Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:47, контрольная работа

Описание работы

В Российской Федерации антимонопольное законодательство появилось с переходом к рыночной экономике в начале 90-х гг. ХХ в. Оно представлено общими и специальными законами, а также подзаконными актами. В ст. 8 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, воля экономической деятельности. Основополагающим антимонопольным законом является Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направленный на обеспечение условий ради создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………
1.2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА………………………………………………………….
1.3. ВИДЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………...
1.4. ФОРМЫ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………..
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ИНЫЕ МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………………...
2.1. АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ………………………………………...
ВЫВОД……………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Хозяйственное право.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  институт

внешнеэкономических связей, экономики и права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине: «Хозяйственное право» 

На тему: «Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентки 3 курса

Экономического  факультета

гр. 54-М

Мелишенко Зои Анатольевны 

Преподаватель:

Гриненко  С.Б. 
 
 
 

г. Калининград

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ  И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………

1.2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА………………………………………………………….

1.3. ВИДЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………...

1.4. ФОРМЫ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ  КОНКУРЕНЦИИ……………………..

2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ И ИНЫЕ МЕРЫ  ПО ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………………...

2.1. АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ  ОРГАНЫ………………………………………...

ВЫВОД……………………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...

3 

5 

5

7

8 

9

13

15

17

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

    Порядок государственного антимонопольного регулирования  формируется во всех странах с рыночной экономикой. Кроме административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки, эта система включает и юридические меры. Таким образом, антимонопольное регулирование — это комплекс экономических, административных и законодательных актов, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки.

    Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

    Опыт  различных стран сообразно созданию и использованию антимонопольного законодательства свидетельствует о необходимости этой формы государственного регулирования рыночных отношений, уровня и масштабов конкуренции, имеющих целью повышение эффективности экономики.

    В Российской Федерации антимонопольное  законодательство появилось с переходом к рыночной экономике в начале 90-х гг. ХХ в. Оно представлено общими и специальными законами, а также подзаконными актами. В ст. 8 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, воля экономической деятельности. Основополагающим антимонопольным законом является Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направленный на обеспечение условий ради создания и эффективного функционирования товарных рынков.

    В этом Законе наряду с понятием «конкуренция» даны определения таких понятий, как: недобросовестная конкуренция — любые направленные на доход преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям российского законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить (или причинили) убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации;

    доминирующее  положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта разве нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние для общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на ярмарка другим хозяйствующим субъектам; монополистическая деятельность — противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные для недопущение, ограничение или устранение конкуренции; монопольно высокая цена — цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение для товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара;

    монопольно низкая цена — цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение для товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее обстоятельства на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции через вытеснения конкурентов с рынка;

    аффилированные  лица — физические и юридические  лица, способные оказывать влияние  на деятельность юридических и (иначе) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ  КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 

    Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Она означает состязательность участников рынка, когда их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне (монопольно) воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Противоположностью конкуренции выступает монополистическая деятельность, представляющая собой действия участников рынка, противоречащие антимонопольному законодательству и направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. 

    Конкуренция разрешена законом, а монополистическая  деятельность запрещена. 

    На  поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности и направлено антимонопольное законодательство. 

    К источникам антимонопольного законодательства относится Конституция РФ, ст. 8, которая  устанавливает в Российской Федерации  единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. 

    Антимонопольные нормы содержатся в ст. 10, п. 2.3, ст. 57, п. 1, ст. 103 Гражданского кодекса РФ; в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г., "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" с изменениями от 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г.; ФЗ РФ от 23 июня 1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства. Рынок финансовых услуг регулируется нормативными актами Центрального банка РФ и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг. 
 

1.2. ИСТОРИЯ  СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. 

    Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Одним из первых антимонопольных законов является Конституция о ценах императора Зенона (483 г. до н.э.). В этом акте было закреплено следующее: "Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежд, или на рыбу, или на какую-либо иную вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначаемую для другого использования".

    Формирование  современной концепции антимонопольного законодательства относится к XV - XVII векам, когда отдельные мастера пытались противостоять существующему порядку деятельности гильдий. Так, в 1414 г. в Англии было рассмотрено дело по иску к Джону Дайеру о взыскании с последнего штрафа за нарушение условий договора, по которому Дайер был обязан "не использовать свое мастерство красильщика в пределах города на протяжении полугода". Суд объявил обязательство красильщика недействительным и постановил взыскать штраф с истца.

    Первые  законы о защите свободы конкуренции появились в конце ХIХ века. Родиной конкурентного права считаются США, где оно традиционно именуется антитрестовским правом (antitrust law). Первым в 1890 г. был принят закон, направленный на защиту коммерции и торговли от незаконных ограничений и монополий, более известный как Закон Шермана. В 1914 году были приняты также Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона, установивший ограничения на ценовую дискриминацию, заключение "связывающих" контрактов, создание холдинговых компаний, наличие в правлении и совете директоров конкурирующих компаний одних и тех же лиц. Эти законы до сих пор составляют основу антитрестовской политики США.

    Монополии, которые возникли в России в 90-х  годах ХХ в., не были новым явлением для нашей страны. В дореволюционной России, несмотря на то что основным видом деятельности было сельскохозяйственное производство, бурное развитие некоторых предприятий привело к созданию монополий. Например, "Продамет", созданный в 1902 г., объединял 30 металлургических предприятий. В горной промышленности монополистом был "Продаруд".

    Появление монополистов в России в 80 - 90-х гг. ХХ в. имело ряд особенностей. Монополии  в России - это зачастую бывшие ведомства  и крупные промышленные предприятия. Примером первых является концерн "Газпром", который перенес системы организации и хозяйствования, используемые министерствами, на рыночные отношения. Бывшие крупные государственные предприятия после их преобразования в акционерные общества также получили большие экономические преимущества и, в основном, заняли доминирующее положение. Например, доля АО "Спасскцемент" на рынке цемента Приморского края равна 100%.

    Правовое  регулирование конкуренции может, в принципе, осуществляться двумя  способами, условно их именуют "американским" и "европейским" (см. табл. 8). 

Таблица 8 

Способы правового регулирования конкуренции 

Американский  способ Европейский способ
"Антитрестовское  право" "Картельное  право"
Презумпция "вредности" монополий, 
поэтому их деятельность формально 
запрещена                       
Допускается существование   
монополий, но под жестким   
законодательным контролем 
Компания (или группа компаний)   
может доказать, что ее монополия  
полезна публичным интересам, и    
тогда ее деятельность может быть  
разрешена                      
Если будет  доказано, что    
деятельность монополии прино- 
сит больше вреда, чем пользы, 
ее деятельность будет запре-  
щена                        
 
 

    Российское  законодательство более близко к "европейской" модели регулирования конкурентных отношений по принципу "контроль за злоупотреблением рыночной властью", но в нем имеются и черты американской модели ("запрещение монополий").

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности