Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:44, реферат
Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельностипредставляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.
Государственный 
контроль за предпринимательской 
Контроль - одно из средств 
государственного регулирования экономики 
и предпринимательской 
Государственный контроль в 
сфере предпринимательской 
Разновидностью контроля 
является надзор, который подразделяется 
на общий надзор прокуратуры за соблюдением 
Конституции РФ и исполнением 
законов, действующих на территории 
Российской Федерации, в том числе 
в сфере хозяйственной 
Согласно науке 
а) органы надзора (в том 
числе прокурорского) выполняют 
свои функции и полномочия в отношении 
тех объектов, которые им организационно 
не подчинены; органы контроля - в основном 
в отношении организационно подчиненных 
и в некоторых случаях в 
отношении неподчиненных 
б) в процессе контроля могут 
применяться меры дисциплинарного 
воздействия в отношении 
в) органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.
Виды контроля различаются 
в зависимости от оснований его 
классификации. Так, объем проверяемой 
деятельности позволяет выделить общий 
контроль и специальный контроль.  
К специальному может быть отнесен, например, 
валютный контроль, налоговый контроль, 
бюджетный контроль и др.
В зависимости от стадии контроля 
и цели проверки выделяют предварительный, 
текущий и последующий 
В зависимости от того, кем осуществляется контроль и характера полномочий контролирующих органов, выделяются: контроль Президента РФ; контроль органов законодательной (представительной) власти; контроль органов исполнительной власти; контроль органов судебной власти.
Все виды контроля так или иначе влияют на предпринимательскую деятельность.
Например, на нее оказывает влияние деятельность Счетной палаты РФ, задачами которой являются, в частности:
– организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
– определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
– оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (хотя напрямую она не связана с контролем за предпринимательской деятельностью, однако оказывает существенное влияние на деятельность предпринимателей).
Значение налогового контроля 
для предпринимательской 
С точки зрения предмета предпринимательского 
права наибольший интерес представляет 
непосредственный контроль за осуществлением 
предпринимательской 
К непосредственному контролю 
за предпринимательской 
Лицензирующие органы в пределах компетенции вправе: проверять деятельность лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям; запрашивать и получать от лицензиата объяснения и справки по вопросам, возникающим при проверках; составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату; осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.
Непосредственный 
Одним из характерных примеров непосредственного контроля за предпринимательской деятельностью является валютный контроль. Его цель - обеспечение соблюдения валютного законодательства при валютных операциях.
Основные направления валютного контроля:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законода-тельству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;
в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:
а) контролируют проводимые в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютные операции, соответствие этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдение ими актов органов валютного контроля;
б) проверяют валютные операции резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Важнейшим этапом в развитии законодательства о государственном контроле (надзоре) явилось принятие Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", который регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполно-моченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ.
Предмет действия названного 
Закона ограничен понятием государственного 
контроля (надзора), определение которого 
содержится в Законе и суть которого 
состоит в проведении проверки выполнения 
юридическими лицами или индивидуальными 
предпринимателями при 
К числу обязательных относятся, 
например, требования, установленные 
государственными стандартами, обеспечивающие 
безопасность продукции, работ и 
услуг для окружающей среды, жизни, 
здоровья и имущества людей, техническую 
и информационную совместимость, взаимозаменяемость 
продукции, единство методов их контроля 
и маркировки; обязательные требования 
к безопасности товаров (работ, услуг) 
устанавливаются также 
Положения рассматриваемого 
Закона не применяются к отношениям, 
связанным с проведением 
Следует особо отметить закрепление в Законе принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), к числу которых относятся:
– презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
– открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
– установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
– соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
– ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства РФ и др.
К бесспорным достоинствам Закона 
следует отнести установление четких 
и детальных требований к организации 
и проведению мероприятий по контролю. 
К их числу относятся, в частности, 
требования о том, что продолжительность 
мероприятия по контролю не должна 
превышать один месяц, а также 
то, что в отношении одного юридического 
лица, в том числе 
С учетом всевозрастающего числа 
саморегулируемых организаций установлено, 
что в отношении юридических 
лиц и индивидуальных предпринимателей 
- членов саморегулируемой организации, 
солидарно несущих в 
В случае выявления нарушений обязательных требований членами саморегулируемой организации должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны при проведении плановых мероприятий по контролю сообщить саморегулируемой организации о выявленных нарушениях.
К числу дополнительных гарантий прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля следует отнести ряд ограничений, устанавливаемых Законом, при проведении соответствующих мероприятий, в соответствии с которыми должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:
– проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
– осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
– требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
– требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
– распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
– превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:
– непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
– получать информацию, предоставление которой предусмотрено рассматриваемым Законом и иными нормативными правовыми актами;
– знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
– обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Информация о работе Государственный контроль за предпринимательской деятельностью