Досудебное оздоровление и защитный период в процедуре банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение досудебного оздоровления и защитного периода в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве).
Задачами проведения данной работы являются:
Изучить досудебное оздоровление как процедуру банкротства;
Исследовать защитный период при проведении процедур по делам об экономической несостоятельности (банкротстве);
Рассмотреть правовое положение антикризисного управляющего в защитном периоде.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………...……………3
ГЛАВА 1 ДОСУДЕБНОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ…………………………………5
Общая характеристика стадий процедуры банкротства………………….5
Понятие, цель, содержание досудебного оздоровления………………….8
ГЛАВА 2 ЗАЩИТНЫЙ ПЕРИОД………….…………………………………18
2.1 Понятие защитного периода, его содержание………………………........18
2.2 Антикризисный управляющий в защитном периоде. Его права и
обязанности………………………………………………………......................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….………...…..........29

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Защитный период — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества предприятия должника (в соответствии со ст. 1 Закона). Из приведенного определения следует, что защитный период является самостоятельной процедурой банкротства, которая предусмотрена в Законе с целью недопущения неосновательного возбуждения в отношении должника конкурсного производства (санации или ликвидационного производства), а также для принятия мер по сохранности его имущества.

По общему правилу хозяйственный суд может установить защитный период продолжительностью не более трех месяцев. При определении продолжительности защитного периода в пределах трехмесячного срока хозяйственный суд не связан какими-либо правилами и исходит из обстоятельств конкретного дела [14,с. 205].

Закон не содержит нормы, которая устанавливает, что возбуждение производства по делу о банкротстве обязательно влечет установление защитного периода. Это связано с тем, что в ряде случаев, определенных Законом, защитный период вообще не устанавливается. Так, защитный период не применяется в отношении банков и других кредитно-финансовых организаций, в отношении индивидуальных предпринимателей, а также в отношении ликвидируемых юридических лиц. Дела о банкротстве данных субъектов хозяйствования имеют свои особенности. При рассмотрении всех остальных дел о банкротстве установление защитного периода является обязательным.

Суть защитного периода заключается в том, что должник получает возможность приостановить выплаты денежных средств кредиторам на срок до трех месяцев (если хозяйственный суд не установит меньший или больший срок).

При введении защитного периода хозяйственный суд назначает временного управляющего, который должен объективно проверить наличие оснований для возбуждения конкурсного производства и принять меры к сохранности имущества должника. Данный управляющий называется временным, поскольку после завершения защитного периода он освобождается от исполнения обязанностей. Кроме этого, производство по делу о банкротстве может быть прекращено после окончания защитного периода при отсутствии оснований к применению других процедур банкротства [13, с. 306].

Именно в защитный период должник имеет одну из последних возможностей самостоятельно принять меры к восстановлению платежеспособности, поскольку введение защитного периода само по себе еще не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления от исполнения их функций.

Приостановление выплат денежных средств кредиторам на срок до трех месяцев, а иногда и более само по себе может положительно отразиться на финансовом состоянии должника, а в совокупности с другими мерами дать импульс к выходу должника из кризиса. На данной стадии временный управляющий только оказывает содействие должнику и устанавливает имеются ли основания для применения других процедур банкротства.

Принятие хозяйственным судом заявления о банкротстве и установление защитного периода влечет существенные последствия, указанные в ст. 38 Закона. Так, с момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве:

− по ходатайству временного управляющего или руководителя должника приостанавливается в общем или хозяйственном суде и государственных органах производство по делу, связанному с взысканием с должника денежных средств и иного имущества;

− приостанавливается исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных решений, за исключением взыскания задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, морального вреда, задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда, выплате алиментов;

− запрещается удовлетворение требований учредителей и участников должника о выделении доли в имуществе должника в связи с его выходом из состава учредителей (участников).

В целях реализации данных положений Закона хозяйственный суд направляет в банки, обслуживающие предприятия должника, в общие и хозяйственные суды, налоговые органы и др. гос. учреждения определение о возбуждении производства по делу о банкротстве.

В соответствии со ст. 38 Закона приостановление в общем или хозяйственном суде и государственных органах производства по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств и иного имущества, возможно не только по ходатайству временного управляющего или руководителя, но и по ходатайству иных лиц. При этом не называется какие лица (кроме временного управляющего и руководителя) могут заявлять такое ходатайство. Представляется, что такими лицами являются лица, участвующие в деле о банкротстве, к которым Закон относит (кроме временного управляющего и должника) конкурсных кредиторов, налоговые и иные уполномоченные органы, местный исполнительный и распорядительный орган, прокурора (если дело о банкротстве рассматривается по заявлению прокурора) [14,ст.250].

По окончании защитного периода хозяйственный суд в судебном заседании рассматривает отчет временного управляющего. По результатам рассмотрения, которого хозяйственный суд либо принимает решение о возбуждении конкурсного производства либо прекращает производство по делу о банкротстве.

Конкурсное производство возбуждается в следующих случаях:

    −  если неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;

    − при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии исполнить платежные обязательства и произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер [8].

Если указанные основания для возбуждения конкурсного производства отсутствуют, хозяйственный суд прекращает производство по делу о банкротстве. Производство по делу может быть также прекращено в связи с заключением должником и кредиторами мирового соглашения, в связи с уплатой всех долгов должника, в связи с установлением факта ложного банкротства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Антикризисный управляющий  в защитном периоде. Его права  и обязанности.

В соответствии со ст. 11 Закона антикризисный управляющий - физическое или юридическое лицо, назначаемое хозяйственным судом для проведения некоторых процедур банкротства и осуществления иных полномочий антикризисного управляющего.

 Уже на стадии защитного  периода антикризисный управляющий имеет значительные полномочия. В частности, он вправе:

  • предъявлять в хозяйственный суд требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных законодательными актами;
  • заявлять в хозяйственный суд ходатайства о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества должника на хранение третьим лицам, а также об отмене таких мер;
  • получать вознаграждение в порядке, установленном законом;
  • заявлять в хозяйственный суд ходатайство об отстранении руководителя должника от должности;
  • производить опись (инвентаризацию) и оценку всего движимого и недвижимого имущества должника;
  • ходатайствовать перед хозяйственным судом о представлении и (или) истребовании у организаций необходимых документов, заключений, представлении ими иных сведений, относящихся к хозяйственной деятельности должника, а также знакомиться с такими материалами в месте их нахождения, если иное не предусмотрено законодательством;
  • проводить экспертизу финансово-хозяйственной деятельности должника и анализ финансового состояния и платежеспособности должника самостоятельно или с привлечением через хозяйственный суд должника, необходимых экспертов и специалистов в порядке, установленном законодательством;
  • входить в служебные помещения должника и производить в них осмотр, если иное не установлено в соответствии с законодательством;
  • осуществлять в соответствии с Законом по поручению хозяйственного суда иные полномочия.

Должник обязан представлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности предприятия должника, если иное не предусмотрено законодательством об охране государственных секретов [9] .

Закон устанавливает также обязанности антикризисного управляющего, который должен:

  • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника и его защите;
  • истребовать у должника полный список его кредиторов и дебиторов с указанием суммы задолженности, развернутый баланс активов и пассивов, отчет о финансовом положении и другую необходимую информацию, содержащуюся в книгах, счетах и иных документах;
  • устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований;
  • проводить анализ финансового состояния и платежеспособности должника;
  • оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности должника, заключении мирового соглашения;
  • определять наличие признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору;
  • выполнять поручения хозяйственного суда, вытекающие из требований Закона;
  • представлять по окончании защитного периода в хозяйственный суд отчет о своей деятельности и заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.

Следует также отметить, что главная задача временного управляющего заключается именно в том, чтобы сделать объективное заключение о финансовом состоянии должника. Это заключение будет иметь решающее значение при рассмотрении хозяйственным судом вопроса о том, нужно ли продолжить рассмотрение дела о банкротстве либо следует прекратить производство по делу после окончания защитного периода [1].

Очень важным является вопрос о том, каким образом осуществляется управление должником после введения защитного периода и назначении временного управляющего.

По общему правилу руководство предприятия продолжает осуществлять свои функции. Однако совершать сделки и производить выплаты денежных средств кредиторам органы управления могут только с письменного согласия временного управляющего [12, с. 16].

Также в процессе защитного периода предприятие не вправе принимать решения о:

  • реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) или ликвидации должника;
  • создании организаций, вхождении в организации, выходе из организаций, приостановлении своего членства в организациях, принятии (непринятии) в связи с участием в организациях мер, которые могут ухудшить финансовое состояние должника;
  • создании филиалов и представительств;
  • выплате дивидендов;
  • выпуске (выдаче, размещении) ценных бумаг;
  • выходе из состава участников должника - юридического лица;
  • приобретении у акционеров ранее выпущенных акций (приобретении у участника должника доли (пая) в имуществе должника или ее части).

Решение об участии в ассоциациях, союзах, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц может быть принято органами управления должника только с письменного согласия временного управляющего [1].

С момента введения защитного периода хозяйственным судом могут быть установлены ограничения по распоряжению имуществом должника. Хозяйственный суд по заявлению должника, временного управляющего, кредитора, налоговых органов, исполнительных комитетов может также принять меры по обеспечению требований кредиторов. Такими мерами, например, могут быть:

  • наложение ареста на имущество должника;
  • запрещение должнику совершать определенные действия;
  • обязанность должника передать ценные бумаги, валютные ценности на хранение третьим лицам.

Одной из самых жестких мер по обеспечению требований кредиторов является отстранение руководителя должника. Отстранение руководителя от должности осуществляется хозяйственным судом по ходатайству временного управляющего, кредитора, налоговых органов, местного исполнительного комитета. Отстранение допускается при наличии достоверных сведений о воспрепятствовании руководителем должника действиям временного управляющего, при наличии сведений о совершении руководителем должника действий, нарушающих права и интересы должника и кредиторов, или об иных нарушениях действующего законодательства. Руководитель должника отстраняется от исполнения обязанностей на срок, определяемый хозяйственным судом. При этом управление должником осуществляет управляющий.

Об отстранении руководителя от должности хозяйственный суд выносит определение которое может быть обжаловано, в том числе и руководителем должника. Орган, полномочный заключать трудовой договор с руководителем должника, обязан отстранить руководителя должника, исполняющего обязанности руководителя должника по такому трудовому договору, от работы на срок, определяемый хозяйственным судом.

Итак, защитный период – это процедура банкротства, которая назначается хозяйственным судом на срок, предусмотренный законодательством в целях анализа финансового состояния организации и защиты прав и законных интересов должника и кредиторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В результате проведенного  исследования можно сделать следующие  выводы:

1. Досудебное оздоровление  – меры, принимаемые руководителями  организаций, собственником имущества  унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и иными организациями по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по восстановлению их платежеспособности.

Информация о работе Досудебное оздоровление и защитный период в процедуре банкротства