Субъекты, осуществляющие финансовый контроль в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в курсовой работе являются субъекты, осуществляющие финансовый контроль в Республике Беларусь.
Цель настоящей работы – выявление, изучение субъектов финансового контроля в Республике Беларусь. На основе этого можно определить задачи данной работы:
раскрыть организацию финансового контроля;
раскрыть состав органов финансового контроля в Республике Беларусь;
3) определить права и обязанности субъектов финансового контроля.
Для написания данной работы использовались нормативные и законодательные акты Республики Беларусь, журнальные статьи и учебные издания как белорусских, так и зарубежных авторов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. СОСТАВ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Виды, формы, методы осуществления финансового контроля 5
1.2 Функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль 10
1.3 Права, обязанности, ответственность работников, осуществляющих контроль 12
ГЛАВА 2 15
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕНОГО КОНТРОЛЯ - ВЫСШИЙ ОРГАН ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 15
ГЛАВА 3 20
КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

Kursach.docx

— 46.70 Кб (Скачать файл)

Прокуратура республики и  ее органы на местах составляют единую централизованную систему с подчинением  нижестоящих прокуратур вышестоящим. В нее входят:

Прокуратура Республики Беларусь;

Прокуратуры областей, г. Минска;

Прокуратуры районов, городов;

Межрайонные прокуратуры [6, с. 56].

Специализированные прокуратуры (транспортная, военная, природоохранная, по надзору за исполнением законов  в исправительных учреждениях).

Возглавляет Прокуратуру  Генеральный прокурор, который назначается  на должность Президентом с согласия Совета Республики и освобождается  от должности Президентом с уведомлением Совета Республики и подотчетен Президенту.

Прокуратура (за исключением  случаев, оговоренных в законе) не отменяет решений других органов, не выносит решений о праве, не применяет  наказаний к нарушителям закона, а требует, чтобы компетентные органы, общественные организации и должностные  лица своей властью в пределах данных им полномочий устранили нарушение  закона и приняли меры воздействия  к нарушителям.

Деятельность органов  прокуратуры направлена на достижение одной цели - всемерного укрепления законности и правопорядка в обществе и государстве. Ее реализации способствует деятельность прокуратуры по следующим  направлениям:

- общий надзор за исполнением  законов органами государственного  управления предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами  и гражданами;

- надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  дознание, предварительное следствие  и оперативно-розыскную деятельность;

- надзор за исполнением  законов при рассмотрении дел  судами;

- надзор за соблюдением  законов в местах содержания  задержанных, в местах предварительного  заключения, при исполнении наказаний  и иных мер принудительного  характера, назначаемых судом;

- борьба с нарушениями  законов, охраняющих права, свободы  и интересы личности, что в  правовом государстве становится  приоритетным;

- борьба с преступностью  и др. правонарушениями, расследование  преступлений, привлечение к уголовной  ответственности лиц, совершивших  преступления, обеспечение неотвратимости  ответственности за преступные  деяния;

- разработка совместно  с другими государственными органами  мер по предупреждению преступлений  и иных правонарушений, или координация  деятельности правоохранительных  органов по борьбе с преступностью  и явными правонарушениями;

- участие в совершенствовании  законодательства и пропаганде  законов [6, с. 58].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Оперативный финансовый контроль в Беларуси осуществляют прежде всего  Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [10, с. 39].

Министерство финансов Республики Беларусь не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно  контролирует ее осуществление. Все  его структурные подразделения  в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Аппарат Министерства финансов прежде всего осуществляет финансовый контроль в процессе разработки бюджета страны, контролирует своевременное  поступление доходов и расходование бюджетных ресурсов по целевому назначению, участвует в проведении валютного  контроля, контролирует направление  и использование государственных  инвестиций, выделяемых на основе решений  правительства.

Министерство финансов имеет  право: требовать и получать от органов  государственного управления и организаций  информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию  государственных финансовых средств; ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств  в случаях несоблюдения их получателями законодательства, необоснованного  получения либо использования указанных  средств не по целевому назначению; взыскивать в бесспорном порядке  бюджетные средства, необоснованно  полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства; применять экономические  санкции и налагать административные взыскания в соответствии с законодательством.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Министерством финансов Беларуси методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности. В рамках данного министерства важную роль играет Главное контрольно-ревизионное  управление Беларуси.

В соответствии с действующим  законодательством основными функциями  названного выше подразделения являются: проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий и организаций, использующих средства бюджета; проведение ревизий смет на содержание финансовых органов, а также проверок их работы по организации составления и  исполнения бюджета, контролю за целевым  и эффективным использованием бюджетных  средств, а также внебюджетных и  государственных целевых бюджетных  фондов; разработка методических документов и форм отчетности о контрольно-ревизионной  работе; проведение ревизий финансово-хозяйственной  деятельности учреждений и организаций, подчиненных структурным подразделениям Минфина; методическое руководство  контрольно-ревизионной работой, обобщение  практики применения законодательства по вопросам ревизий и проверок, разработка предложений по его совершенствованию.

Органы Главного государственного казначейства Республики Беларусь осуществляют оперативный контроль за исполнением  доходной части бюджета, эффективным  расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета, внебюджетных и целевых бюджетных  фондов, за соблюдением банковскими  учреждениями правил кассового исполнения бюджета. Кроме этого, органы казначейства составляют отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляют его правительству.

Важное место в системе  финансового контроля занимает Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основная задача налоговых органов - обеспечить работу единой системы  контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Ключевым оперативным  звеном в структуре данного министерства являются налоговые инспекции (областные, городские, районные), которые осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков.

Министерство по налогам  и сборам и его органы имеют  право: проводить в установленном  налоговым законодательством порядке  налоговые проверки; проверять в  организациях и у граждан документы, связанные с исчислением и  уплатой налогов, получать необходимые  объяснения, справки и сведения по соответствующим вопросам; требовать  от налогоплательщиков для проведения налоговой проверки первичные документы (бухгалтерскую, статистическую отчетность и др.), связанные с исчислением  и уплатой налогов. Налоговые  органы имеют также право: производить  изъятие документов, вещей и товарно-материальных ценностей налогоплательщиков, которые  являются объектами нарушения законодательства о назначать инвентаризацию имущества  налогоплательщиков, опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества налогоплательщиков (за исключением касс и хранилищ банков и небанковских кредитно-финансовых организаций); налагать (в соответствии с законодательством) арест на денежные средства (кроме денежных средств  и других ценностей в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях) и  иное имущество налогоплательщиков - нарушителей законодательства о  налогах и предпринимательстве; в случаях, предусмотренных законодательством, приостанавливать операции налогоплательщиков по их счетам и вкладам в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, а также взыскивать задолженность по налогам в бюджет и др.

Важные контрольные функции  выполняет Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с законодательством  он, в частности, организует и осуществляет валютный контроль (как непосредственно, так и через уполномоченные банки); производит государственную регистрацию  банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выдачу им лицензий на осуществление банковских операций; разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов; контролирует обеспечение безопасности и защиты информации в банковской системе и др.

С учетом данных функций  Национальный банк Беларуси наделен  широкими правами в области регулирования  кредитных отношений, валютного  обращения деятельности банков и  небанковских кредитно-финансовых организаций  и надзора за нею, в частности: правом контролировать осуществление  ими валютных операций; определять меры их ответственности за нарушение  валютного законодательства; выдавать разрешения (лицензии) на ведение валютных операций, связанных с движением  капитала; постоянно контролировать соблюдение банки ми и небанковскими  кредитно-финансовыми организациями  банковского законодательства и  др.

В состав органов, осуществляющих финансовый контроль, входит и Государственный  таможенный комитет Республики Беларусь. Он выполняет следующие функции: ведет борьбу с контрабандой, административными  таможенными право нарушениями; пресекает незаконный ввоз-вывоз  через таможенную границу наркотических  средств, оружия и предметов, представляющих художественную, историческую и археологическую  ценность; осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создавая условия, способствующие ускорению  товарооборота через таможенную границу; контролирует вывоз стратегических и других жизненно важных для интересов страны материалов; ведет валютный контроль в пределах своей компетенции и др.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется министерствами, государственными комитетами, другими органами управления на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Для этих целей в составе министерств  и ведомств создаются контрольно-ревизионные  управления (отделы, группы), подчиняющиеся  непосредственно руководителю органа управления. Если такое подразделение  не создано, то контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью подведомственных предприятий, учреждений и организаций возлагается  на руководителя бухгалтерского учета (главного бухгалтера) органа управления.

Ревизии и проверки могут  производиться на договорной основе аудиторскими организациями. Решение  об этом принимает руководитель органа управления.

Основными задачами ведомственного контроля являются соблюдение финансовой дисциплины, борьба с хищениями государственной  и негосударственной собственности, денежных средств и материалов, выявление  случаев незаконного их расходования, проверка постановки бухучета и отчетности.

Органами внутрихозяйственного финансового контроля являются специальные  структурные подразделения предприятий, учреждений и организаций - обычно финансовые и планово-финансовые отделы, бухгалтерии. Особенно большую роль играют главные (старnine) бухгалтеры, которые непосредственно  подписывают все документы (бухгалтерские  отчеты, расходные документы и  др.), связанные с финансово-хозяйственной  деятельностью своих предприятий (учреждений).

Финансовый контроль тесно  связан с разнообразными финансовыми  санкциями, которые в соответствии с законодательством применяют  финансовые органы по отношению к предприятиям, учреждениям и организациям в случае нарушения ими определенных требований и правовых норм. Санкции выступают в виде пени, штрафов и неустоек. Так, штрафы начисляются: за сокрытие прибыли или других объектов налогообложения; необоснованное получение дотаций и компенсаций из бюджета; использование средств бюджета не по целевому назначению; завышение объема стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, выполненных за счет бюджетных ассигнований; приписки и др.

Применение санкций повышает ответственность предприятий, учреждений, организаций и стимулирует к  соблюдению законодательства и условий  различных договоров, укреплению финансовой дисциплины.

Наряду с названными выше органами финансового контроля действуют  специальные структуры, к которым  относятся аудиторские организации, и индивидуальные предприниматели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного в курсовой работе исследования можно  сделать следующие выводы:

Системность контроля достигается  комбинированным использованием его  различных видов: логического и  математического, документального  и фактического. Источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация. Среди форм финансового контроля выделяют предварительный, текущий  и последующий контроль.

Основной метод финансового  контроля - ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.

В системе государственных  институтов следует выделить государственные  органы особой компетенции, которые  выполняют определенные функции  государства, но не входят ни в одну из ветвей власти. К таким органам  относятся Прокуратура, Счетная  палата, Центральный банк, казначейство, Центральная избирательная комиссия и др. В рамках своей компетенции  они используют специфические формы  и методы деятельности. Создание таких  органов обусловлено объективной  необходимостью, диктуемой реальными  потребностями государства.

Информация о работе Субъекты, осуществляющие финансовый контроль в Республике Беларусь