Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:44, реферат

Описание работы

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельностипредставляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

хоз право.docx

— 37.78 Кб (Скачать файл)

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа государственного контроля (надзора) присутствие своих должностных  лиц, ответственных за организацию  и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих  представителей при проведении мероприятий  по контролю.

Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю  вследствие действий (бездействия) должностных  лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством  РФ, неправомерными, подлежит возмещению.

Защита прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Заявления об обжаловании  действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) и их должностных  лиц подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством  РФ.

Нормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства РФ, признаются недействительными полностью  или частично в порядке, установленном  законодательством РФ.

В настоящей главе в  силу ограниченности объема учебника рассмотрены лишь отдельные средства государственного регулирования предпринимательства. Не меньшее значение имеют и иные инструменты регулирования, например такие, как бухгалтерский учет и  отчетность, цена, государственный  заказ и др.

 

 

 

 

 

 

 

Виды и формы  государственного регулирования  
предпринимательской деятельности

Государственное регулирование  – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов  власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных  правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации существующей социально-экономи-ческой системы.

Цель государственного регулирования  предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется  через три основные функции:

1) создание условий цивилизованного  функционирования рынка:

  • определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;
  • создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
  • предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;
  • защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;
  • установление денежной системы;
  • установление стандартов и мер на продукцию.

2) стратегическое планирование  науки и научно-технического прогресса;

3) решение макроэкономических  проблем:

  • объем национального производства;
  • пропорциональность развития экономики;
  • темпы экономического роста;
  • внешнеэкономический баланс страны;
  • уровень занятости трудоспособного населения страны;
  • социальная защита.

Специфика рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской  деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью  хозяйствующих субъектов.

При выборе средств государственно-правового  воздействия на рыночные отношения  имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой  действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений.

Государственно-правовому  регулированию в большей степени  подвержены факторы внешней экономической  среды, которые делятся на следующие  категории:

  • характер рыночных отношений;
  • характер правовых связей между хозяйствующими субъектами;
  • общесоциальные факторы;
  • общеэкономические условия;
  • общеполитические факторы.

Рынок – система экономических  отношений между продавцами и  покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение  и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности  прямого государственно-правового  воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо  для общества.

Контроль и последующее  государственное регулирование  в предпринимательской сфере  подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный  контроль и регулирование проявляют  себя иногда как весьма эффективное  средство. Сюда относятся: система льгот  и налогов; ценовая политика; регулирование  занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией  продукции.

Эти и другие, прямые и  косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме как  в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.

Вмешательство государства  в сферу предпринимательской  деятельности хозяйствующих субъектов  обусловлено следующими обстоятельствами:

  • предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;
  • борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;
  • предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;
  • контролем за использованием общенациональных ресурсов;
  • социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

На практике и в теории многие считают, что характер отношений  между государством и субъектом  предпринимательской деятельности представляется как партнерство. На самом же деле это не так, где государство  выступает в качестве политической и властной структуры, его "партнеры" вынуждены следовать воле государства, где последнее выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности, – идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач.

Основные направления  в государственном регулировании  рыночных отношений следующие:

1. Установление целей  развития рынка. В государственном  законодательстве указываются только  общие ориентиры развития, а граждане  вольны поступать в соответствии  с принципом: все, что не  запрещено, дозволено. Запреты  устанавливаются на те цели, которые  по своей природе антигуманны  и противоестественны.

2. Государственное законодательство  закрепляет и гарантирует все  формы собственности и их равенство.

В обществе существуют две  формы управления: государственное  управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.).

Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле – это деятельность исполнительных органон власти.

Принципы государственного управления: народовластие, подзаконный  характер действия (на основе закона), распорядительный характер (исполнительная власть – материальные ресурсы), юридически властный характер, разделение властей, федерализм (центр – регион).

Функции государственного управления:

  • прогнозирование (Федеральный закон "О прогнозировании и социально-экономических программах"). Прогноз: ежегодный, краткосрочный и долгосрочный. Прогноз носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием;
  • планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение);
  • нормативное регулирование;
  • методическое руководство;
  • подбор и расстановка кадров;
  • материально-техническое обеспечение;
  • финансирование;
  • информационное обеспечение;
  • оперативное управление собственностью;
  • учет и контроль.

7.2. Методы государственного  регулирования предпринимательской  деятельности

Методы государственного регулирования деятельности хозяйствующих  субъектов реализуются в следующих  формах:

  • убеждением;
  • принуждением, в том числе юридической ответственностью (уголовная и административная) в свою очередь методы государственного регулирования делятся на:

1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение  к действиям) – прямое регулирование;

2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) – косвенное  регулирование.

Следует отметить, что на современном этапе развития рыночных отношений в государстве произошел  отрыв экономических методов  от административных. Кроме того, эти  два метода не реализуются, без правовой формы, так как государственное  регулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов носит  подзаконный характер.

3) морально-политические (убеждение,  массовая информация).

7.3. Антимонопольное  регулирование предпринимательской  деятельности

Понятие конкуренции и монополистической  деятельности

Конкуренция является необходимой  предпосылкой рыночной экономики. Она  означает состязательность участников рынка, когда их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможность  каждого из них односторонне (монопольно) воздействовать на общие условия  обращения товаров на соответствующем  товарном рынке. Противоположностью конкуренции  выступает монополистическая деятельность, представляющая собой действия участников рынка, противоречащие антимонопольному законодательству и направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Конкуренция разрешена законом, а монополистическая деятельность запрещена.

На поддержание конкуренции  и ограничение монополистической  деятельности и направлено антимонопольное  законодательство.

К источникам антимонопольного законодательства относится Конституция  РФ, ст. 8, которая устанавливает в  Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств; поддержку конкуренции, свободу  экономической деятельности.

Антимонопольные нормы содержатся в ст. 10, п. 2.3, ст. 57, п. 1, ст. 103 Гражданского кодекса РФ; в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г., "О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" с  изменениями от 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г.; ФЗ РФ от 23 июня 1999 г. "О  защите конкуренции на рынке финансовых услуг", указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства. Рынок финансовых услуг регулируется нормативными актами Центрального банка  РФ и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими регулирование  на рынке финансовых услуг.

При изучении данной темы следует  обратить внимание, что впервые в  законе даются юридические понятия  товара, товарного рынка, финансовой услуги, рынка финансовых услуг, хозяйствующего субъекта и другие понятия.

Виды  монополистической деятельности

Нормальному развитию предпринимательства  препятствует монополистическая деятельность предпринимателей (хозяйствующих субъектов) как вид правонарушения. Согласно ст.4 Закона о конкуренции, монополистическая  деятельность – это действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, которые  противоречат антимонопольному законодательству и направлены на недопущение, ограничение  или устранение конкуренции.

Видами монополистической  деятельности являются:

1. Злоупотребление хозяйствующим  субъектом доминирующим положением  на рынке (ст. 5 Закона о конкуренции). Доминирующее положение хозяйствующего  субъекта означает его господство  на товарном рынке аналогичных  товаров, если его доля товара  составляет 65% и более (ст. 4 Закона  о конкуренции в ред. 1998 г.). Не  может быть признано доминирующим  положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного  товара не превышает 35%.

Злоупотребление хозяйствующих  субъектов доминирующим положением на рынке выражается в том, что  антимонопольное законодательство запрещает им совершать такие  действия, как: изъятие товаров из обращения для создания дефицита на рынке; навязывание контрагенту  невыгодных для него условий договора; включение в договор дискриминирующих условий, ставящих контрагента в  неравное положение по сравнению  с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии включения таких  товаров, в которых контрагент не заинтересован (ст. 5 Закона о конкуренции);

Информация о работе Государственный контроль за предпринимательской деятельностью