Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:44, реферат

Описание работы

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельностипредставляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

хоз право.docx

— 37.78 Кб (Скачать файл)

2. Согласованные действия  хозяйствующих субъектов, ограничивающие  конкуренцию (ст. 6 Закона о конкуренции). Запрещаются и в установленном  порядке признаются недействительными  полностью или частично достигнутые  в любой форме соглашения (согласованные  действия) конкурирующих хозяйствующих  субъектов, имеющих в совокупности  долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Подобные соглашения бывают направлены на:

  • установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (долей), наценок;
  • повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
  • раздел рынка по территориальному признаку, объему продаж или закупок, по кругу продавцов или покупателей.

3. Акты и действия органов  власти и управления, направленные  на ограничение конкуренции (ст. 7 Закона о конкуренции);

4. Соглашения (согласованные  действия органов власти и  управления, ограничивающие конкуренцию  (ст. 8 Закона о конкуренции);

5. Участие должностных  лиц органов государственной  власти и государственного управления  в предпринимательской деятельности. Согласно ст. 9 Закона этим должностным  лицам запрещается заниматься  самостоятельной предпринимательской  деятельностью; иметь в собственности  предприятия; самостоятельно или  через представителя голосовать  посредством принадлежащих им  акций, вкладов, паев долей  при принятии общим собранием  хозяйственного товарищества и  общества; занимать должности в  органах управления хозяйствующего  субъекта. Эти должностные лица  вправе заниматься научной и  преподавательской деятельностью.

Формы недобросовестной конкуренции

Законом устанавливаются  формы недобросовестной конкуренции:

  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убыток другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, – введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления потребительских свойств, качества товара;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
  • получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия их владельца (ст. 10 Закона о конкуренции).

Проведение государственной  политики по содействию товарным рынкам и конкуренции, предупреждению, ограничению  и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом – Государственным антимонопольным комитетом РФ (с 1998 г. – Министерство по антимонопольной политике).

Федеральный антимонопольный  орган создает свои территориальные  органы. Полномочия антимонопольных  органов вытекают из их задач и  функций (ст. 12 Закона о конкуренции).

В целях содействия развитию товарных рынков, конкуренции, поддержки  предпринимательства и демонополизации  федеральный антимонопольный орган  вправе направлять соответствующим  органам исполнительной власти и  управления рекомендации:

1) о предоставлении льготных  кредитов, а также об уменьшении  налогов или освобождении от  них хозяйствующих субъектов,  впервые вступающих на рынок  определенного товара;

2) об изменении сфер  применения свободных, регулируемых  и фиксированных цен;

3) о создании и развитии  параллельных структур в сферах  производства и обращения;

4) о финансировании мероприятий  по расширению выпуска товаров  в целях устранения доминирующего  положения отдельных хозяйствующих  субъектов;

5) о привлечении иностранных  инвестиций, создании организаций  с иностранными инвестициями  и свободных экономических зон;

6) о лицензировании экспортно-импортных  операций и изменении таможенных  тарифов.

На федеральный антимонопольный  орган возложен государственный  контроль за:

1) созданием, слиянием  и присоединением коммерческих  организаций (союзов или ассоциаций);

2) слиянием и присоединением  коммерческих организаций, если  сумма их активов по последнему  балансу превышает 100 тыс. минимальных  размеров оплаты труда;

3) ликвидацией и разделением  (выделением) государственных и муниципальных  унитарных предприятий, размер  активов которых превышает 50 тыс.  минимальных размеров оплаты  труда, если это приводит к  появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке будет  превышать 35% (п.1, ст. 17 Закона).

Кроме вышесказанного, функции  государственного контроля возложены  на федеральные антимонопольные  органы – это контроль за соблюдением  законодательства при осуществлении  хозяйствующими субъектами отдельных  предпринимательских сделок (п.1, ст. 18 Закона). Этот контроль выражается в  том, что с предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:

1) приобретение лицом  (группой лиц) акций с правом  голоса в уставном капитале  хозяйственного общества, при котором  такое лицо (группа лиц) получает  право распоряжаться более чем  20% указанных акций (долей). Данное  требование не распространяется  на учредителей хозяйственного  общества при его образовании;

2) получение в собственность  или пользование одним хозяйствующим  субъектом (группой лиц) основных  производственных средств или  нематериальных активов другого  хозяйствующего субъекта, если балансовая  стоимость имущества, составляющего  предмет сделки, превышает 10% от  балансовой стоимости основных  производственных средств и нематериальных  активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;

3) приобретение лицом  (группой лиц) прав, позволяющих  определять условия ведения хозяйствующим  субъектом его предпринимательской  деятельности (п. 2 ст. 18 Закона

Конкуренция — это борьба между  товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке.

Конкуренция служит важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Виды конкуренции

Существует 4 основных вида конкуренции:

  • чистая (совершенная) конкуренция;
  • монополистическая конкуренция;
  • олигополия;
  • чистая монополия.

Но заглянувь вглубь можно расширить список до 6 пунктов:

  • функциональная конкуренция — базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
  • видовая конкуренция — это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
  • предметная конкуренция — это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
  • ценовая конкуренция — снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
  • скрытая ценовая конкуренция: продажа личного товара по цене конкурента, снижение цены потребления товара
  • незаконные методы: антиреклама товаров конкурентов, производство товаров имитаторов (подделк

Информация о работе Государственный контроль за предпринимательской деятельностью