2. Согласованные действия
хозяйствующих субъектов, ограничивающие
конкуренцию (ст. 6 Закона о конкуренции).
Запрещаются и в установленном
порядке признаются недействительными
полностью или частично достигнутые
в любой форме соглашения (согласованные
действия) конкурирующих хозяйствующих
субъектов, имеющих в совокупности
долю на рынке определенного товара
более 35%, если такие соглашения имеют
либо могут иметь своим результатом ограничение
конкуренции. Подобные соглашения бывают
направлены на:
- установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (долей), наценок;
- повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
- раздел рынка по территориальному признаку, объему продаж или закупок, по кругу продавцов или покупателей.
3. Акты и действия органов
власти и управления, направленные
на ограничение конкуренции (ст.
7 Закона о конкуренции);
4. Соглашения (согласованные
действия органов власти и
управления, ограничивающие конкуренцию
(ст. 8 Закона о конкуренции);
5. Участие должностных
лиц органов государственной
власти и государственного управления
в предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 9 Закона этим должностным
лицам запрещается заниматься
самостоятельной предпринимательской
деятельностью; иметь в собственности
предприятия; самостоятельно или
через представителя голосовать
посредством принадлежащих им
акций, вкладов, паев долей
при принятии общим собранием
хозяйственного товарищества и
общества; занимать должности в
органах управления хозяйствующего
субъекта. Эти должностные лица
вправе заниматься научной и
преподавательской деятельностью.
Формы
недобросовестной конкуренции
Законом устанавливаются
формы недобросовестной конкуренции:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убыток другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, – введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления потребительских свойств, качества товара;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
- продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия их владельца (ст. 10 Закона о конкуренции).
Проведение государственной
политики по содействию товарным рынкам
и конкуренции, предупреждению, ограничению
и пресечению монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции осуществляется
федеральным антимонопольным органом
– Государственным антимонопольным комитетом
РФ (с 1998 г. – Министерство по антимонопольной
политике).
Федеральный антимонопольный
орган создает свои территориальные
органы. Полномочия антимонопольных
органов вытекают из их задач и
функций (ст. 12 Закона о конкуренции).
В целях содействия развитию
товарных рынков, конкуренции, поддержки
предпринимательства и демонополизации
федеральный антимонопольный орган
вправе направлять соответствующим
органам исполнительной власти и
управления рекомендации:
1) о предоставлении льготных
кредитов, а также об уменьшении
налогов или освобождении от
них хозяйствующих субъектов,
впервые вступающих на рынок
определенного товара;
2) об изменении сфер
применения свободных, регулируемых
и фиксированных цен;
3) о создании и развитии
параллельных структур в сферах
производства и обращения;
4) о финансировании мероприятий
по расширению выпуска товаров
в целях устранения доминирующего
положения отдельных хозяйствующих
субъектов;
5) о привлечении иностранных
инвестиций, создании организаций
с иностранными инвестициями
и свободных экономических зон;
6) о лицензировании экспортно-импортных
операций и изменении таможенных
тарифов.
На федеральный антимонопольный
орган возложен государственный
контроль за:
1) созданием, слиянием
и присоединением коммерческих
организаций (союзов или ассоциаций);
2) слиянием и присоединением
коммерческих организаций, если
сумма их активов по последнему
балансу превышает 100 тыс. минимальных
размеров оплаты труда;
3) ликвидацией и разделением
(выделением) государственных и муниципальных
унитарных предприятий, размер
активов которых превышает 50 тыс.
минимальных размеров оплаты
труда, если это приводит к
появлению хозяйствующего субъекта,
доля которого на рынке будет
превышать 35% (п.1, ст. 17 Закона).
Кроме вышесказанного, функции
государственного контроля возложены
на федеральные антимонопольные
органы – это контроль за соблюдением
законодательства при осуществлении
хозяйствующими субъектами отдельных
предпринимательских сделок (п.1, ст.
18 Закона). Этот контроль выражается в
том, что с предварительного согласия
федерального антимонопольного органа
на основании ходатайства юридического
или физического лица осуществляются:
1) приобретение лицом
(группой лиц) акций с правом
голоса в уставном капитале
хозяйственного общества, при котором
такое лицо (группа лиц) получает
право распоряжаться более чем
20% указанных акций (долей). Данное
требование не распространяется
на учредителей хозяйственного
общества при его образовании;
2) получение в собственность
или пользование одним хозяйствующим
субъектом (группой лиц) основных
производственных средств или
нематериальных активов другого
хозяйствующего субъекта, если балансовая
стоимость имущества, составляющего
предмет сделки, превышает 10% от
балансовой стоимости основных
производственных средств и нематериальных
активов хозяйствующего субъекта,
отчуждающего имущество;
3) приобретение лицом
(группой лиц) прав, позволяющих
определять условия ведения хозяйствующим
субъектом его предпринимательской
деятельности (п. 2 ст. 18 Закона
Конкуренция — это борьба между
товаропроизводителями, поставщиками,
продавцами за лидерство, за первенство
на рынке.
Конкуренция служит важнейших способов повышения
эффективности, как целой экономической
системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция
— это цивилизованная форма борьбы за
выживание, это сильнейший способ непрерывного
стимулирования работников и трудовых
коллективов. Благодаря экономической
свободе, сопутствующей ей конкуренции,
рыночная экономика превосходит
командно-административную, в которой
конкуренции нет места.
Виды конкуренции
Существует 4 основных вида
конкуренции:
- чистая (совершенная) конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия;
- чистая монополия.
Но заглянувь вглубь
можно расширить список до 6 пунктов:
- функциональная конкуренция — базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
- видовая конкуренция — это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
- предметная конкуренция — это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
- ценовая конкуренция — снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
- скрытая ценовая конкуренция: продажа личного товара по цене конкурента, снижение цены потребления товара
- незаконные методы: антиреклама товаров конкурентов, производство товаров имитаторов (подделк