Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:31, реферат

Описание работы

Целью работы является определение экономической сущности франчайзинга; определение проблем в развитии франчайзинга, а также выяснение его перспектив развития при нынешних условиях в Украине.
Задача курсовой работы заключается в детальном рассмотрении основ функционирования франчайзинговых сетей, определение особенностей франчайзинга, его распространение в Украине.

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Франчайзинг как вид организации бизнеса
1.1 История развития франчайзинга
1.2 Преимущества и недостатки франчайзинга
1.3 Франчайзинговый договор
РАЗДЕЛ 2. Франчайзинг: международный и отечественный опыт
2.1 Регулирование франчайзинга в США
2.2 Регулирование франчайзинга в Европейском Сообществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

франчайзинг.docx

— 47.79 Кб (Скачать файл)

Франчайзинг позволяет компании развиваться за счет средств, привлекаемых в систему предпринимателей-франчайзи. Более того, когда деятельность налажена, он становится источником стабильного дохода для организатора сети.

Что касается проблемы поиска и удержания  квалифицированных менеджеров, то в  системе франчайзинга эта проблема отпадает сама собой, так как предприниматели-франчайзи, по определению боладающие более сильной мотивацией, являются так называемыми самомотивированными управленцами [4].

Преимущества  и недостатки франчайзинга для франчайзи.

Одним из основных преимуществ франчайзинга для франчайзи является значительное снижение риска понести убытки или стать неплатежеспособным прежде, чем он твердо станет на ноги и сможет уверенно вести и развивать свою предпринимательскую деятельность.

Снижение  риска понести убытки основано на использовании уже опробованных и успевших зарекомендовать себя методов ведения предпринимательской  деятельности.

Вступая во франчайзинговую сеть, франчайзи получает огромное преимущество от получения различного рода услуг от франчайзера, франчайзи, таким образом, опосредованно "использует" репутацию (гудвил) франчайзера и привлекает к себе потенциальных потребителей продаваемых товаров или услуг.

Вступая во франчайзинговую сеть, франчайзи получает огромное преимущество от получения различного рода услуг от франчайзера или иных лиц, связанных с ним или доверяющих франчайзеру и его методам ведения предпринимательской деятельности:

? поставка торгового или иного  оборудования на более выгодных  условиях (например, в лизинг или  с отсрочкой платежа);

? получение кредита в банке  на наиболее льготных условиях;

? приобретение товаров с большими  скидками;

? проведение широкомасштабной рекламной  кампании при небольших финансовых  затратах.

Помощь  франчайзи в повседневной деятельности включает в себя постоянные консультации франчайзера, проведение анализа продаж и т. п. Опытный франчайзер раньше, чем франчайзи заметит надвигающиеся финансовые проблемы, предоставит ему необходимые рекомендации по преодолению трудностей и недопущению возникновения подобных проблем в будущем.

Приобретение  франшизы с небольшими оговорками можно  сравнить с приобретением предприятия. Суть различий заключается в том, что, приобретя предприятие, покупатель сам решает в дальнейшем, как им управлять. Приобретя франшизу, франчайзи вступает в долгосрочные правоотношения с франчайзером и во многих аспектах ведения бизнеса полагается на него. По большому счету, франчайзи не разрешено вести бизнес по-своему усмотрению, он должен строго придерживаться стандартов франчайзинговой системы. Несколько факторов существенно отличают ведение франчайзингового бизнеса от независимого, а именно:

? наличие франчайзера;

? обязательство использовать наименование  и систему франчайзера под постоянным контролем последнего;

? риск наступления событий, которые  самым губительным образом повлияют  на предприятие франчайзи, и при этом франчайзи не сможет каким-либо образом повлиять на их предотвращение (например, наступление неплатежеспособности или банкротства франчайзера, действия других франчайзи, повлекшие за собой негативные последствия для всей франчайзинговой сети, и т. п.);

? предоставление франчайзером услуг, за которые необходимо платить, и т. п..

Франчайзи, приобретая право пользования франшизой, значительно снижает обычные риски начинающего предпринимателя, его основным риском является принятое решение: правильно или неправильно выбранная франшиза, т. е. какая из потенциально возможных для приобретения франшиз даст возможность франчайзи быстрее окупить вложенные инвестиции и получить прибыль. На правильность выбора франчайзи влияет количество и характер информации, которую он может получить о продаваемой франшизе. Оценивая важность этого фактора, в некоторых странах основной аспект государственного регулирования франчайзинговой деятельности сводится к обязыванию франчайзера дать как можно больше сведений о продаваемой франшизе. Следует также указать, что к числу потенциальных рисков франчайзи в отношении франшизы могут быть отнесены:

? недостаточное апробирование франшизы. Приобретая вновь разработанную  франшизу, франчайзи рискует, что она не была достаточным образом опробована и нет достаточных доказательств ее конкурентоспособности и рентабельности. В целом, минимальным сроком для развития и опробования франшизы принято считать 2 года. Такой срок апробации франшизы реально позволяет франчайзеру сформулировать ответы на большинство вопросов франчайзи об эксплуатации франшизы, а также сформировать деловую репутацию такой франшизы;

? объективные способности франчайзи вести выбранную им предпринимательскую деятельность. Он также заинтересован в выборе "правильного" франчайзи, т. е. такого лица, лучшие качества которого раскроются при ведении определенной предпринимательской деятельности;

? недостаточная структурированность  франшизы, являющаяся, как правило,  доказательством недостаточной  апробации, может повлечь за  собой коммерческие и финансовые  проблемы не только для отдельного  франчайзи, но и в целом для всей франчайзинговой сети;

? недобросовестность франчайзера при предоставлении помощи франчайзи (необходимое количество контрольных и инспекционных проверок, проведение необходимого количества обученческих семинаров и курсов, постоянное совершенствование ноу-хау);

? наличие мест, потенциально пригодных  не только для размещения в  них торговых точек или помещений,  но также способных привлечь  достаточно быстро большое количество  покупателей.

Для достижения успеха франчайзи придется задействовать не только финансовые, но и интеллектуальные ресурсы [3; с.18].

Франчайзер зачастую довольно жестко контролирует многие аспекты деятельности франчайзи: технологию и стиль работы, финансовую сторону проекта, ценовую политику. С одной стороны, это обеспечивает должное качество продукции, а с другой - ограничивает предпринимательскую самостоятельность франчайзи, которому во многом приходится учитывать мнение своего партнера [2; с.45].

Преимущества  и недостатки франчайзинга для франчайзера.

Основным  преимуществом франчайзинга для франчайзера является возможность значительного расширения сбыта своей продукции или услуг без привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Быстрое разворачивание франчайзинговой сети может тормозиться лишь следующими факторами:

? неспособностью франчайзера развивать и поддерживать соответствующую инфраструктуру;

? отсутствием у франчайзи необходимой квалификации и способностей;

? нехваткой мест, размещение в  которых магазинов или иных  торговых точек даст возможность  быстро развить прибыльную деятельность.

При достаточном развитии франчайзинговой сети франчайзер может получать основные доходы от франчайзинговых платежей, а не от ведения предпринимательской деятельности, на основе которой сформировалась франшиза. Оптимизация масштабов предприятия франчайзера дает ему возможность быстро развиваться как на национальном, так и на международном уровнях и при этом избегать рисков от осуществления капиталовложений.

Франчайзи, являющиеся собственниками своих предприятий, имеют лучший стимул в развитии этих предприятий и соответственно франчайзинговой сети в целом, чем наемные служащие или менеджеры франчайзера. Франчайзинг незаменим при желании франчайзера расширить свою предпринимательскую деятельность на территорию иной страны.

Не  будучи связанным каждодневными  проблемами ведения бизнеса, франчайзер имеет возможность уделять больше внимания стратегическим направлениям развития того или иного аспекта своей предпринимательской деятельности.

Основную  опасность для франчайзера во франчайзинге таят его взаимоотношения с франчайзи. Избранный франчайзи может быть не в состоянии вести определенную предпринимательскую деятельность.

Основной  задачей франчайзера является обеспечение единых стандартов продажи товаров или предоставления услуг во всей франчайзинговой сети.

В силу тех или иных причин франчайзинговые отношения могут прекратиться, и франчайзер встает перед реальной опасностью разглашения своего ноу-хау недобросовестным франчайзи или его служащими. И хотя соответствующие положения содержатся во франчайзинговом договоре, они вряд ли гарантируют франчайзеру соблюдение его прав. Франчайзер должен быть готов к этому.

Проведение  постоянного обучения франчайзи ведет к тому, что в будущем после истечения срока франчайзингового договора он может стать реальным конкурентом. Это - реальность, и не нужно о ней забывать. Предотвратить это может только постоянное развитие франчайзером самого себя, франчайзи должен помнить, что его будущее напрямую зависит от этого [3; с.25].

Рост  эффективности бизнеса предприятий-франчайзи можно достичь путем контроля со стороны франчайзера за соблюдением стандартов ведения дел. Однако нельзя допускать чрезмерного контроля франчайзи, поскольку, во-первых, снижается его действенность, во-вторых, излишний контроль может изменить суть франчайзинга, ориентированного на мотивированных управленцев - владельцев собственного предприятия.

Баланс  контроля достинается с помощью прозрачной системы отчетности франчайзи при минимальном вмешательстве в его дела [4].

Наконец, отношения франчайзинга имеют как преимущества, так и недостатки для потребителя. Так преимуществами для потребителя есть: в большинстве случаев товары и услуги, те, что реализуются под одним товарным знаком, имеют одинаковое качество и инфраструктуру услуг, которые предоставляются; если закрывается какая-то определенная торговая точка, можно обратиться в главную компанию; за счет конторля качества со стороны франчайзера франчайзинговые фирмы обычно предлогают более высокий уровень обслуживания; франчайзи как собственники предоставляют потребителю услуги с большей мерой собственного участия.

В свою очередь, недостатки для потребителя  следующие: потенциально франчайзинг может ограничивать конкуренцию и, в следствие, ограничивать выбор товаров и услуг на определенном рынке; франчайзи может оказаться недостаточно обученным [7].

1.3 Франчайзинговый договор

В настоящее время следует отметить, что система франчайзинга на сегодня является самым популярным механизмом быстрого начала собственного бизнеса. Бизнес на основе договора франчайзинга является наиболее перспективным и эффективным способом ведения бизнеса по сравнению со всеми остальными видами договорных отношений, основанных на передаче комплекса исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности [6].

В хозяйственном кодексе Украины  Договор коммерческой концессии "предусматривает  использование комплекса предоставленных  пользователю прав, деловой репутации  и коммерческого опыта правообладателя  в конкретном объеме, с указанием  или без указания тарритории использования относительно определенной сферы предпринимательской деятельности" [1].

Как любой из договоров, который так  или иначе нуждается в регулировании  рядом отраслей законодательства, договор  франчайзинга требует особого внимания при согласовании его условий, а сами отношения франчайзинга зачастую строятся на ряде взаимосвязанных договоров, образующих так называемый "пакет договоров". Договор франчайзинга можно условно отнести к так называемым договорам сильной стороны, поскольку изначально исключительность прав, передаваемых франчайзером, их индивидуальная природа и защищенность правом интеллектуальной собственности позволяет франчайзеру диктовать условия договора и обеспечивать определенную подчиненность франчайзи. Как и иные договоры, связанные с наличием в них сильной стороны (принципала в агентских или дистрибьюторских договорах), договор франчайзинга требует согласования многих вопросов, особенно если эти договоры международные (что связано не только с особенностями национальных правовых культур, но и со значительными расхождениями в правовом регулировании франчайзинга, наличием императивных норм, которые требуют соответствующего отражения в будущих договорах). Кроме того, зачастую национальным франчайзи очень трудно понять и принять то, что определенный дисбаланс франчайзинга в сторону приоритетного положения франчайзера объективен. Ведь в случае нанесения ущерба имиджу переданной в пользование франшизы, франчайзи рискует потерять лишь свой маленький бизнес, а франчайзер - утратить бизнес и репутацию в глобальном понимании. Действительно, при нынешней глобализации бизнеса турист, который остался недоволен гостиницей определенного бренда в Киеве, уже вряд ли поселится в ней и в Москве или Пекине, Праге или Париже [12].

Первоначально франчайзинг зарождался и развивался как метод сбыта товаров в границах определенной страны. Имея целью получение дохода через сбыт своих товаров и для этого создавая сеть франчайзинговых предприятий, франчайзер сталкивался с остановкой возрастания доходов, как только вся территория его страны была покрыта этой сетью предприятий. С экономической точки зрения для дальнейшего возрастания доходов франчайзер вынужден был осуществлять экспансию своей предпринимательской деятельности в другие страны. То есть, можно утверждать, что экономическая необходимость распостранять свою деятельность на другие страны основанием для модификации обычной франшизы [3; с.123].

Франшиза - совместные права промышленной и  интеллектуальной собственности на торговые марки и товарные знаки, наименования фирм, на авторские нрава, конструкторские разработки, "ноу-хау" или патенты, которые должны использоваться для реализации продукции или  оказания услуг конечным потребителям [13].

Информация о работе Франчайзинг