Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:57, реферат

Описание работы

Рассматривая структуру бизнес-среды, необходимо обозначить существование границ бизнеса, отделяющих внутреннюю среду от внешней. В рамках данного определения четко прослеживается, что ключевую роль в процессе функционирования предпринимательских структур играет управление ими через контроль, что и обусловливает актуальность данной монографии. Управление предпринимательскими структурами через контроль - это и есть процесс постоянного поиска «идеального решения», определения концепции деятельности компании и ее реализации на практике в конкретных рыночных условиях.

Содержание работы

Введение
Понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности………………………………………………………….…2
Виды и формы государственного регулирования
предпринимательской деятельности………………………….……..7
Государственный контроль предпринимательской деятельности………………………………………………………..…..12
Заключение…………………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………….22

Файлы: 1 файл

1.docx

— 40.19 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

  1. Понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности………………………………………………………….…2
  2. Виды и формы государственного регулирования  
    предпринимательской деятельности………………………….……..7
  3. Государственный контроль предпринимательской деятельности………………………………………………………..…..12

Заключение…………………………………………………………………….20

Список использованной литературы……………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Усиление конкуренции на мировых  и отечественных рынках, стремительное  развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-проектов и другие факторы обусловливают новые требования к системе внутреннего и внешнего контроля предприятия. В современных условиях контроль на предприятии должен присутствовать на всех уровнях управления, так как он является гарантией успешной деятельности предприятия.

Контроль должен быть направлен  на обеспечение основных показателей  эффективности на всех этапах управления предприятием. В связи с этим целью  контроля на предприятии является выявление  возможных отклонений запланированных  показателей, установление причин этих отклонений и разработка мероприятий  по их устранению.

Бизнес-среда, требующая обеспечения  системой контроля, представляет собой  совокупность факторов, способствующих развитию бизнеса, определяющими среди  которых являются государственное  и бюрократическое регулирование, инвестиции, коррупция, налоговое бремя, законодательное регулирование, права  собственности и доступ к финансовым ресурсам.

Рассматривая структуру бизнес-среды, необходимо обозначить существование границ бизнеса, отделяющих внутреннюю среду от внешней.

В рамках данного определения четко  прослеживается, что ключевую роль в процессе функционирования предпринимательских  структур играет управление ими через  контроль, что и обусловливает  актуальность данной монографии.

Управление предпринимательскими структурами через контроль - это  и есть процесс постоянного поиска «идеального решения», определения  концепции деятельности компании и ее реализации на практике в конкретных рыночных условиях.

 

 

1.Понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности

Место и роль государства  в экономике каждой страны определяются эффективностью применяемых мер  и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются те или иные социально-экономические  и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой. 
Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в экономической и юридической литературе. Важно в решении данного вопроса указать на необходимость охраны публичных и частных интересов. Сочетание публичных и частных интересов для достижения целей государственного регулирования - основополагающая  задача такого регулирования1. 
Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях:

  • обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
  • формирование   государственного   бюджета;
  • защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;
  • обеспечение занятости населения;
  • обеспечение безопасности и обороны страны;
  • реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма;
  • соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании'.

Этот перечень охраняемых публичных интересов не является исчерпывающим. Существуют и такие  публичные интересы, как: 
необходимость эффективного управления государственной собственностью; 
необходимость обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг; 
обеспечение интеграции экономики России в мировую экономику. 
На наш взгляд, при формировании основных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности следует определить критерии для такой классификации. Пока не понятно, почему одни направления включены в указанный перечень, другие - нет. Здесь явно отсутствует научный подход к рассматриваемой проблеме.

Особенность государственного регулирования в большинстве  случаев раскрывается через категорию  «деятельность». Поэтому государственное  регулирование предпринимательской  деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических  отношений в сфере предпринимательства  с целью защиты публичных и  частных интересов участников этих отношений.

Говоря о соотношении  таких понятий, как «государственное регулирование», «государственное управление»  и «государственное воздействие», отметим, что первое понятие более узкое, нежели два последних. 
В юридической литературе различают формы государственного воздействия на рыночную экономику.  К ним относятся: 
государственное регулирование хозяйственной деятельности и контроль за нею; 
создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности; планирование3.

С этой точки зрения можно  говорить, например, о государственном  регулировании банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности.  Кроме того, можно выделить такие сферы государственно-правового регулирования, как бухгалтерский учет хозяйственных операций, финансирование предпринимательства, аудит, стандартизация и сертификация продукции (работ и услуг), ценообразование и др.

Государственное регулирование  предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости  от степени воздействия государства  на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики. Так, С. С. Занковский предлагает выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств государственного регулирования. Минимальный уровень регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью. 
С учетом сферы применения тех или иных средств воздействия можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, на уровне автономной области и автономных округов. Эти и другие виды государственного регулирования получили отражение в федеральных законах,  иных правовых актах.

Государственное регулирование  предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК). Принцип  недопустимости произвольного вмешательства  в частные дела означает, что законодатель в целом допускает государственное вмешательство в экономику. Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе - государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное вмешательство - незаконное явление. Одним словом, вмешательство  вмешательству рознь. 
В силу ч. 1 ст. 34 Конституции РФ любой гражданин вправе заниматься не запрещенной законом экономической деятельностью. Поэтому любая экономическая деятельность (включая и предпринимательскую) предполагает законные основания. Нельзя заниматься теми видами предпринимательства, которые прямо запрещены законом. Государственное регулирование предпринимательства ограничено рамками закона.

Сложнее обстоит дело с  пределами вмешательства государства  в регулирование предпринимательской  деятельности. Представители конституционного права считают, что эти пределы должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности. Однако в Конституции РФ данный принцип (равно как и другие) не сформулирован, хотя, по мнению Г. А Гаджиева, принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности вытекает из анализа отдельных конституционных положений. Весьма интересная позиция: конституционный принцип не явно выражен, а подразумевается.

Руководствуясь этим принципом, органы власти не могут возлагать  на граждан и юридические лица обязательства, превышающие установленные  пределы необходимости, вытекающей из публичного интереса, для достижения цели, преследуемой данной мерой'. В  противном случае вмешательство  государства в сферу предпринимательства  будет чрезмерным. Остается выработать на этот счет критерии и создать  судебную практику, включая правовые позиции Конституционного Суда РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды и формы государственного регулирования  
предпринимательской деятельности

Государственное регулирование  – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов  власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных  правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Цель государственного регулирования  предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется  через три основные функции:

1) создание условий цивилизованного  функционирования рынка:

  • определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;
  • создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
  • предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;
  • защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;
  • установление денежной системы;
  • установление стандартов и мер на продукцию.

2) стратегическое планирование  науки и научно-технического прогресса;

3) решение макроэкономических  проблем: 

  • объем национального производства;
  • пропорциональность развития экономики;
  • темпы экономического роста;
  • внешнеэкономический баланс страны;
  • уровень занятости трудоспособного населения страны;
  • социальная защита.

Специфика рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской  деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью  хозяйствующих субъектов.

При выборе средств государственно-правового  воздействия на рыночные отношения  имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой  действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений.

Государственно-правовому  регулированию в большей степени  подвержены факторы внешней экономической  среды, которые делятся на следующие  категории:

  • характер рыночных отношений;
  • характер правовых связей между хозяйствующими субъектами;
  • общесоциальные факторы;
  • общеэкономические условия;
  • общеполитические факторы.

Рынок – система экономических  отношений между продавцами и  покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение  и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности  прямого государственно-правового  воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо  для общества.

Контроль и последующее  государственное регулирование  в предпринимательской сфере  подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией  продукции.

Эти и другие, прямые и  косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.

Вмешательство государства  в сферу предпринимательской  деятельности хозяйствующих субъектов  обусловлено следующими обстоятельствами:

  • предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;
  • борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;
  • предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;
  • контролем за использованием общенациональных ресурсов;
  • социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

На практике и в теории многие считают, что характер отношений  между государством и субъектом  предпринимательской деятельности представляется как партнерство. На самом же деле это не так, где государство  выступает в качестве политической и властной структуры, его "партнеры" вынуждены следовать воле государства, где последнее выступает в  качестве субъекта предпринимательской  деятельности, – идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство  и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач.

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности