Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:31, реферат

Описание работы

Целью работы является определение экономической сущности франчайзинга; определение проблем в развитии франчайзинга, а также выяснение его перспектив развития при нынешних условиях в Украине.
Задача курсовой работы заключается в детальном рассмотрении основ функционирования франчайзинговых сетей, определение особенностей франчайзинга, его распространение в Украине.

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Франчайзинг как вид организации бизнеса
1.1 История развития франчайзинга
1.2 Преимущества и недостатки франчайзинга
1.3 Франчайзинговый договор
РАЗДЕЛ 2. Франчайзинг: международный и отечественный опыт
2.1 Регулирование франчайзинга в США
2.2 Регулирование франчайзинга в Европейском Сообществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

франчайзинг.docx

— 47.79 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждения высшего

Профессионального образования

«Ярославский  Государственный Технический Университет»

Кафедра «Политологии»

 

 

 

 

 

                                                                                     Отчет защищен 

                                                                                                С оценкой ________

                                                                                     Руководитель,

                   ________ В.Г.Копыльцов

« 4 »  ноября 2012 г.

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Хозяйственное право»:

ФРАНЧАЙЗИНГ

 

ЯГТУ 080502

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Отчет выполнили

                                                                                                  Студент группы ЗЭУС-68

______Ботерашвили С.И.

                                                                                           « 4 » ноября 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Франчайзинг как вид организации бизнеса

1.1 История развития франчайзинга

1.2 Преимущества и недостатки франчайзинга

1.3 Франчайзинговый договор

РАЗДЕЛ 2. Франчайзинг: международный и отечественный опыт

2.1 Регулирование франчайзинга в США

2.2 Регулирование франчайзинга в Европейском Сообществе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

франчайзинг договор коммерческий концессия

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Темой данной курсовой работы есть "Франчайзинг как особый вид организации бизнеса".

Актуальность  темы обусловлена недостаточной  изученностью, теоретической и практической значимостью поиска эффективных  форм регулирования франчайзинга.

Целью работы является определение экономической  сущности франчайзинга; определение проблем в развитии франчайзинга, а также выяснение его перспектив развития при нынешних условиях в Украине.

Задача  курсовой работы заключается в детальном  рассмотрении основ функционирования франчайзинговых сетей, определение особенностей франчайзинга, его распространение в Украине.

Предметом исследования работы есть сам франчайзинг как вид организации бизнеса, а также субъекты франчайзинговых отношений.

Для написания данной курсовой работы были использованы законодательные акты, учебные пособия, периодическая  литература, а также Интернет-ресурсы.

Современное состояние экономики, ее интернационализация  обусловливают неоюходимость разработки организационно-экономических основ формирования интегрированных форм бизнеса. Особенно ярко эта тенденция просматривается применительно к предприятиям, функционирующим в условиях спада производственных и финансовых показателей, когда каждый производитель желает направить внимание потребителей на свою продукцию.

Поэтому одним из приоритетных направлений  является разработка организационно-экономического механизма формирования, становления  и развития франчайзинговой формы организации бизнеса. Такая необходимость связана с состоянием предпринимательской деятельности в стране.

Франчайзинговая форма организации бизнеса активизирует деятельность предпринимателей, а это требует необходимых разработок и обоснования принципов и культуры взаимоотношений, распределения функций управления между партнерами, информационного обеспечения всего процесса совместной деятельности.

Сегодня в экономике страны франчайзинг как интегрированная форма бизнеса является относительно новым явлением, для которого необходимо выработать основные теоритические и методологические позиции.

РАЗДЕЛ 1. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ВИД ОРГАНИЗАЦИИ  БИЗНЕСА

1.1 История развития франчайзинга

Термин "франчайзинг" происходит от французского слова "frachise", что означает "льгота, привилегия, право участия", - это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную торговую марку, возможность обучиться и получать по ходу дела необходимые консультации [2; с.11].

Нечто подобное тому, что сейчас называют франчайзингом, сушествовало и раньше, еще в давние времена. Это была некая система, в соответствии с которой предоставлялись определенные права или делегировались определенные полномочия в обмен за плату. Примером такого "франчайзинга" может служить баронская система в Англии, когда король предоставлял права баронам по сбору и подсчету налогов. Система гильдий, существовавшая в Лондонском Сити, была также своеобразной фирмой франчайзинга. Так, членство в ливрейных компаниях Лондонского Сити предоставляло таким членам множество различных привилегий. Обычным методом вступления в ливрейную компанию было поступление в ученичество, которое, по его утешному окончанию, предоставляло статус фримена (free man), т.е. гражданина, который получал право служить любому господину или самому себе. Такая компания разрабатывала, утверждала, а также защищала стандарты производимых товаров и предоставляемых услуг и эффективно ограничивала конкуренцию. По сути, членство в компании давало право работать в пределах Лондонского Сити, но только в соответствии со стандартами, выполнение которых тщательно проверялось. Без членства в ливрейной компании невозможно было иметь магазин или торговать в пределах Сити. Можно сказать, что ливрейные компании предоставляли своим членам франшизу по торговле в Сити в соответствии со стандартами, которые должны были однозначно соответствовать и ассоциироваться с членством в такой ливрейной компании. Итак, элементы правоотношений, которые мы сейчас называем франчайзинговыми, были давно. Однако только с широким развитием товарно-денежных отношений в эпоху так называемой "второй волны" или эпоху индустриальной цивилизации франчайзинг получил свое широкое признание и применение в повседневной практике предпринимательской деятельности.

До  появления сложных, многоуровневых и разветвленных систем сбыта  производители товаров контактировали непосредственно с покупателями (потребителями) этих товаров, и с  целью их сбыта производителями  практиковались различные методы: от получения заказов по почте и рекламы посредством коммивояжеров (путешествующих торговцев) - до продажи через уполномоченных дистрибьюторов. В США, Англии и других странах, воспринявших английскую систему права, широко распространилась практика называть розничных торговцев определенными товарами агентами, даже если между производителем товаров и независимым розничным торговцем существовали правоотношения обычной купли-продажи. Как правило, в таких случаях в договоре предусматривалось предоставление агенту исключительных прав по продаже определенного товара или определенного перечня товаров на четко определенной договором территории. По мере ужесточения конкуренции, прежде всего -- в сфере сбыта товаров и услуг, по мере ужесточения "борьбы за потребителя", шел процесс усложнения и совершенствования форм и методов сбыта. Именно в этом непрекращающемся процессе совершенствования и возник франчайзинг. И совершенно не случайно, что в современном его виде франчайзинг возник именно в Соединенных Штатах -- стране наиболее развитого капитализма, стране, в которой рыночные отношения существовали и развивались в самом "чистом" виде, с минимальными ограничениями и минимальным вмешательством в них государства. [3; с.3]

В Соединенных Штатах Америки франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок (Singer Sewing machine company). Многие исследователи называют именно Исаака Зингера (Isaak Singer), основателя всемирно известной компании - производителя швейных машин, родоначальником современного франчайзинга. С 1851 года его фирма заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы - предтечу современного франчайзингового контракта. Договором подразумевалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории Соединенных Штатов. После окончания гражданской войны в Америке в середине XIX века Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины.

В 20-х годах в США идея франчайзинга, как формы ведения бизнеса сместилась в сторону отношений: оптовик-розничный продавец. Оптовый продавец (или франчайзор) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость. В Великобритании этот тип франчайзинга применялся Спар (Spar) и бакалейными магазинами ВГ (VG grocery stores).

С 1930 года в США после кризиса  в экономике нефтеперерабатывающие  компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как  франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и, соответственно, увеличилась прибыль.

Вплоть  до 1950-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга или франчайзинга первого поколения.

В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 году Закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяла владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса.

Созданная в 1977 году Британская франчайзинговая ассоциация (БФА) (British Franchise Аssociation) дает определение франшизы как контрольной лицензии, выданной одним лицом (франчайзором) другому лицу (франчайзи), которая:

? дает разрешение или обязывает  франчайзи заниматься в течение периода франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее или ассоциируемое с франчайзором;

? дает право франчайзору осуществлять контроль в течение всего периода франшизы за качеством ведения бизнеса, являющегося предметом франшизы;

? обязывает франчайзора предоставлять франчайзи помощь при ведении бизнеса, являющегося предметом франшизы (помощь в организации предприятия, обучение персонала, управление продажами и т. д.);

? обязывает франчайзи регулярно в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзору определенные денежные суммы в оплату франшизы или товаров, услуг, предоставляемых франчайзором франчайзи;

? не является обычной сделкой  между холдинговой и ее дочерней  компаниями или между частным  лицом и компанией, контролируемой  им.

В сущности, франчайзинг процветает потому, что совмещает стимул к владению малым предприятием с управленческим мастерством крупного бизнеса. А личная собственность представляет лучший стимул, когда-либо созданный для побуждения к тяжелой работе.

Несомненно, от франчайзинга выгадывает не только франчайзи, но и франчайзер, который быстро разрастается, используя денежные средства других людей (франчайзи). В большой степени именно поэтому такие гиганты, как "Макдоналдс" и "Баскин-Роббинс", стали крупнейшими предприятиями за такое короткое время. Кроме возможности быстрого расширения для франчайзера франчайзинг позволяет также франчайзеру внедряться в новые географические районы, которые, вероятно, в противном случае не были бы подходящими для расширения. Поскольку франчайзеру требуется меньшее количество управляющих, затраты на заработную плату и проблемы с персоналом уменьшаются. Кроме того, франчайзи обладают более сильной мотивацией, чем наемные руководящие сотрудники компании.

До  последнего времени слово франчайзинг было синонимом предприятий общественного питания с едой быстрого приготовления типа "Макдоналдс" и "Вендиз". Но сейчас франчайзинг проник в большинство отраслей. В 1960 г. была создана Международная Ассоциация Франчайзинга (IFA).

Современный франчайзинг представляет собой систему отношений, строго регулируемых этическими, юридическими и финансовыми нормативами и положениями. В большинстве стран мира работают Ассоциации и Федерации, основная задача которых защищать интересы франшизных компаний.

Франшизы  существуют в таких различных  областях, как художественные галереи  и мастерские по ремонту обуви, бары для встреч и персональные компьютеры. Франчайзинг проник даже в сферу таких услуг, как оздоровительные центры для снижения веса. Обсуждение этого вопроса позволяет сделать вывод, что франчайзинг часто оказывается лучшим путем к успеху для будущего предпринимателя. Норма банкротств (failure rate) является низкой, поскольку более крупная организация защищает франчайзи путем предоставления рекомендаций и установления стандартов [10].

1.2 Преимущества и недостатки франчайзинга

Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом. По существу суть франчайзинга заключается в обмене (впрочем, как и все товарно-денежные отношения): франчайзер отдает франчайзи право пользоваться относительно известным брендом, обучает секретам своего бизнеса и предоставляет определенные относительные гарантии надежности бизнеса, так как на практике доказана его успешность. В ответ франчайзи делится с франчайзером своими деньгами и, в какой-то степени, своей независимостью [11].

Информация о работе Франчайзинг