Субъекты, осуществляющие финансовый контроль в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в курсовой работе являются субъекты, осуществляющие финансовый контроль в Республике Беларусь.
Цель настоящей работы – выявление, изучение субъектов финансового контроля в Республике Беларусь. На основе этого можно определить задачи данной работы:
раскрыть организацию финансового контроля;
раскрыть состав органов финансового контроля в Республике Беларусь;
3) определить права и обязанности субъектов финансового контроля.
Для написания данной работы использовались нормативные и законодательные акты Республики Беларусь, журнальные статьи и учебные издания как белорусских, так и зарубежных авторов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. СОСТАВ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Виды, формы, методы осуществления финансового контроля 5
1.2 Функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль 10
1.3 Права, обязанности, ответственность работников, осуществляющих контроль 12
ГЛАВА 2 15
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕНОГО КОНТРОЛЯ - ВЫСШИЙ ОРГАН ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 15
ГЛАВА 3 20
КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

Kursach.docx

— 46.70 Кб (Скачать файл)

3) при наличии предписания  на проведение ревизии (проверки) и предъявлении служебного удостоверения  свободно входить и с участием  представителей субъектов хозяйствования  производить обследование служебных  и производственных помещений;

4) производить личный  досмотр нарушителей законодательства, а также досмотр находящихся  при них вещей, документов и  транспортных средств;

5) изымать документы, свидетельствующие  о нарушении субъектами хозяйствования  норм законодательства либо являющиеся  объектами таких нарушений;

6) опечатывать кассы, помещения,  места хранения документов, товарно-материальных  ценностей и денежных средств,  за исключением касс и хранилищ  учреждений банков, назначать их  инвентаризацию;

7) приостанавливать производство  и реализацию товаров, работ  или оказание услуг, если дальнейшее  продолжение указанной деятельности  причиняет либо может причинить  вред жизни, здоровью либо имуществу  граждан;

8) для определения качества  товаров производить в установленном  порядке отбор образцов;

9) проводить контрольные  покупки и оформление заказов  на платные услуги для проверки  правильности расчетов с покупателями;

10) приостанавливать в  исключительных случаях отдельные  операции по счетам субъектов  хозяйствования. Каждый факт такой  приостановки должен быть основан  на достоверных данных о нарушениях  законодательства;

11) требовать от руководителей  и других должностных лиц субъектов  хозяйствования устранения выявленных  нарушений законодательства и  контролировать соблюдение таких  требований;

12) в случаях выявления  при проведении ревизий и проверок  фактов, дающих основание предполагать  совершение преступлений, передавать  материалы в правоохранительные  органы для принятия мер в  соответствии с действующим законодательством;

13) рассматривать дела  об административных правонарушениях  и налагать административные  взыскания;

14) применять экономические  санкции [5, с. 29].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Права, обязанности, ответственность работников, осуществляющих контроль

 

      В законе Республики Беларусь №3373-XII от 08.11.1994 г. «Об аудиторской деятельности» оговариваются права, обязанности и ответственность работников, осуществляющих контроль.

Аудитор - физическое лицо, имеющее  высшее экономическое и (или) юридическое  образование и стаж работы по соответствующей  специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством  к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в  качестве аудитора - индивидуального  предпринимателя, а также в качестве работника аудиторской организации.

Права аудиторских организаций  и аудиторов - индивидуальных предпринимателей.

Аудиторские организации  и аудиторы - индивидуальные предприниматели  при проведении аудита имеют право:

- самостоятельно определять  формы и методы проведения  аудита;

- проверять у аудируемого  лица все бухгалтерские регистры, счета и другую документацию  о финансовой и хозяйственной  деятельности, активы и обязательства,  фактическое наличие денежных  средств, ценных бумаг, иного  имущества и их соответствие  данным бухгалтерского учета  и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- получать в соответствии  с законодательством по письменному  запросу в банках, небанковских  кредитно-финансовых организациях, налоговых и иных органах соответствующие  сведения о финансовой и хозяйственной  деятельности аудируемого лица, необходимые для выполнения договора  оказания аудиторских услуг;

- привлекать на договорной  основе в соответствии с законодательством  при проведении аудита для  проверки отдельных вопросов, требующих  специальных знаний, лиц, имеющих  соответствующую специальность,  в случае, если в штатном расписании  аудиторской организации отсутствуют  специалисты такого профиля;

- получать у должностных  лиц аудируемого лица разъяснения  в устной и (или) письменной  форме по вопросам, возникающим  в ходе оказания аудиторских  услуг;

- отказаться от проведения  аудита или выражения в аудиторском  заключении своего мнения о  достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях непредставления  аудируемым лицом документов, необходимых  для проведения аудита, и (или)  выявления в ходе аудита обстоятельств,  оказывающих либо могущих оказать  существенное влияние на мнение  о достоверности бухгалтерской  (финансовой) отчетности аудируемого  лица и соответствии порядка  ведения бухгалтерского учета  законодательству;

- осуществлять иные права,  не противоречащие законодательству  и вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания  аудиторских услуг.

 Обязанности аудиторских  организаций и аудиторов - индивидуальных  предпринимателей.

 Аудиторские организации  и аудиторы - индивидуальные предприниматели  обязаны:

- выполнять требования  законодательства при осуществлении  аудиторской деятельности (оказании  сопутствующих аудиту услуг);

- вести учет заключенных  договоров оказания аудиторских  услуг;

- качественно проводить  аудит и (или) оказывать сопутствующие  аудиту услуги;

- сообщать заказчику о  невозможности своего участия  в проведении аудита при наличии  обстоятельств, предусмотренных  частью второй статьи 8 Закона;

- обеспечивать сохранность  полученных документов;

- сообщать учредителям  (участникам, собственникам имущества)  аудируемого лица в ходе проведения  аудита в письменной форме  сведения, свидетельствующие о нарушении  законодательства, в результате  которого причинены либо могут  быть причинены в крупном или  особо крупном размере убытки (вред) физическому лицу, и (или)  юридическому лицу, и (или) государству;

- передать аудиторское  заключение в срок, установленный  договором оказания аудиторских  услуг;

- исполнять в соответствии  с законодательством иные обязанности,  в том числе вытекающие из  существа правоотношений, определенных  договором оказания аудиторских  услуг, а также уставом аудируемой  организации.

Ответственность аудиторских  организаций и аудиторов.

Составление заведомо ложного  аудиторского заключения влечет ответственность  в виде аннулирования у аудиторской  организации или аудитора - индивидуального  предпринимателя лицензии на осуществление  аудиторской деятельности, а для  лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного  аттестата аудитора. Для целей  настоящего Закона под заведомо ложным аудиторским заключением понимается аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или не соответствующее результатам  проверки. Заведомо ложное аудиторское  заключение признается таковым только по решению суда.

 

 

ГЛАВА 2

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕНОГО  КОНТРОЛЯ - ВЫСШИЙ ОРГАН ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ, ЕГО ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

 

В Беларуси важным органом  финансового контроля со стороны  представительной власти, по существу равнозначным российской Счетной палате, является Комитет государственного контроля. Формирование данного органа предусмотрено Конституцией Республики Беларусь (1996 г.). Эта обязанность  лежит на Президенте страны.

Систему государственного контроля образуют Комитет государственного контроля и его территориальные  органы во всех областях и столице. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в  городах и районах республики.

Комитет государственного контроля включает более 15 главных управлений (например, Главное управление бюджетно-финансового  контроля, Главное управление контроля за банковской деятельностью и др.). В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию  системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» от 02.11.2001 г. № 617 в состав данного комитета включен созданный на базе Государственного комитета финансовых расследований  Республики Беларусь Департамент финансовых расследований с правами юридического лица. Это значительно расширило  его функции.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы контролируют: исполнение республиканского бюджета, соблюдение законодательства в области финансовых и налоговых  отношений в системе местных  бюджетов и государственных целевых  бюджетных и внебюджетных фондов; расходование средств республиканского и местных бюджетов, направляемых на создание государственных органов; сохранность и использование государственного имущества; соблюдение государственными органами, иными юридическими лицами актов законодательства в области инвестиционной деятельности; законность использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов; соблюдение государственными органами и банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств; состояние контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также проведение проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; финансово-хозяйственную деятельность органов, представительств и учреждений республики, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета; соблюдение участниками рынка ценных бумаг, а также Национальным банком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регулированию этого рынка, законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг и т.п.

Основные формы контроля, используемые органами Комитета государственного контроля, - тематические проверки и  ревизии.

Должностные лица Комитета государственного контроля имеют широкие  права. В частности, при проведении проверок (ревизий) они вправе входить  на территорию и в помещения (кроме  жилых) государственных органов, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на склады, в хранилища, производственные и  вспомогательные помещения и  другие объекты для проверки наличия  денежных средств, ценных бумаг, материальных и иных ценностей и порядка  их хранения. Они могут опечатывать  кассы или кассовые помещения, склады и архивы, требовать от должностных  лиц в установленных законодательством  случаях предъявления декларации о  доходах и имуществе.

И в Беларуси, и в России контроль со стороны правительства  проявляется в том, что оно  разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в парламент  проект бюджета и отчеты о его  исполнении, обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной  и денежной политики. Кроме этого, правительство отвечает за исполнение законов страны и декретов, указов и распоряжений Главы государства, оно вправе отменять акты министерств  и иных органов государственного управления.

В результате присоединения  Государственного комитета финансовых расследований к Комитету государственного контроля (Указ Президента Республики Беларусь № 516), в его составе создана  соответствующая организационная  структура, обеспечивающая реализацию функций, связанных с финансовыми  расследованиями [6, с. 55].

В рамках своей компетенции  контрольные функции выполняют  и другие органы государственного управления.

К органам особой компетенции  относится институт прокурорского  надзора в Республике Беларусь.

Прокуратура (от лат procuro - забочусь, управляю) - специальный государственный  орган, выполняющий функцию общего надзора за точным и единообразным  исполнением законов в стране.

Прокуратура Республики Беларусь в своей деятельности руководствуется  законом «О прокуратуре Республики Беларусь».

Прокуратура Республики Беларусь обеспечивает надзор за точным и единообразным  исполнением законов органами государственного управления, общественными объединениями, политическими партиями и движениями, субъектами хозяйствования, должностными лицами и гражданами, причем органы прокуратуры выступают как самостоятельные  и независимые. Надзор осуществляется от имени высшего органа государственной  власти и распространяется на территорию всего государства. Он осуществляется даже в отношении тех органов  и организаций, которые сами призваны осуществлять контроль. Прокурорский надзор обладает только ему присущим качеством всеобщности.

Информация о работе Субъекты, осуществляющие финансовый контроль в Республике Беларусь