
  - скрытая ценовая конкуренция: продажа личного товара по цене конкурента, снижение цены потребления товара
 
  - незаконные методы: антиреклама товаров конкурентов, производство товаров имитаторов (подделк